2024 Стройимпорттехника


Нужное направление

90% экспортных промышленных перевозок Кузбасса осуществляется ж/д транспортом


Кузбасс экспортирует уголь, кокс, металл, продукты химического производства в 85 стран мира, при этом 90% перевозок осуществляется железнодорожным транспортом

Каждые сутки из Кемеровской области отгружается более 8 000 вагонов с углем, из них более половины идут на экспорт. Программа развития угольной отрасли до 2030 года, утвержденная в январе 2012-го, предполагает, что в Кузбассе будет построен еще не один десяток новых предприятий. Их развитие немыслимо без строительства новых путей, расширения железнодорожной инфраструктуры и оптимизации перевозок. Ежегодно в нашем регионе (и за его пределами — по пути следования до потребителя) и угольщики, и железнодорожники вкладывают деньги в расширение и строительство путей, станций погрузки.
Олег Трудов, замгендиректора Института проблем естественных монополий:
— В последнее десятилетие именно экспортное направление обеспечивало рост российской угольной промышленности. При этом сегодня в названной сфере происходят изменения, которые требуют «оперативных мер реагирования»: мировые цены снижаются, конкурентная борьба ожесточается. Резкая переориентация экспорта угля с европейского рынка сбыта на азиатский актуализировала проблему развития дальневосточных портов и железнодорожных подходов к ним.
Развитие новых экспортных направлений во многом зависит от решения транспортных проблем, а также эффективной работы портовой инфраструктуры. В настоящее же время в России сохраняется несогласованность как программ развития угольных месторождений, портовых мощностей и железнодорожной инфраструктуры, так и оперативных действий портов и железной дороги.
Угольщики готовы вкладывать финансовые средства в развитие своих месторождений, портовых терминалов. Некоторые из них даже готовы строить и строят железнодорожные пути от месторождений до магистральных ходов (БАМ, Транссиб). Портовые компании также с готовностью развивают свои мощности для приема угольных грузовых поездов и входят в кооперацию с угольщиками. Однако стабильной работе логистической цепочки препятствует слишком медленное развитие магистральных железнодорожных путей.
Документ сегодняшнего дня, развивающий отрасль в области, это «Программа развития и совершенствования технологии работы магистрального и промышленного железнодорожного транспорта в Кузбассе на 2012-2015 годы». По нему в настоящий момент работают ОАО «РЖД» совместно с 36 угольными компаниями и промышленными предприятиями Кузбасса. Имея в виду главную задачу — беспрепятственный вывоз угля потребителям, железнодорожники инвестируют в магистральные пути, угольщики развивают подъездные пути.
В планах РЖД до 2016 года инвестировать в проект свыше 100 млрд рублей (за 2002—2013 годы на развитие железнодорожной инфраструктуры Кузбасса ОАО «РЖД» направило 61,1 млрд рублей). Предприятиями Кузбасса в рамках программы предусматриваются вложения в размере более 45 млрд рублей.

