Ловим углерод, или
Вызовы для развития угольной генерации
Уголь — важное топливо для производства электроэнергии, но технологическое развитие (рост доступности ВИЭ) и регуляторное давление (климатические и экологические ограничения) создают вызовы для дальнейшего распространения угольной генерации в мире.
В последние несколько лет ряд стран, регионов, городов и компаний выступили с заявлениями об отказе от этого вида генерации; замедлился прирост мощностей; снизились инвестиции. Это заставляет более осторожно оценивать перспективы угля.
Сжигание угля по итогам 2017 года обеспечило около 38% мировой выработки электроэнергии. В региональном разрезе угольная генерация сосредоточена в Азиатско-Тихоокеанском регионе (более 70%), но она продолжает играть заметную роль в Северной Америке и Европе (Диаграмма 1).
Планы по отказу от угольной генерации
После заявлений отдельных европейских стран об отказе от угольной генерации на 22-й конференции ООН по климату в Бонне в 2017 году по инициативе Великобритании и Канады был заключен «Альянс против угля» (Powering Past Coal Alliance). Он объединил страны, а также регионы, города и компании, поддерживающие отказ от угольной генерации. Для предотвращения климатических изменений «Альянс против угля» предлагает развитым странам (ЕС и ОЭСР) отказаться от использования данного энергетического ресурса не позднее 2030 года, а всему остальному миру — не позднее 2050 года.
По состоянию на апрель 2018 года в альянс входят 28 стран; еще 4 страны сделали независимые заявления. Отказ от угольной генерации в большинстве своем поддерживают страны, где она отсутствует или ее вклад незначителен, включая островные государства, наиболее подверженные климатическим рискам. В совокупности на эти 32 страны приходится 3% установленных мощностей угольной генерации. (Таблица 1).
Тем не менее обсуждение отказа или ограничения угольной генерации имеют место и среди крупных потребителей энергетического угля. Так, Германия (где угольные энергетические мощности превышают 48 ГВт) обозначила намерение утвердить дату отказа от угля, а город Берлин принял соответствующее решение в октябре 2017 года. Более симптоматично, что ведущие угольные державы мира — Китай и Индия (Диаграмма 2) — в 2016-2017 годах приняли ряд мер, направленных на ограничение угольной генерации. Ограничения в Китае связаны с оптимизацией установленных мощностей и улучшением координации их планирования, в Индии — с ужесточением экологических стандартов.
Дополнительное давление на перспективы угольной генерации в мире оказывает растущее количество финансовых организаций (институтов развития, инвестиционных банков и т.д.), прекращающих финансирование угольных проектов и угольных компаний.
Пока об отказе от угольной генерации заявляют страны, где она отсутствует или незначительна, но крупнейшие потребители энергетического угля также задумываются над ограничениями.
Тенденции развития угольной генерации
О вызовах для угольной генерации свидетельствуют не только планы, но и фактические тенденции последних лет. Для расширения мощностей угольной генерации требуется, чтобы их ежегодный ввод превышал выбытие, как это происходило в последние десятилетия.
По данным МЭА, в 2017 году было введено 52 ГВт новых угольных мощностей, а их выбытие составило 24 ГВт (против 25 ГВт в 2016 году), так что прирост снизился до 28 ГВт (при более чем 60 ГВт в 2016 году). МЭА также отмечает падение инвестиций в угольную генерацию в 2017 году — до десятилетних минимумов (около 60 миллиардов долл.) — и продолжающееся сокращение заявлений об окончательных инвестиционных решениях для новых проектов.
В настоящее время идет реализация 260 проектов по строительству новых угольных энергоблоков в 35 странах мира (при усилении их географической концентрации). В частности, в 2017 году началась реализация 62 проектов в 12 странах (Бангладеш, Китай, Индия, Индонезия, Япония, Монголия, Пакистан, Филиппины, Польша, Россия, Сенегал и Республика Корея). По сравнению с 2016 годом количество новых проектов уменьшилось на 29%.
Темп выбытия мощностей угольной генерации с середины 2000-х годов имеет тенденцию к росту, хотя причины различаются от региона к региону. Например, возраст более половины выбывших в 2017 году мощностей превышал 40 лет (стандартный срок эксплуатации). Около 70% этих устаревших и часто низкоэффективных мощностей располагались в США и Европе. В развивающихся странах Азии средний возраст выбывающих мощностей намного меньше; их выбытие связано с ужесточением экологических стандартов и их оптимизацией.
Опираясь на эти тенденции, эксперты природоохранных организаций ожидают, что выбытие угольных мощностей превысит их ввод уже к 2022 году, означая начало их глобального сокращения. МЭА предлагает более осторожную оценку перспектив угольной генерации, указывая, что в среднесрочном периоде они будут зависеть от рыночных условий, а в долгосрочном периоде регуляторное давление может быть смягчено — за счет развития технологий хранения и улавливания углерода.
Источник:
ac.gov.ru/publications/bulletin