Нам 10 лет


Новые возможности

Еще в прошлом году администрация Новокузнецка объявила о начале работы по подготовке заявки на создание в городе территории опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР)


Аман Тулеев, губернатор области, уделил отдельное внимание теме в бюджетном послании-2017. «Это тысячи рабочих мест», — охарактеризовал он возможности развития южной столицы.

В случае получения городом соответствующего статуса резиденты ТОСЭР «Новокузнецк» обретут существенные преференции. Например, отчисления на страховые выплаты от фонда оплаты труда сокращаются до 7,6%, налог на прибыль в первые пять лет реализации проекта — до 0%, налог на имущество и землю — до 0%. Все это позволит представителям бизнеса существенно снизить издержки, послужит стимулом для организации и расширения деловой активности, а городу поможет создать новые рабочие места и увеличить налогооблагаемую базу.

Мы попросили Ирину Прошунину, заместителя главы Новокузнецка по экономическим вопросам, более подробно рассказать о текущей ситуации.

— Объясните, пожалуйста, по каким критериям Новокузнецк был отнесен к монозависимой территории? Насколько значима здесь занятость новокузнечан на угольных предприятиях?

— Главным показателем моно-зависимости муниципального образования является отношение доли занятого на градообразующем предприятии населения к числу населения, задействованного в экономике города.

Основой промышленного потенциала Новокузнецка являются металлургическое производство и производство готовых металлических изделий. На долю этих доминирующих видов деятельности приходится 46,9% объема отгруженных товаров и услуг, а численность занятых на предприятиях градообразующей отрасли к численности занятых в экономике города на 1 января 2017 года составляет 20,36%.

Одним из основных отрицательных моментов монозависимости Новокузнецка является постоянное снижение численности сотрудников градообразующего предприятия, в связи с чем большое количество трудящихся рабочих специальностей вынуждены выходить на рынок труда. При этом стоит учитывать, что новые производства создаются меньшими темпами.

Угольная отрасль на текущий момент не является основной в экономике города. На территории Новокузнецка зарегистрированы два предприятия, осуществляющие деятельность в сфере добычи полезных ископаемых, а среднесписочная численность работающих в этих организациях не превышает 4% от общей численности занятых на предприятиях города. Таким образом, нельзя говорить, что экономика Новокузнецка находится в принципиальной зависимости от угольного сектора. Вместе с тем в Новокузнецке действует более 40 организаций, работающих в кооперации с угольными предприятиями Кузбасса и России. Среди выпускаемой продукции — горно-шахтное оборудование, средства безопасности, комплектующие и запасные части. Кроме российского рынка, эти изделия пользуются спросом и за рубежом. За 2016 год объем экспортируемой машиностроительной продукции составил почти 100 тонн. Поэтому опосредованно специфика региона безусловно накладывает отпечаток на отраслевую структуру экономики города.

— Можете коротко описать ситуацию с трудоустройством, с налогообложением, с общим социальным фоном жизни города?

— Задача власти — обеспечивать комфортный социальный климат любого города, в том числе и используя механизмы поддержки, предусмотренные для моногородов, привлечения средств в реализацию городских проектов через участие в федеральных приоритетных проектах.

По состоянию на 1 января 2018 года уровень регистрируемой безработицы составляет 1,2%. Это самый низкий показатель по области. В течение 2017 года в лучшую сторону изменилась ситуация с обеспеченностью вакансиями для трудоустройства. К сожалению, на протяжении ряда лет наблюдается тенденция снижения налоговых доходов бюджета, в то же время объем налоговых поступлений в местный бюджет от малых и средних предприятий вырос на 25% относительно уровня 2016 года: с 1,072 до 1,572 миллиарда рублей. Одна из наиболее характерных проблем моногородов присущая и Новокузнецку — отток населения студенческого возраста. Это проблема, которую мы рассчитываем разрешить с помощью создания в Новокузнецке опорного вуза.

— Каковы финансовые, экономические, социальные надежды на ТОСЭР?

— В первую очередь создание ТОСЭР направлено на формирование благоприятного инвестиционного климата и создание большого количества новых рабочих мест в отраслях, не связанных с деятельностью градообразующего предприятия. По предварительным прогнозам, ТОСЭР «Новокузнецк» позволит:

создать не менее 10 тысяч рабочих мест, в том числе 1 500 рабочих мест по текущему прогнозу по представленным проектам, и снизить уровень социальной напряженности в Новокузнецке и городах Новокузнецкой агломерации;

привлечь в экономику города не менее 17 миллиардов рублей, в том числе 3,3 миллиарда рублей по текущему прогнозу по представленным проектам;

увеличить дополнительные поступления в бюджеты всех уровней до 12 миллиардов рублей (до 2028 года);

диверсифицировать экономику моногорода;

увеличить доходы бюджета моногорода и его расходы на решение социальных и экологических проблем.