Главная сибирская железнодорожная артерия
Приоритетная задача Кузбасса — активнее осваивать перспективные рынки Азиатско-Тихоокеанского региона. Объемы перевозки грузов из Кузбасса на Восток (в первую очередь, угля) за последние 7 лет увеличились более чем в 2,5 раза. Прежде всего это перевозки в порты Дальнего Востока: Находку, Восточный, Ванино, Посьет, а также на китайские сухопутные пограничные переходы. Но здесь кузбасские грузоотправители сталкиваются с низкой пропускной способностью Транссибирского хода.
Напомним, проект по расширению и реконструкции БАМа и Транссиба неоднократно обсуждался на всех уровнях власти. На первоочередное развитие и обновление инфраструктуры Восточного полигона по проекту необходимо 562 млрд рублей. Это средства Фонда национального благосостояния, собственные средства РЖД и инвестиции, привлеченные на основе государственно-частного партнерства.
— Мы благодарны президенту В.В. Путину за важнейшее решение о государственном финансировании программы расширения мощностей БАМа и Транссиба, — сказал Аман Тулеев, губернатор Кемеровской области, летом 2014 года на рабочей встрече, прошедшей в рамках первого в истории Кузбасса Дня Западно-Сибирской железной дороги. — Это открывает кузбасскому углю дверь на азиатские рынки. А модернизированные БАМ и Транссиб станут ключом к решению этой задачи в экспорте кузбасского угля.
В октябре 2012 года Правительством Российской Федерации было принято решение о государственной поддержке развития участка «Междуреченск–Тайшет», который имеет стратегическое значение как главная транспортная артерия для пропуска экспортных грузопотоков Сибири в направлении Китая и стран Юго-Восточной Азии. Этот участок Красноярской железной дороги входит в транспортный коридор «Кузбасс — Дальневосточный транспортный узел» и служит главной пропускной магистралью для экспорта кузбасского угля, идущего в направлении дальневосточных морских портов.
В рамках развития предполагается строительство 117,7 км вторых путей и двухпутных вставок на 12 перегонах. РЖД полагает, что благодаря этому к 2020 году загрузка линии повысится в 1,7 раза по сравнению с 2012.
Проект увеличения пропускной способности едва не заброшенной в 1990-х годах магистрали на юге Сибири фактически стартовал в 2012 году со сдачи нового Абаканского парка поездов стоимостью 1 млрд рублей. Общая стоимость проекта к моменту планируемого завершения в 2019 году должна достичь 42,9 млрд рублей. В рамках реконструкции участка в 2014 году в Саянских горах открыт новый Манский тоннель стоимостью 7 млрд рублей и протяженностью 2465 метров — самый длинный тоннель в Красноярском крае.
Еще один стратегический для нашего региона проект, осуществляемый ОАО «РЖД» — строительство железнодорожного тоннеля в районе станции Курегеш — так же стартовал в 2012 году. Как говорится в сообщениях Западно-Сибирской железной дороги (ЗСЖД, филиал РЖД), проект строительства нового тоннеля ведется параллельного с существующим. Расшивка однопутного перегона Курегеш — Карлык значительно разгрузит восточное направление для компаний «СУЭК-Кузбасс», «Южкузбасс-уголь», «СДС-Уголь».
«В настоящее время идущий по тоннелю подвижной состав имеет ограничение скорости до 60 км/ч. Новый проект позволит увеличить скорость движения поездов, а также сократить эксплуатационные расходы на содержание существующей инфраструктуры», — говорится в пресс-релизе ведомства. Новый тоннель планируется запустить в эксплуатацию в этом году. Старый, длиной 1 169 метров, будет законсервирован. Объем инвестиций ОАО «РЖД» на реализацию данного проекта за три года составит более 7 млрд рублей.

Тесное примыкание
До 2016 года планируется реализовать еще несколько программ по строительству мостов, расширению путей на некоторых грузовых станциях и работы по обновлению и техническому перевооружению устройств контактной сети.
Так, в конце прошлого года состоялось торжественное открытие грузовой станции Притомье, строительство которой началось в 2012 году. Оно было обусловлено вводом в эксплуатацию новой шахты «Бутовская» (ООО «Кокс-Майнинг»). Станция Притомье, протяженностью 7,5 км, имеет четыре приемоотправочных пути и один главный путь, общая стоимость строительства составила 620 млн рублей. На первом этапе станция будет грузить 850 000 тонн в год, а к 2018 году объем погрузки планируется увеличить до 1,5 млн тонн. По словам специалистов, открытие станции существенно увеличит общую погрузку кузбасского угля.
В рамках проекта ООО «КАРАКАН ИНВЕСТ» с 2012 года строит собственную железную дорогу по вывозу угля от своего разреза до остановочной платформы Улус. Создание пути от станции «Углепогрузочная» ЗАО «Шахта Беловская» до станции примыкания «Улус» протяженностью 32,6 км позволит увеличить эффективность освоения Караканского угольного месторождения. Собственная ветка позволит вывозить сначала 3 млн тонн угля в год, затем 6. В будущем пропускная способность дороги может быть увеличена до 25 млн тонн.
К сожалению, по сообщению «Интерфакса», руководство компании объявило, что в связи с подорожанием кредитных ресурсов «КАРАКАН ИНВЕСТ» не сможет закончить проект в установленный срок, завершение его отодвигается на 2-3 года. На строительство уже потрачено около 200 млн руб., стоимость всего проекта — более 3 млрд руб.
В ОАО «УК «Кузбассразрезуголь» программа развития железнодорожной инфраструктуры, рассчитанная на 5 лет, реализуется с 2011 года. В ее рамках в 2012 году компания существенно нарастила собственный парк полувагонов: с 700 до 4 700 единиц техники. Программой также предусмотрены реконструкция и расширение станций отгрузки и станций примыкания, увеличение протяженности подъездных путей на филиалах, обновление и модернизация подвижного состава. В 2014 году на Калтанском разрезе были завершены работы по путевому развитию станции Черный Калтан — проект, связанный со строительством обогатительной фабрики «Калтанская-Энергетическая». Теперь это одна из самых современных и мощных погрузочных станций в УК — ее пропускная способность увеличилась почти в три раза — с 2,2 млн до 6 млн тонн угля в год. Инвестиции в этот проект составили 191 млн рублей.
В рамках этого же проекта в 2015 году планируется приступить к строительству 2-й очереди станции Сарбала с целью увеличения ее пропускной способности. Необходимость возникла в связи с тем, что в начале этого года была введена в эксплуатацию современная обогатительная фабрика «Калтанская-Энергетическая». На реализацию программы развития железнодорожного транспорта «Кузбассразрезуголь» в 2014 году направил 272, 2 млн рублей. И стал лауреатом премии «Партнер ОАО «Российские железные дороги» в номинации «Лучшая компания-грузоотправитель-2014». Данная премия была вручена УК за положительные результаты в сфере развития железнодорожной инфраструктуры и динамичный рост объемов погрузки.

