Новости


«Лавне» нужен уголь
18.10.2018


Новому порту в Мурманске ищут груз

Правительство РФ одобрило концессионный вариант строительства морского порта Мурманск. Угольный терминал, портовая и железнодорожная инфраструктура должны быть готовы к 2021 году, чтобы обеспечить перевалку до 18 млн тонн продукции в год. Однако анонсированный Министерством транспорта РФ угольный трейдер не подтвердил участие в проекте.

Соответствующее распоряжение опубликовано 4 октября на сайте правительства, концессионное соглашение должно быть подписано в течение месяца. «Реализация концессионного соглашения позволит сократить дефицит портовых мощностей для перевалки навалочных грузов в европейской части России и переключить на создаваемый терминал часть внешнеторговых грузов, переваливаемых в настоящее время в портах сопредельных стран», – отмечается в документе.

Документ подготовлен Минтрансом России по итогам совещания в правительстве о развитии транспортной инфраструктуры Севера, включая Мурманский транспортный узел (МТУ), в апреле 2017 года. Напомним, проект включён в Транспортную стратегию РФ и в Стратегию развития железнодорожного транспорта до 2030 года.

 

На совещании министр транспорта Максим Соколов сообщил, что проект должен быть реализован до конца 2020 года. Однако из-за бюджетных ограничений выдержать сроки возможно только за счёт использования государственно-частного партнёрства как для портовой, так и железнодорожной инфраструктуры.

Сейчас принято решение, что концедентом выступит Росморречфлот, концессионером – ООО «Морской торговый порт Лавна», бенефициаром которого является ПАО «Государственная транспортная лизинговая компания» (ГТЛК). Концессионное соглашение предусматривает строительство угольного терминала, развитие существующей железнодорожной инфраструктуры на восточном берегу Кольского залива и строительство новой – на западном берегу.

«Подписание распоряжения о концессии – знаковое событие для Мурманского транспортного узла (МТУ) и для нашей компании. Механизм реализации проекта прорабатывался с участием профильных министерств, ведомств и госкомпаний, включая ОАО «РЖД». Концессия обеспечит синхронизацию строительства портовой, терминальной и железнодорожной инфраструктуры. Это позволит выполнить поручение президента страны по реализации проекта комплексного развития МТУ в установленный срок», – сообщил «Гудку» генеральный директор ГТЛК Сергей Храмагин.

Размер капитальных вложений в угольный терминал составит 24 млрд руб., в железнодорожную линию от станции Лавна до комплекса по перегрузке угля – 900 млн руб. Затраты на строительство железной дороги в дальнейшем будут погашены Росморречфлотом с компенсацией процентов на привлечённый капитал.

В то же время порт Лавна самостоятельно профинансирует работы по созданию морской инфраструктуры и угольного терминала, а также по достройке железнодорожной инфраструктуры, ведущей в порт.

На первом этапе (декабрь 2020 года) пропускная способность терминала должна составить 9 млн тонн угля в год, на втором этапе, до декабря 2021 года, – 18 млн тонн в год.

На стадии разработки концессии в Минтрансе сообщили, что загрузку терминала обеспечит швейцарская угольная трейдерская компания Mercuria Energy Trading S.A. У неё есть свои угольные активы в Индонезии, США и ЮАР, также она торгует углем из России, Австралии и Колумбии. С трейдером планировалось подписать соглашение по принципу take or pay («бери или плати»). Mercuria планировала купить контрольный пакет акций (более 51%) морского торгового порта Лавна. Однако подписание до сих пор не состоялось, и в ГТЛК отказались от комментариев на эту тему.

«Теоретически подрядчиками могут стать российские компании, к примеру Уральская горно-металлургическая компания, Сибирская угольно-энергетическая компания (СУЭК) или угольные трейдеры. На мой взгляд, подписание концессии и подорожание угля на мировых рынках подстегнёт интерес к терминалу Лавна и желающие участвовать в строительстве порта найдутся», – считает аналитик IFC Markets Дмитрий Лукашов.

«СУЭК  с 2012 года владеет Мурманским морским торговым портом (ММТП), вокруг которого образовался город в 1914 году. В 2017-м году объём перевалки различных грузов составил 15,64 млн тонн и  завершён проект развития железнодорожной инфраструктуры  станции Мурманск, которая позволит увеличить объём перевалки. Скорость выгрузки вагонов в порту 1,13 суток  - в числе лучших показателей по России. Программа модернизации порта нацелена на расширение номенклатуры грузов и повышение эффективности. С учётом импортных грузов, а также каботажных потенциальный объём перевалки  в ММТП может составить до 20 млн тонн в год. Глубины у причала позволяют обрабатывать суда вместимостью 160 тыс. тонн. Объём инвестиций в экологические мероприятия за 2016-2020 годы составит около 2 млрд руб, что уже позволило снизить вредные выбросы в три раза, в перспективе –выход на концепцию порта нулевого выброса.

Прогноз потребления угля странами Европы – негативный, отгрузка угля из РФ может снизиться на 50% в рамках государственных программ снижения потребления угля по Парижскому соглашению по климату от 2015 году.

Таким образом, СУЭК не планирует участвовать в проекте строительства угольного терминала в порту Лавна», - сообщил заместитель генерального директора – директор по логистике АО»СУЭК» Денис Илатовский.

Распоряжением правительства ОАО «РЖД» рекомендовано обеспечить мероприятия по усилению пропускной способности железнодорожной инфраструктуры на участке Волховстрой – Мурманск в сообщении с угольным терминалом Лавна. «Соглашение предусматривает строительство нового района порта Мурманск – терминала Лавна и подъездного пути к нему. Всё остальное, что касается подходов к МТУ, предусмотрено в инвестиционной программе РЖД и будет построено за счёт средств компании. Средства предусмотрены в комплексную программу усиления инфраструктуры Северо-Запада. Она одобрена правительством и всеми профильными структурами», – говорит генеральный директор АО «Институт экономики и развития транспорта» Фёдор Пехтерев.

Напомним, реконструкция участка Волховстрой – Мурманск является частью плана модернизации железнодорожных подходов к портам Северо-Запада. На эти цели РЖД направили 3,8 млрд руб.

По данным ИЭРТ, перспективные объёмы перевозок на этом направлении к 2025 году достигнут 45 млн тонн в год, что в два раза больше к уровню показателя 2017 года. Основная задача – ликвидировать однопутные участки, которые сейчас составляют более 340 км из 1320 км полной длины линии. Мероприятия по реконструкции разделены на два этапа – до 2020 и до 2025 годов.

http://www.gudok.ru/newspaper/?ID=1439240&archive=2018.10.17


2024-МАЙНИНГ