— Есть ли ожидание бюджетных федеральных денег в связи с какими-нибудь крупными проектами?

— Федеральное финансирование частных инвестиционных проектов возможно по нескольким направлениям, в том числе за счет средств Фонда развития моногородов (ФРМ) и Фонда развития промышленности (ФРП). ФРП предлагает льготные условия софинансирования проектов, направленных на разработку новой высокотехнологичной продукции, техническое перевооружение и создание конкурентоспособных производств на базе наилучших доступных технологий. В 2017 году уже были одобрены проекты новокузнецких предприятия ООО «Стальэмаль» на получение лизингового займа на сумму 14 миллионов рублей и АО «Энергия Холдинг» по программе «Комплектующие изделия» в размере 235 миллионов рублей. За счет средств ФРМ возможно строительство необходимой для реализации проекта дорожной и инженерной инфраструктуры. В данный момент ведется полное сопровождение проекта «Модернизация производства ОАО «Энергия Холдинг». Для реализации проекта будет построена необходимая инженерная инфраструктура — линия газоснабжения длиной семь километров. Стоимость инфраструктуры — 123 миллиона руб­лей. Безусловно, будет продолжено участие Новокузнецка в проектах «Безопасные и качественные дороги» и «Комфортная городская среда».

— Чем намерены заняться резиденты ТОСЭР? Правда ли, что некоторые планируют работать на угольную промышленность региона?

— У нас заявлены 19 классов ОКВЭД (Общероссийский классификатор видов экономической деятельности. — Прим. автора), в том числе машиностроение, легкая промышленность, переработка отходов, социальная сфера.

Есть и производство электрического оборудования и оборудования для добычи полезных ископаемых и строительства.

В перечень потенциальных резидентов ТОСЭР включены две организации, планирующие реализацию нескольких проектов по производству горно-шахтного оборудования и комплектующих.

— Что конкретно сделано сегодня для формирования ТОСЭР в Новокузнецке? В чем проблемы, что радует?

— С III квартала 2016 года мы вели подготовительную работу и уже в начале 2017 года направили пакет документов в администрацию области. Наши документы были поддержаны АКО, губернатором, и началась методическая работа — формирование нормативно-правового поля, создание стратегических документов, встречи с инвесторами, расчеты выпадающих доходов всех уровней бюджета, оценка рисков. С учетом изменения федерального законодательства, в том числе по критериям создания ТОСЭР в моногородах, заявка Новокузнецка была доработана и скорректирована и уже 12 июля 2017 года подписана губернатором Кемеровской области и направлена в Министерство экономического развития Российской Федерации.

Каков итог? В соответствии с протоколом №7 Комиссии по вопросу создания и функционирования ТОСЭР в моногородах от 15 ноября 2017 года — это межправительственный орган, принимающий решение о целесообразности создания ТОСЭР — наша заявка была одобрена. Минэкономразвития подготовило проект постановления о создании ТОСЭР «Новокузнецк», который согласован губернатором. На данный момент наше постановление проходит правительственные инстанции для подписания; получены замечания от Минфина, которые были отработаны. Остается дождаться подписания со стороны председателя правительства.

— Был ли изучен опыт других территорий-ТОСЭР (в нашем регионе или за его пределами), есть ли где реально хорошие результаты?

— ТОСЭР — относительно новый механизм в российских реалиях, поэтому для сравнения корректнее использовать другие экономические зоны с особыми налоговыми условиями.

Например, учитывая промышленную специфику Новокузнецка, можно рассмотреть результаты созданной в 2007 году Особой экономической зоны промышленно-производственного типа «Липецк». Ее резидентами являются 52 компании из 16 стран, в том числе Италии, Германии, Бельгии, Японии, Нидерландов, США, России, Швейцарии, Китая, Израиля, Украины, Польши и Республики Корея. Резиденты построили 21 завод, освоили порядка 49 миллиардов рублей, создали 3 500 рабочих мест, произвели продукции на 65 миллиардов рублей.

Подготовила Лариса Филиппова