Обзор СМИ


Экологический менеджмент в условиях роста перевалки угля
19.11.2017


РЖД-Партнер - Экологический менеджмент на российских угольных терминалах внедряется в условиях взрывного роста объемов перевалки угля. О специфике его внедрения и экологической безопасности современных угольных терминалов РЖД-Партнеру рассказывает заместитель генерального директора, директор по логистике СУЭК Денис Илатовский.

– Денис Викторович, как изменился сегмент перевалки угля за последние годы?

– Если еще в 2012 году общий экспорт угля через порты РФ составлял менее 90 млн т, то в 2017-м ожидается около 150 млн т. За последние 10 лет были построены современные терминалы в Усть-Луге и на Дальнем Востоке, в частности, Дальтрансуголь и, кроме того, планируется ввод 3-ей очереди порта Восточный. Доля специализированных терминалов составит более 60% от суммарной мощности всех угольных портов РФ. Остальные 40% занимают универсальные порты, предназначенные для перевалки широкой номенклатуры грузов, но в настоящее время нацеленные на уголь, как наиболее конкурентный.

– Чем различаются эти порты в плане используемых технологий?

– Отличие этих двух категорий портов – значительное. Специализированные ведут выгрузку вагонов и погрузку в суда по закрытой технологии, а склады угля хорошо орошаются специальными системами. Универсальным портам для защиты от пыления необходимо реализовать целый дополнительный комплекс мер – использовать бетонные ограждения склада, ветрозащитные стенки, водяные пушки, очистку проездов и т.п. При этом они, как правило, используют государственную инфраструктуру, которая находится под управлением ФГУП Росморпорт и расположена в черте города. Специализированные владеют на правах собственности и землей, и всей инфраструктурой. Это произошло в результате принятия в 2008 г. нового закона о портах. В итоге для внедрения современных очистных сооружений, ливневой канализации и других капитальных сооружений для улучшения экологии, универсальные порты вынуждены согласовывать эти мероприятия с Росморпортом.

– Какие вызовы встают перед угольщиками и портовиками в сложившихся условиях?

– Дальнейшее развитие перевалки угля в портах будет связано с изменениями мирового спроса на уголь. Вероятнее всего, общий объем экспорта из нашей страны будет расти, однако, требования по калорийности и чистоте угля будут серьезным ограничением для наших производителей. Дополнительным вызовом для портовиков стали жесткие требования Минпририроды и местных жителей, особенно г. Находки по уровню пыления на границе санитарной зоны. Те, кто жили в СССР, помнят, какое внимание в плане экологии уделялось производству, но никому в голову не приходило требовать закрыть, например, Магнитогорский металлургический комбинат или Норникель. Теперь же ни одно предприятие не может игнорировать естественное желание людей жить в благоприятной и чистой атмосфере. Это требование времени и свойство более высокого уровня развития общества.

– В чем заключается специфика экологического менеджмента на российских угольных терминалах в настоящих условиях?

– Для выработки баланса между экономикой производства и чистотой окружающей среды в России выработаны десятки нормативных актов и при строительстве любого порта экологические нормы закладываются в самом начале. Качество защиты воздуха от пыли в частности, определяется по уровню запыленности на границе санитарно-защитной зоны. Она устанавливается на таком удалении от объекта пыления, чтобы запыленность не превышала в среднем в год 0,5 мг на куб. м. Если на предприятии применяются современные системы защиты, то граница может быть ближе к объекту (150-200 м), а для обычного порта достаточным считается расстояние 500 м. В 2017 г. в результате массовых проверок были выявлены лишь единичные случаи превышения выбросов угольной пыли над нормативным уровнем.

– Как можно охарактеризовать приоритетное направление экологического менеджмента на угольных терминалах?

– На основе мирового опыта можно утверждать, что приоритетным направлением в области охраны окружающей среды при осуществлении перегрузки угля в части минимизации воздействия на воздушный бассейн является борьба с пылением. Для каждого источника пыления на терминалах предусматриваются мероприятия по пылеподавлению.

– Каковы основные способы минимизации пыления?

– Во-первых, это технологические мероприятия, включающие рациональное размещение оборудования и выбор оптимального технологического режима перегрузки – например, уменьшение числа промежуточных узлов и мест перегрузки материала, минимизация пересыпа в местах перегрузки. Во-вторых, это укрытие технологического оборудования и мест интенсивного пылеобразования. Как правило, данная мера применяется к конвейерным системам: ленты конвейера покрываются защитными кожухами полностью или частично. При погрузке или выгрузке угля рукав судопогрузочной машины или грейфер опускаются в трюм судна, таким образом, распространение пыли им и ограничивается. Создание защитных экранов можно считать одной из разновидностей укрытия. Они могут создаваться различными способами. Высаживание лесозащитных полос по периметру терминала позволяет создать естественный защитный экран, который препятствует выносу пыли ветром с территории терминала. Также ветро-пылезащитные экраны изготавливаются из различных материалов: сеток из полимерных негорючих нитей, перфорированных и гофрированных стеклопластиковых, алюминиевых и стальных с различными покрытиями листов. Перфорация достигает 28-32%. Наличие специально организованной перфорации и гофрирования у жестких экранов способствует более эффективному разрыву потока набегающего воздуха на отдельные потоки, отклонению их в разных направлениях и, как следствие, к взаимоподавлению скоростей и гашению суммарной скорости.

