Незаменимый
Спрос на уголь останется стабильным в течение следующих пяти лет
Об этом говорится в докладе Международного энергетического агентства (МЭА) «Уголь-2018», где дается прогноз развития мировой угольной отрасли на период до 2023 года.
Политика в области качества воздуха и климата, кампании по выходу из угольных инвестиций, объявления о поэтапном отказе от использования угля в разных странах, снижение затрат на возобновляемые источники энергии и растущие поставки природного газа оказывают давление на уголь. В результате доля этого сырья в мировом энергетическом балансе, по прогнозам, несколько снизится — с 27% в 2017-м до 25% к 2023 году.
Однако спрос на уголь растет на большей части Азии из-за его геологической и экономической доступности. В Индии наблюдается самый большой прирост среди всех стран, хотя и здесь темпы роста, составляющие 3,9% в год, замедляются из-за широкомасштабного расширения использования возобновляемых источников энергии и внедрения сверхкритических технологий на новых угольных электростанциях. Значительный рост использования угля также ожидается в Индонезии, во Вьетнаме, на Филиппинах, в Малайзии и Пакистане.
Уголь в Китае, самом крупном, с большим отрывом, потребителе этого сырья — это 14% мировой первичной энергии. Изменения в китайском угольном секторе могут повлиять на цены на уголь, газ и электроэнергию во всем мире, например, в результате замены топлива или регионального арбитража. Это ставит угольный сектор Китая в центр мировой энергетической сцены. В то время как на Китай приходится почти половина мирового потребления угля, его меры по очищению воздуха призваны ограничить спрос на уголь в КНР в будущем. МЭА прогнозирует, что спрос на уголь в Китае за рассматриваемый период (2019-2023) снизится примерно на 3%.
В растущем числе стран отказ от угольной генерации является ключевой политической задачей. Однако рыночные тенденции обусловливают сопротивление изменениям. Для многих стран, особенно в Южной и Юго-Восточной Азии, уголь является средством, обеспечивающим энергетическую безопасность и поддерживающим экономическое развитие.
Именно поэтому МЭА рассматривает такие технологии, как улавливание, утилизация и хранение углерода (CCUS), как важнейшие инструменты для увязки текущих и будущих потребностей в энергии с глобальными и национальными климатическими амбициями. Чтобы помочь придать новый импульс этим технологиям, МЭА и правительство Соединенного Королевства недавно выступили сопредседателями международного саммита, на котором министры, высокопоставленные правительственные чиновники со всего мира, руководители крупных энергетических компаний и финансовое сообщество собрались вместе, чтобы определить практические шаги по ускорению инвестиций в CCUS и развертыванию этих технологий.
Для достижения долгосрочных климатических целей, устранения последствий загрязнения воздуха для здоровья и обеспечения доступа к энергии большего числа людей во всем мире потребуется подход, сочетающий сильную политику с инновационными технологиями. Он должен опираться на все доступные варианты — включая, конечно, больше возобновляемых источников энергии, — но также на более высокую энергоэффективность, ядерную энергию, CCUS, водород и многое другое.
Прогнозы объема рынка угля в России в 2019-2023 годах, по мнению Tebiz Group, напрямую зависят от ситуации в стране и мире и могут существенно отличаться друг от друга.
Производство угля в России растет с каждым годом на протяжении последних лет. Так, если в 2014 году объем добычи угля составлял 357,07 миллиона тонн, то к 2018 году данное значение выросло до 438,01 миллиона тонн.
Основной драйвер роста — увеличение экспорта. Спрос на этот вид топлива за рубежом вызван тем, что для развивающихся стран российский уголь — наиболее доступный вид ресурса, позволяющий решать проблему энергетического дефицита.
