В планах – новые рекорды

Президент РФ Владимир Путин посетил в конце августа Кемеровскую область с рабочим визитом


Главная цель поездки — участие в заседании президентской комиссии по вопросам стратегии развития топливно-энергетического комплекса и экологической безопасности.

Смена приоритетов

Отметим, что в Кемерове комиссия собралась на заседание впервые с 27 октября 2015 года.

Она была создана в июне 2012 года после того, как Владимир Путин вернулся на пост президента. В состав комиссии входят главы крупнейших нефтяных и газовых компаний, а также «Транснефти» и «Росатома», профильные министры, руководители ФАС, ФСБ. В 2012–2013 годах заседания комиссии проходили дважды в год. В 2014 и 2015 годах было всего по одному заседанию. На последнем из них, к примеру, обсуждались вопросы импортозамещения в ТЭК, развития внутреннего рынка газа и налогообложения.

Пожалуй, главным итогом заседания комиссии от 27.08.2018 для всех жителей нашего региона (а не только работающих в базовой отрасли промышленности) можно назвать официально подтвержденный курс на увеличение добычи угля в ближайшие годы как в России в целом, так и в Кемеровской области в частности.

Напомним, что в декабре 2017 года тогда еще губернатор Кемеровской области Аман Тулеев сделал ряд резонансных заявлений, касающихся дальнейших перспектив развития в регионе угольной отрасли. Главным из них было желание снизить уровень добычи добываемого здесь угля, причем достаточно прилично. Губернатор объяснил свою позицию беспокойством за экологическую обстановку, складывающуюся в области, во время выступления в Новосибирске на совещании у полпреда президента в Сибирском федеральном округе Сергея Меняйло:

— 200 миллионов тонн — это предел, нельзя больше добывать угля, мы и так добываем 70% российского угля здесь, и все в одном месте. Самое главное — страдает экология.

Реалии 2017 года были таковы: добыча в Кузбассе составила 241,5 миллиона тонн угля — она выросла на 6,2% относительно 2016 года (227,4 миллиона тонн). Это при том, что в советское время в Кемеровской области добывалось максимум 150 миллионов тонн.

К слову, в соответствии с разработанным в московском Институте энергетических исследований Российской академии наук проекте новой Энергетической стратегии России на период до 2035 года, в Кузнецком бассейне к 2035 году предусматривался рост добычи угля только до 234 миллионов тонн…

В феврале текущего, 2018, года и.о. первого вице-губернатора Кемеровской области Владимир Чернов сообщал, что в этом году Кузбасс допускает рост угледобычи на уровне не более 3%. «Мы для себя ставим задачу сохранить объемы добычи на том же уровне, придерживаемся планки прошлого года. Но если и будет рост, то на 6-8 миллионов тонн угля, не более», — говорил он. В свою очередь, занимавший тогда пост заместителя губернатора региона по ТЭК и экологии Евгений Хлебунов отмечал, что предприятия области в 2018 году планируют добыть порядка 243 миллионов тонн угля.

Однако вскоре Кузбасс заметно скорректировал годовой план по угледобыче. К примеру, уже в начале июня во время специализированной выставки «Уголь России и майнинг» в Новокузнецке Олег Токарев, начальник департамента угольной промышленности Кемеровской области сообщил, что кузбасские угольщики планируют добыть около 250 миллионов тонн. А в августе департамент озвучил цифру еще более внушительную — по данным ИА «Интерфакс», Кемеровская область в 2018 году планирует добыть 273,4 миллиона тонн угля, а на 2019 год показатель запланирован в объеме 297,4 миллиона тонн.

Таким образом, за два года, согласно планам, она вырастет на 23%.

В том же августе Денис Шамгунов, и.о. вице-губернатора Кемеровской области по экономическому развитию, в ходе выступления на совещании, посвященном условиям и охране труда в угольной промышленности, продемонстрировал материалы, согласно которым в соответствии с разработанной Стратегией социально-экономического развития Кемеровской области на период до 2035 года планируется увеличение угледобычи до 424 миллионов тонн в год. Стратегия разрабатывалась на основе полученной информации от муниципальных образований, где ведется угледобыча, от предприятий угольной промышленности, а также на основе предложений проектных институтов и инициативных граждан.

