2024 Стройимпорттехника


Путевые заметки

В минувшем году Кузбасс продолжает удерживать первое место в стране по перевозке грузов железнодорожным транспортом


Каменный уголь, по всем прогнозам, останется в 2018 году главным пунктом роста погрузки на железной дороге. Резкая переориентация экспорта угля с европейского рынка сбыта на азиатский актуализировала проблему развития дальневосточных портов и железнодорожных подходов к ним.

Осторожно,
поезд отправляется

В декабре Западно-Сибирская железная дорога достигла рекордных показателей суточной погрузки. Только 7 декабря эта цифра составила 1 миллион 8 тысяч тонн. Со станций магистрали потребителям было отправлено 14 982 вагона с различными грузами. И основной вклад в достижение внесли железнодорожники Кузбасского региона ЗСЖД, со станций которого на запад и восток страны отправлено 12 845 вагонов с грузами, а также крупнейшие грузоотправители Кемеровской области — ОАО УК «Кузбассразрезуголь», АО «СУЭК-Кузбасс», АО ХК «СДС-Уголь» и АО «Распадская угольная компания».

В рекордные сутки коллектив станции Ерунаково погрузил 1 826 вагонов с углем, Терентьевская — 1 154, Мереть — 998, Междуреченск — 620, Белово — 448. Каждые сутки из Кемеровской области отгружается более 8 тысяч вагонов с углем, из них более половины идут на экспорт.

Кузбасс экспортирует уголь, кокс, металл, продукты химического производства в 85 стран мира, при этом 90% перевозок осуществляется железнодорожным транспортом. Рост погрузки каменного угля наблюдается в регионе с самого начала минувшего года. По итогам каждого квартала углепогрузочные станции стабильно прибавляли к минувшему 2016 году не менее 8%. А в первом полугодии — более 9%.

Программа развития угольной отрасли до 2030 года, утвержденная в январе 2012-го, предполагает, что в Кузбассе будет построен еще не один десяток новых предприятий углепрома. Их развитие немыслимо без строительства новых путей, расширения железнодорожной инфраструктуры и оптимизации перевозок.

Весной минувшего года Кузбасс и РЖД подписали соглашение о сотрудничестве на 2017-2020 годы. Оно предусматривает, что РЖД инвестирует в границах Кузбасского территориального управления ЗСЖД в 2017 году не менее 4,5 миллиарда рублей. Соглашение предусматривает совместную работу по обеспечению устойчивой и безопасной деятельности железнодорожного транспорта, развитию пригородных перевозок и объектов транспортной инфраструктуры. Уточняется, что в реконструкцию железнодорожного пути, строительство и реконструкцию искусственных сооружений, в обновление предприятий путевого комплекса будет направлено 4 миллиарда рублей, в обновление оборудования и устройств хозяйства электроснабжения, связи, устройств автоматики и телемеханики — 0,24 миллиарда рублей, в предприятия локомотивного хозяйства и прочие проекты — 0,26 миллиарда рублей.

В рамках намерения планируется модернизировать в Кузбассе почти 82 км железнодорожного полотна на общую сумму около 1,9 миллиарда рублей. В 2018-2019 годах инвестиции РЖД в Кузбассе предусмотрены по соглашению на уровне не ниже 3,5 миллиарда рублей.

Междуреченск — Тайшет

В октябре 2012 года Правительством Российской Федерации было принято решение о государственной поддержке развития участка Междуреченск — Тайшет, который имеет стратегическое значение как главная транспортная артерия для пропуска экспортных грузопотоков Сибири в направлении Китая и стран Юго-Восточной Азии.

Этот участок Красноярской железной дороги входит в транспортный коридор Кузбасс — Дальневосточный транспортный узел и служит главной пропускной магистралью для экспорта кузбасского угля, идущего в направлении дальневосточных морских портов. Целью инвестиционного проекта является обеспечение к 2020 году перевозок 15 миллионов тонн грузов со строящейся железнодорожной линии Кызыл — Курагино, в том числе вывоза 12 миллионов тонн угля из Элегестского каменноугольного месторождения в направлении портов Дальнего Востока путем увеличения пропускной способности участка. Общий объем капитальных вложений в реализацию инвестиционного проекта составляет 45,6 миллиарда рублей.

В рамках развития предполагается строительство 117,7 км вторых путей и двухпутных вставок на 12 перегонах. РЖД полагает, что благодаря этому к 2020 году загрузка линии повысится в 1,7 раза по сравнению с 2012-м. Общая стоимость проекта в результате к моменту планируемого завершения должна достичь 42,9 миллиарда рублей. В рамках реконструкции участка в 2014 году в Саянских горах открыт новый Манский тоннель стоимостью 7 миллиардов рублей и протяженностью 2465 метров — самый длинный тоннель в Красноярском крае.

Около 5,8 миллиарда рублей в 2017 году было направлено на модернизацию участка Междуреченск — Тайшет для отгрузки угля в восточном направлении. Сейчас ведется строительство вторых путей на 12 перегонах, пять из них планируют достроить в этом году. Еще три перегона появятся в 2018 году, а оставшиеся четыре — в 2019-м.