Уникальная Эльга
Впрочем, модернизация старой и строительство новой транспортной инфраструктуры требуется не только непосредственно на территории Кузбасса. На плановые мощности выходят новые центры добычи, вывоз из которых пойдет именно к восточным портам.
Один из широко освещаемых в прессе в последние несколько лет — масштабный проект ОАО «Мечел» по освоению Эльгинского месторождения.
Напомним, что Эльга — одно из крупнейших в мире месторождений высококачественного коксующегося угля. Добыча на нем началась в 2011 году. Одна из проблем, связанных с освоением месторождения, заключалась в том, что ближайшая железнодорожная станция находилась в 321 километре, и это потребовало строительства собственной соединяющей железнодорожной ветки. Реализация проекта по ее строительству началась в феврале 2008 года, а в 2011 году открылось и сквозное движение по возведенной «Мечелом» 321-километровой железнодорожной ветке, которая соединила месторождение с Байкало-Амурской магистралью. Это один из первых в России подобных крупномасштабных проектов, реализуемых частным бизнесом, поэтому найти сопоставимые объекты для сравнения по срокам и затратам крайне сложно. Компания вложила в это строительство 2,5 млрд долларов.
Представители «Мечела» не раз говорили, что эффективность наличия собственного железнодорожного или автомобильного парка оценивается по ключевому критерию — оптимизации транспортных затрат. Если говорить про железнодорожный транспорт, который составляет основную долю парка компании, то это 12 000 полувагонов. Суммарный объем перевозок — около 50 млн тонн грузов в год (уголь, металлы, железорудный концентрат и др.). Собственным парком «Мечел» перевозит более 25% этого объема, остальное распределяют между ведущими игроками железнодорожного транспортного рынка.
В 2013 году «Мечел» сообщил о начале поставок угольного концентрата в Китайскую Народную Республику (КНР) по железной дороге через новый пограничный переход Махалино — Хунь-Чунь. В начале августа был отправлен первый грузовой поезд по международному транспортному коридору, связавшему юг Приморья с китайской провинцией Цзилинь.
И работа в направлении развития железнодорожных перевозок постоянно продолжается. Так, в апреле этого года «Коммерсант» сообщил, что «Мечел» подписал новое соглашение с РЖД, предусматривающее организацию движения грузовых поездов с углем в направлении дальневосточных портов по выделенным маршрутам с фиксированным временем отправления и прибытия. Договор регламентирует перевозки по жесткому расписанию продукции «дочерних» компаний «Мечела» ОАО ХК «Якутуголь» и ОАО «Южный Кузбасс» в адрес торговых портов Посьет и Ванино:
— Данная технология, — уточнил Сергей Колесников, первый заместитель гендиректора Центра фирменного транспортного обслуживания (филиал РЖД), — позволяет эффективнее распределять нагрузку на инфраструктуру общего пользования, упорядочить работу локомотивных бригад, оптимизировать эксплуатационные расходы.
— Это особенно актуально для обеспечения равномерной загрузки восточной части БАМа и развития всего Восточного железнодорожного полигона, — подчеркнул он.

Евгения Райнеш