Что касается угольной отрасли России в целом, то с 2012 по 2017 год добыча выросла на 15,5%, до 410 миллионов тонн. А в 2018 году она может побить свой рекорд советского периода по добыче черного золота. Об этом в своем выступлении на комиссии заявил глава Минэнерго Александр Новак.

— В текущем году будет превышен рубеж в 420 миллионов тонн (это на 2,7%, больше, чем в прошлом году). И мы, скорее всего, превзойдем максимальный уровень добычи советского времени, достигнутый в 1988 году. Объемы обогащения, как мы ожидаем, также увеличатся до 195 миллионов тонн — это на 28% больше. Кроме того, уже пересмотрены прогнозы по росту добычи угля на горизонте 7-12 лет в сторону увеличения на фоне грядущего роста спроса со стороны стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Минэнерго РФ совместно с коллегами из других федеральных ведомств, совместно с угольными компаниями проработали наиболее вероятные объемы увеличения добычи относительно утвержденной программы — 560 миллионов тонн к 2025 году в сравнении с ранее утвержденными 460 миллионами тонн и до 2030 года — 590 миллионов тонн относительно утвержденных 480 миллионов тонн. Таким образом, прирост составит 23-25%. Для этого потребуется объем частных инвестиций в угледобычу — почти 1 триллион рублей. Коллеги из угольных компаний подтверждают, что они готовы вложить такой объем инвестиций для развития добычных мощностей, — сообщил министр энергетики.

Остаемся в мировых лидерах

Открывая заседание, глава государства отметил, что место встречи было выбрано неслучайно: «Мы все понимаем, Кузбасс — один из крупнейших мировых центров угледобычи, именно мировых центров».

По мнению Владимира Путина, в условиях сложной рыночной конъюнктуры последних лет и искусственных внешних ограничений российский ТЭК сумел эффективно ответить на стоящие перед ним вызовы. И сегодня отечественный ТЭК играет важную роль в повышении темпов и качества экономического роста. На долю ТЭКа приходится около 22% ВВП страны, почти 60% экспорта и 40% дохода федерального бюджета.

Президент добавил, что по итогам 2017 года Россия подтвердила свой статус одного из лидеров глобального энергетического рынка:

— Мы заняли первое место в мире по объему добычи нефти, второе — по добыче газа. Россия входит в число ведущих стран по объему выработки электроэнергии и добыче угля: по электроэнергии — на четвертом месте, по углю — шестое место в мире.

Курс — на восток

Увеличению угледобычи сегодня способствует несколько факторов. В том числе важнейшим стимулом для угольщиков стало принятое в конце прошлого года решение об установлении долгосрочных тарифов на железнодорожные перевозки на период до 2025 года. Это особенно важно, учитывая весомую долю транспорта в цене угля. Влияет и благоприятная рыночная конъюнктура — так, например, средняя стоимость энергетического угля калорийностью 6 000 ккал/кг на рынках Северной Европы восстановилась до шестилетних максимумов — $120/тонна. Кроме того, о перспективе увеличения показателя добычи свидетельствует и то, что в развитие угледобывающей отрасли направляется более 55% всего объема инвестиций в основной капитал по крупным и средним предприятиям.

В этой связи вряд ли кого-то удивило заявление президента, что Россия намерена усилить свои позиции на мировом угольном рынке.

Путин отметил, что в 2017 году оте­чественные компании экспортировали более 190 миллионов тонн угля.

— По этому показателю наша страна уверенно занимает третье место в мире, — констатировал глава государства. — Текущая конъюнктура дает возможность расширить присутствие России на мировом угольном рынке, укрепить свои позиции и нарастить нашу долю. Чтобы воспользоваться этими возможностями, нужно решить целый комплекс задач. Это повышение рентабельности и безопасности добывающих угольных мощностей, их модернизация как в традиционных районах угледобычи — Кузбассе, Хакасии, Якутии, так и в новых — Восточной Сибири и на Дальнем Востоке.