В целом перспективы развития российской угольной отрасли в обозримом будущем представляются весьма благоприятными. Этой оценке способствуют:
- наличие достаточного объема запасов угля внутри страны;
- весьма высокая инвестиционная привлекательность предприятий угольной отрасли, о чем свидетельствует динамика роста инвестиций в их основной капитал за последние годы;
- устойчивая тенденция роста производственных мощностей на предприятиях угольной отрасли;
- наличие перспективных международных рынков сбыта угля, и в первую очередь — в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
Росту производства угля будет способствовать также долгосрочная программа развития угольной промышленности России
Импорт угля незначителен в общей величине рынка и более чем на 90% представлен продукцией из Казахстана и Украины. В основном поставляется более дешевый неагломерированный каменный уголь (код ТН ВЭД 270119). В обозримом будущем величина импорта угля останется незначительной в общей величине рынка и будет показывать спад в силу роста собственного российского производства.
Для экспорта угля из России на протяжении исследуемого периода характерен стабильный рост. В последнее время российский уголь стал особенно выгоден для зарубежных компаний. Рост доллара и евро привели к тому, что уголь из России зарубежные поставщики теперь могут получить по рекордно низким ценам. Заказывая уголь в России, иностранные предприятия не только экономят, но и получают продукцию гарантированно высокого качества.
Стоит отметить, основными потребителями российского угля являются такие страны, как Южная Корея (13,9% от общего объема экспорта товара в 2018 году), Китай (12,9%) и Япония (8,8%). В дальнейшем экспорт угля из России сохранит темпы роста, этому будет способствовать увеличение экспортных цен. К слову, средняя контрактная цена экспорта с 2015 до 2018 года выросла более чем в 1,5 раза.
Опираясь на статистические данные, прогнозы экспертов, планы государственной политики в отрасли и другие официальные источники информации, компания Tebiz Group составила три сценария развития рынка угля на ближайшие годы: негативный, инерционный и инновационный.
Негативный сценарий
К негативному сценарию развития рынка могут привести нижеперечисленные факторы:
1. Усиление государственного регулирования, коррупции, рост налогов, пошлин и сборов.
2. Усиление госмонополий и ослабление конкуренции.
3. Удорожание импорта, удорожание себестоимости производства.
4. Падение реальных доходов и потребительского спроса.
5. Усиление геополитической напряженности, новые санкции и контрсанкции, более ограниченный доступ российских компаний к зарубежным рынкам, технологиям и капиталу, повышение рисков инвестирования в российскую экономику для западных инвесторов.
6. Сокращение государственной финансовой поддержки отрасли вследствие дефицита бюджета.
7. Повышение процентной ставки и дальнейшее удорожание кредитов.
Согласно негативному сценарию развития рынка угля объем рынка будет сокращаться и к 2023 году достигнет значения 164,8 миллиона тонн (см. табл. 1).
Инерционный сценарий
Инерционный сценарий предусматривает сохранение тенденций развития показателей рынка, сформировавшихся в последние годы. Данные темпы развития являются объективным отображением нынешних экономических реалий и формируют тренд рынка.
По инерционному сценарию объем рынка будет расти и к 2023 году достигнет значения 286,3 миллиона тонн (см. табл. 2).
Инновационный сценарий
К инновационному сценарию развития рынка могут привести нижеперечисленные факторы:
1. Создание прозрачной и конкурентной среды ведения бизнеса.
2. Ослабление роли государства в экономике, развитие рыночных механизмов, сокращение коррупции, уменьшение налогового бремени, защита частной собственности.
3. Укрепление национальной российской валюты, доступный импорт, сокращение себестоимости производства.
4. Рост экономики и потребительского спроса.
5. Сокращение тарифов естественных монополий.
6. Увеличение зарубежных инвестиций, доступ к зарубежным рынкам, капиталу и технологиям.
7. Появление новых программ государственной поддержки.
Показатели инновационного сценария развития рынка угля представлены в таблице 3.
По прогнозам, соотношение производства и импорта на рынке угля к 2023 году по разным сценариям развития будет содержаться в диапазоне 22,2-29,1.
Инфографика к статье здесь >>>
Подготовил Леонид Алексеев