Обзор СМИ


Восток – дело перспективное
03.02.2017


Кузбасс - Тяжелые времена для угольной отрасли закончатся в 2021 году. Именно об этом говорят сегодня многие аналитические агентства мира. «В свете ограничительных мер, принятых китайскими властями, и массового банкротства поставщиков угольной продукции в США, цены на энергетический и коксующийся уголь в течение прогнозного периода с 2017-го по 2021 год поднимутся (и, предположительно, укрепятся) выше уровня 2016 года», – сообщает, в частности, Аналитическое кредитное рейтинговое агентство (АКРА).

Ценовой сценарий, по мнению экспертов, следующий. В период с 2017-го по 2021 год цены на коксующийся уголь установятся на уровне 140-150 долларов за тонну; к 2021 году ожидается восстановление цен на энергетический уголь до уровня выше 63 долл./т.

При этом опасения, что ужесточение экологических требований может привести к отказу от угольной генерации, пока можно считать беспочвенными. В США и Евросоюзе действительно происходит сокращение углегенерации (выводятся из эксплуатации старые блоки электростанций, частично переводятся на газ действующие), однако, к примеру, в Южной Корее до 2029 года планируется ввод в строй угольных мощностей на 18 ГВт (до 50 млн т потребности в угле), а в результате пуска новых угольных электростанций в Индии спрос на «черное золото» в этой стране может увеличиться к 2018 году на 190 млн т.

Крупнейшие угольные проекты в РФ – в соответствии с принятыми в «Программе развития угольной промышленности России на период до 2030 года» темпами формирования новых центров добычи – предусматривают смещение в восточном направлении страны, рассчитывая именно на экспорт угля в страны Азиатско-Тихоокеанского региона.

Речь идет в том числе об Эльгинском угольном месторождении (Южно-Якутский бассейн, Якутия), Элегестском и Межегейском месторождениях (Улуг-Хемский бассейн, Тыва). Что там происходит сегодня?

Судя по всему, добыча «черного золота» на Эльгинском угольном месторождении будет приостановлена на неопределённый срок. У «Мечела», ведущего освоение этой территории, начались серьёзные трудности с исполнением кредитных обязательств. В отсутствии финансирования Эльгинского месторождения со стороны «Внешэкономбанка», потери несет не только «Мечел», но также бюджеты Якутии и её муниципалитетов, недополучающие налоги.

Руководство республики совсем не радо возможности остановки работы на месторождении. Но в настоящее время говорить о реальных перспективах не приходится.

Группа «Колмар» реализует в Якутии строительство двух крупных горно-обогатительных комплексов: ГОК «Денисовский» и ГОК «Инаглинский». Ситуация здесь складывается более позитивно, «есть понимание, что наш проект надо двигать, так как он в общем уникален для России, да и в целом для глобального рынка», – поясняет Аркадий Островский, заместитель финансового директора «Колмара». Но, признает он, «отрасль пока в красной зоне у банков».

Республика Тыва, в которой сконцентрированы все запасы коксующихся марок угля Восточной Сибири, очень рассчитывает на освоение Элегестского и Межегейского месторождений, участка «Центральный» Улуг-Хемского угольного бассейна. Однако реализация этого плана сдерживается отсутствием железнодорожной линии Кызыл – Курагино. До сих пор здесь мало что сделано, хотя главный инвестор, ЗАО «Тувинская Энергетическая Промышленная Корпорация» (ТЭПК), затратил массу средств… Выход на плановые мощности по добыче и обогащению угля в 2021-2022 годах (как запланировано) уже невозможен. Работа пока зашла в финансовый тупик.

ЕВРАЗ владеет лицензией на разработку двух участков Улуг-Хемского угольного бассейна Тывы с суммарными запасами 782,5 миллиона тонн коксующегося угля марки Ж. Работы по строительству шахты начались еще в 2011 году. Общая сумма капиталовложений ЕВРАЗа составила около 200 млн долларов. В итоге шахта «Межегейуголь» смогла за январь-июнь 2016 года добыть 205600 тонн угля, или 82,2% от плана на 2016 год (250 тысяч тонн), и это только результат попутной добычи угля из встречающихся угольных пластов, которые вскрываются в процессе строительства новой шахты.

Застопорился проект освоения Гербикано-Огоджинского месторождения (Амурская область) и еще ряд идей по созданию крупных центров угледобычи с акцентом на коксующийся уголь. И это при том, что именно коксующиеся марки в конце прошлого года оказались в мировом дефиците (вплоть до остановки металлургических предприятий в Китае).

Как может Кузбасс выиграть на фоне выше перечисленного? Большой плюс уже в том, что именно наши ученые принимают участие в теоретическом обосновании новых угольных проектов. Ведущие проектные компании нашего региона работают на строительстве новых шахт и разрезов, активно эксплуатируя опыт Кемеровской области.

Время, данное нам на пребывание в статусе угольного лидера России, позволяет сделать многое (например, осуществить переход на углехимию, углегенерацию), а то и совершить даже более явный прорыв – благодаря наличию мощнейшей научной базы. Тем более что на полную реорганизацию отрасли отведено никак не менее 15 лет.

И наконец – вселяет просто оптимизм прогноз на восстановление роли угля к 2021 году. Да, придется ждать более ярких примет перемены. И тема долгосрочных инвестиций в уголь пока непопулярна. «Китай меняет политику – всё переворачивается с ног на голову», – говорят руководители угольных холдингов. И так каждый год, если не квартал…

http://www.rosugol.ru/news/articles.php?ELEMENT_ID=22630

Росинформуголь.


2024-МАЙНИНГ