Планы по росту добычи угольных компаний также должны стыковаться с программами развития РЖД и морских портов. При этом, по словам президента, «важно обеспечить сбалансированный комплексный подход к расширению пропускной способности железных дорог, учесть потребности не только угольных компаний, но и отправителей контейнерных перево­зок насыпных и наливных грузов».

Глава государства призвал расширять экспортные коридоры поставок угля. Он напомнил, что развитие восточного полигона железных дорог, «расшивка узких мест на БАМе и Транссибе», обозначено как приоритетная цель развития транспортной инфраструктуры России на ближайшие годы.

Путин также призвал проработать вопрос закрепления взаимных обязательств перевозчиков и потребителей, использовать в этой сфере долгосрочные контракты: «Такой подход послужит успешной реализации инвестиционных планов и грузоотправителей, и транспортных компаний».

Тему продолжил министр энергетики Александр Новак, выступив с основным докладом «О повышении эффективности логистических решений, обеспечивающих увеличение объемов экспорта российского угля».

Согласно прогнозу, озвученному им, в 2018 году экспорт российского угля может превысить 200 миллионов тонн: порядка 100 миллионов в западном направлении и порядка 100 миллионов — в восточном направлении. При этом министр уточнил:

— Доля России на рынке Европы сейчас составляет порядка 40%. Но в западном направлении наши перспективы пока представляются крайне ограниченными из-за планов стран ЕС по сокращению потребления угля, а также в связи с прогнозируемым ростом поставок из Колумбии и США.

В восточном направлении доля России сегодня равна 9,3%, и Мин­энерго видит возможности удвоения экспортных поставок к 2025 году:

— Они могут увеличиться со 100 миллионов тонн до 207 миллионов, в том числе по направлению железнодорожных перевозок до 195 миллионов тонн.

К слову, прямо в ходе заседания Владимир Путин анонсировал первый российско-китайский энергетический бизнес-форум в Пекине, который состоится в ноябре нынешнего года.

Глава государства выразил уверенность, что эта площадка позволит расширить сотрудничество двух стран и найти новые направления для взаимных инвестиций и запуска перспективных проектов в сфере энергетики. По его словам, о готовности принять участие в форуме с российской стороны уже заявили около 40 компаний. «Представительная делегация ожидается и со стороны наших китайских друзей», — добавил президент.

Безопасность превыше всего

— Решать вопросы развития угольной промышленности необходимо на основе самых современных технологий, которые должны дать не только экономический эффект, но прежде всего обеспечить улучшение условий труда горняков, их безопасность. Нужно уделять повышенное внимание защите окружающей среды. Забота о жизни и здоровье людей, об экологическом благополучии городов и поселков должна быть безусловным приоритетом, — отметил Владимир Путин.

Александр Новак доложил, что в последние годы в России была изменена структура добычи угля в пользу более безопасного, открытого способа. За пять лет его доля выросла с 70 до 75%. Идет концентрация производства на наиболее эффективных предприятиях, растут нагрузки на очистной забой, на горнотранспортное оборудование. За последние пять лет производительность труда рабочих по добыче угля увеличилась в полтора раза. Только в текущем году шахтерами России установлено семь мировых рекордов.

— В 2017 году зафиксирован самый низкий за всю историю отрасли удельный показатель смертельного травматизма и самый высокий уровень затрат на обеспечение безопасных условий. По итогам работы межведомственной комиссии под эгидой Минэнерго угольными компаниями в 2016 году разработаны и реализуются среднесрочные меры по повышению промышленной безопасности, — подчеркнул глава энергетического ведомства.

Министр в то же время отметил, что целесообразно оказать государственную поддержку инвестиционному процессу угольной отрасли. В этой связи предстоит шире использовать механизмы территорий опережающего социально-экономического развития, свободного порта Владивосток, специальных инвестиционных контрактов. Предстоит продолжить выполнение мероприятий по снижению импортозависимости угольной промышленности, в том числе по созданию отечественного горно-шахтного оборудования и материалов, средств индивидуальной защиты, автоматизации и программных средств, обеспечивающих безопасные условия ведения горных работ. Стимулировать применение современных отечественных технологических решений в угольной генерации в рамках отбора проектов модернизации генерирующих объектов тепловых электростанций, прежде всего в регионах Сибири и Дальнего Востока, где уголь является основным топливом.