– Какой способ минимизации пыления наиболее распространен?

– Наиболее распространенным вариантом пылеподавления является увлажнение угля. Оно может производиться путем орошения, то есть разбрызгивания воды, или создания завесы из водяного тумана. Туманообразующие установки также могут быть стационарными или мобильными, причем, как правило, они мобильные. Данный способ пылеподавления применим для всех операций, производимых на терминале. Однако возможность его применения ограничивается температурой окружающего воздуха.

Еще один вариант -- закрепление пылящих поверхностей с помощью специальных добавок, связывающих пыль. В целом его эффективность достаточно высока и он является наиболее распространенным в мировой практике. В РФ предпринимаются попытки использования для пылеподавления снежных пушек, покрывающих поверхность угольного штабеля слоем снежной пыли. Для некоторых марок угля, которые являются плохо смачиваемыми, орошение водой может быть недостаточным и требуется использование специальных присадок.

Количество пыли также позволяет сократить механическая уборка территории, проездов, оборудования . Уплотнение штабеля угля может требоваться по правилам пожарной безопасности, однако также способствует сокращению пыления. Оно может производиться с помощью катков, вибрационных трамбовок или иных средств механизации.

Кроме того, применяется хранение угля в штабеле, обнесенном подпорными стенками. Это мероприятие приводит не только к увеличению вместимости штабеля, но и к снижению уноса топлива из штабеля в виде пыли и с ливневыми стоками за счет сокращения открытой поверхности штабеля. Подпорная железобетонная стенка устанавливается по всему периметру склада высотою от 2 до 12 и более метров в зависимости от местных условий.

– В каких портах в настоящее время уже используются меры, которые Вы перечислили?

– Указанные мероприятия уже внедрены в крупных портах РФ – Мурманском МТП, на Ростерминалугле, в порту Восточный, Дальтрансугле и ряде других терминалов. Однако только покупкой оборудования здесь не обойтись. Необходимо изменение технологического процесса и переобучение персонала. Например, для повышения производительности крановщику удобнее сбрасывать уголь, раскрывая грейфер на высоте более 2 м, а для минимизации пыления грейфер нужно опустить ниже 0,5 м. Такие нюансы требуют комплексного подхода и корректировки норм выработки и системы мотивации.

– Иными словами, нужны системные решения?

– Это комплексные вопросы решаются в рамках системы экологического менеджмента. Как правило, в портах системы экологического менеджмента ИСО 14000 и другие внедряются уже после финансирования и внедрения основных пылезащитных мероприятий. Работа по управлению снижением негативного воздействия на окружающую среду и здоровье человека и в транспортной отрасли в целом, и на российских угольных терминалах в частности осуществляется, в том числе, на основе поэтапного внедрения систем экологического менеджмента и управления качеством в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности. Основные направления здесь тесно связаны с повышением энергоэффективности транспортного комплекса до уровня показателей передовых стран. В рамках такой политики предусматривается реализация комплекса мер, направленных на мотивацию использования инновационных технологий охраны окружающей среды. Приоритетное значение имеет использование транспортных средств с электрическими двигателями, материалов и технологий, минимизирующих негативное воздействие на окружающую среду.

– Как можно оценить результаты?

– Анализ практик обеспечения экологической безопасности перевалки угля в портах свидетельствует о том, что в настоящее время стивидоры применяют экологический менеджмент как один из приоритетов стратегического развития. Для его реализации портовикам приходится не только экономить топливо и снижать выбросы от автотранспорта, но и стремиться к сохранению качественных характеристик водных акваторий портов и перегрузочных терминалов. Эффективная защита окружающей среды обеспечивается, в первую очередь, с помощью современного высокотехнологичного оборудования, систем пылеподавления и мониторинга. Последовательное, комплексное улучшение – это постоянный процесс по совершенствованию системы экологического менеджмента для достижения улучшения общей экологической результативности, чем пользуются все ответственные стивидоры.

На основе официальных докладов Минприроды по состоянию окружающей среды в РФ можно утверждать, что такие припортовые регионы, как Приморье, Мурманская область, Хабаровский край находятся в списке самых чистых по воздуху. При этом подавляющее большинство портов успешно проходят все проверки по соблюдению нормативов выбросов и показывают высокий уровень экологической ответственности. Необходимо отметить, что все терминалы и порты проектируются с учётом нормативных требований. Все технические решения проходят оценку и экспертизу.

– Какие дополнительные регуляторные меры необходимы для повышения качества экологической безопасности на предприятиях, занятых перевалкой угля?

– По распоряжению президента РФ от 16.08.2017 г. правительство ведет разработку законодательного внедрения наилучших доступных технологий при перевалке угля в портах. Это решение будет дополнением к уже действующей системе нормативных требований к стивидорной деятельности.

https://www.rosugol.ru/news/articles.php?ELEMENT_ID=24353

Росинформуголь.