Также заканчивается усиление устройств электроснабжения на участках Абакан — Курагино и Курагино — Саянская. Намечен ввод в эксплуатацию четного парка на станции Иланская, а также второго Джебского тоннеля.

Артышта — Томусинская

В Кузбассе существует традиция — отмечать День железнодорожника на одной из станций, по аналогии с Днем шахтера.

В минувшем году одним из принимающих праздник городов стали Мыски. И именно здесь замыкается участок Артышта — Томусинская, который функционирует уже полвека. Эта ветка имеет огромное значение для Кузбасса, так как помогает разгрузить работу новокузнецкого железнодорожного узла, пустить поезда в объезд, что увеличивает пропускную способность дороги. Также ветка заложила основу угольных месторождений Терентьевско-Ерунаковского угольного района (Прокопьевский и Новокузнецкий районы).

С момента начала работы участка для кузнецкого угля был открыт путь на Южно-Сибирскую магистраль и далее по Транссибу — по всей России. Сегодня на отрезке Артышта — Томусинская грузится более 30% всего угля Кузбасса.

Строительство тоннеля на участке Артышта — Томусинская стартовало в 2011 году. Длина тоннеля составила 1 158 метра. Объект начали возводить из-за возрастающего объема добычи угля. В минувшем году на завершение реконструкции железнодорожного тоннеля, общей стоимостью 7,5 миллиарда рублей, было направлено более 1 миллиарда рублей. Его ввод в эксплуатацию на одном из самых грузонапряженных участков Западно-Сибирской магистрали, намеченный на 2018 год, позволит повысить пропускную способность направления.

С открытием движения поездов по новому тоннелю будет отменено действующее в настоящее время ограничение скорости движения поездов 40 км/ч. Поезда по этому участку будут следовать со скоростью до 100 км/ч, что позволит значительно сократить время следования поездов и повысить пропускную способность этой железнодорожной линии.

На прилегающих к тоннелю станциях Карлык и Курегеш ведется подготовка инфраструктуры: обустраиваются помещения для табельной, пункта обогрева и постов обходчиков. На остановочном пункте 106-й километр для пассажиров устанавливают новую платформу.

Кызыл — Курагино

Приоритетная задача Кузбасса — активнее осваивать перспективные рынки Азиатско-Тихоокеанского региона. Модернизация старой и строительство новой транспортной инфраструктуры требуется не только непосредственно на территории Кузбасса. На плановые мощности выходят новые центры добычи, вывоз из которых пойдет именно к восточным портам. Прежде всего это перевозки в порты Дальнего Востока: Находку, Восточный, Ванино, Посьет, а также на китайские сухопутные пограничные переходы. Но здесь кузбасские грузоотправители сталкиваются с низкой пропускной способностью Транссибирского хода.

Одним из решений пропускной способности должна стать железная дорога Курагино — Кызыл. Это одобренный правительством РФ проект строительства железной дороги длиной 411,7 километра (согласно проектной документации), которая должна связать Туву с Красноярским краем и железнодорожной сетью России. Кстати, это первая железная дорога в Туве.

Строительство дороги начато в 2011 году, но был построен только 1 км пути около Кызыла, из-за финансово-экономического кризиса в России строительство было остановлено.

В 2017 году на Восточном экономическом форуме объявлено, что строительство возобновится в 2018 году. Основную роль в реализации и бюджетировании проекта будет играть государство в лице РЖД, при участии частного капитала. Магистраль планируется продлить до границы с Монголией для того, чтобы связать ее с железнодорожной сетью Монголии и Китая.

Ранее в рамках проекта модернизации БАМа и Транссиба предполагалось, что грузопоток к 2020 году увеличится на 66,8 миллиона тонн. Прогноз включал в себя уголь Эльгинского месторождения «Мечела» и Элегеста.

По сведениям журналистов газеты «Коммерсант Ъ», из-за позднего ввода (выход Элегеста на 15 миллионов тонн и Эльги на 10 миллионов тонн был запланирован на 2017 год) планы пересмотрели, заменив объемы поставками из Кузбасса. Ранее перевозки из Кузбасса считались нерентабельными, но с 2017 года поднялся коэффициент за дальность в тарифе. Кузбасс готов дать 30 миллионов тонн угля в ближайшее время, но инфраструктура пока не готова.

Чтобы пропустить к 2025 году уголь Кузбасса, Элегеста и Эльги, уже к 2020 году необходимы дополнительные инвестиции. Сейчас вложения ОАО «РЖД» и государства в 2013-2019 годах в развитие участка Междуреченск — Тайшет предусмотрены в объеме 42,9 миллиарда рублей. Но для пропуска объемов из Кузбасса необходимо и около 40 миллиарда рублей в участок Артышта — Курагино. РЖД войдет в проект с 10 миллионами рублей, но ему понадобятся еще инвестиции в инфраструктуру для пропуска и грузов с Элегеста, и дополнительных 30 миллионов тонн угля Кузбасса.

Евгения Райнеш