Логистика +

Но добыть рекордные тонны — мало. Их еще необходимо доставить потенциальному потребителю. И здесь, конечно, ключевой вопрос — снятие тех ограничений, которые пока в России имеются по пропускной способности транспортной инфраструктуры.

Так что угольщикам, присутствовавшим на комиссии, было, видимо, приятно услышать заявление Олега Белозерова, председателя правления ОАО «РЖД» о готовности увеличить пропускную способность грузоперевозок по железной дороге.

— Подтверждаем, что можем увеличить пропускную способность по восточному направлению до 195 миллионов тонн к 2025 году, — заявил, в частности, главный железнодорожник России.

Он также обратил внимание на значимость перевозок угля в общей структуре перевозок:

— Мы полностью согласны с прогнозом Минэнерго, в соответствии с которым спрос на уголь устойчиво растет в долгосрочной перспективе. Для бесперебойной перевозки грузов ТЭК необходимо опережающее развитие железнодорожной инфраструктуры и совершенствование перевозочного процесса, мы активно работаем по всем этим направлениям.

В целом инвестиционная программа «Российских железных дорог» до 2025 года составляет более семи триллионов рублей.

— Вместе с тем у нас есть абсолютно пересекающаяся проблема между автомобильными дорогами и железными дорогами — это строительство путепроводов, разноуровневых развязок. И как раз мы попросили эти деньги из дорожного фонда, внутри дорожного фонда, направить именно на эти нужды, — пояснил Белозеров. — Сегодня для нас ключевой проблемой является не недостаточность грузовой базы, а уже дефицит провозных способностей инфраструктуры.

Здесь возникла короткая дискуссия. Президент России отметил, что дефицит подвижного состава можно было бы минимизировать, если эффективнее использовать имеющийся, в том числе у частных компаний.

— Вот именно это мы и заложили в протокол, чтобы возвращающийся подвижной состав можно было через электронную площадку направить в ближайшие точки, для того чтобы выбрать больше груза, — ответил глава ОАО «РЖД».

Не углем единым

Глава государства, отмечая особую роль топливно-энергетического комплекса в структуре экономики страны, при этом обратил внимание на недостаточный уровень газификации в Кузбассе, в том числе сельских территорий:

— Темпы, к сожалению, не те, на которые мы рассчитывали в последнее время.

Как считает Владимир Путин, в этом вопросе нужна координация между федеральными органами власти, между «Газпромом», между независимыми производителями и местными региональными органами власти, потому что «последняя миля» — вот в чем, как правило, проблема. Нужно это все выстроить в одну цепочку».

Кроме того, глава государства поднял вопрос о строительстве ресурсосберегающих экологических тепловых станций, которые заменят устаревшие. По его мнению, необходимо определить стабильные источники модернизации теплоэнергетики, при этом недопустим необоснованный рост платежей:

— Я прошу Минэнерго самым внимательным образом отнестись к этому вопросу и проанализировать все резервы рынка, — отметил он. — При этом вновь хотел бы подчеркнуть: капитальные вложения не должны перекладываться на плечи потребителей. Сегодня в отдельных субъектах сложилась практика продавливания необоснованного роста тарифов. В итоге вырученные средства идут не на развитие региональной энергетики, а, соответственно, в карман конкретным лицам, близким к тем, кто принимает решения подобного рода. Есть предложение изменить эту ситуацию путем внедрения эталонного принципа формирования тарифов.

Вопрос о переселении людей с подработанных угольных территорий закрытых шахт в рамках продолжающейся с 1998 года реструктуризации угольной отрасли поднял Александр Новак. Министр отметил, в частности:

— Сегодня с Министерством финансов такую работу вместе проводим и также считаем, что можно было бы выделить средства до конца 2025 года — с тем, чтобы окончательно решить эту проблему.

Предложил министр и расширить практику внесения в условия лицензий на предоставление права пользования новыми участками недр с целью разведки и добычи каменного угля обязательств по ликвидации ранее накопленного экологического ущерба от ликвидированных предприятий угольной промышленности.

Александр ПОНОМАРЁВ


БИОТ-2019