2024 Стройимпорттехника


Где должна быть горная наука?

О «Неделе горняка» словами ее участника


Ежегодный Международный научный симпозиум «Неделя горняка» считается главной российской площадкой встречи представителей науки и производства для обмена мнениями по актуальным проблемам горнодобывающей промышленности

Это мероприятие интересно для наших читателей, и сегодня мы решили рассказать о нем словами представителя делегации ученых КузГТУ. На вопросы «УК» отвечает Алексей Хорешок, директор горного института.

— Алексей Алексеевич, очевидно, вы далеко не первый раз принимаете участие в работе московской «Недели горняка». Какова основная цель этой командировки?

— В текущем году «Неделе горняка» исполнилось 27 лет, я пропустил, наверное, всего пару мероприятий, то есть принимал участие в симпозиуме двадцать пять раз. Почти постоянный участник.

Цели очень значимы. Во-первых, наши ученые представляют свои исследования по теме кандидатских, докторских диссертаций. А здесь важна оценка ситуации и попадание «в ритм» современной науки. Одновременно мы знакомимся с работой, которую наши коллеги проводят в других регионах, где также занимаются добычей полезных ископаемых. Встречаемся, общаемся с учеными разных стран. Таким образом мы взаимодействуем с научной средой, чтобы объединить усилия и получить то рациональное зерно, которое позволит повысить производительность в горной отрасли и вести работы наиболее правильно, современно и безопасно.

По итогам Недели появятся публикации в различных базах цитирования как в международных, так и в отечественных изданиях, это тоже немаловажно.

— Напомню читателю, что в текущем году «Неделя горняка» была посвящена 100-летию со дня рождения выдающегося ученого и педагога, ректора Московского горного института академика Владимира Васильевича Ржевского. Ее тематика охватывала более десяти научных направлений. Смогла ли делегация из КузГТУ принять участие во всех интересных для нас мероприятиях? Каким образом расставлялись тематические приоритеты?

— Наша делегация состояла из 10 человек во главе с ректором Андреем Кречетовым. В нее входили проректор по научной работе Светлана Костюк, заведующие кафедрами горного института Геннадий Буялич, Алексей Ренев и другие ученые вуза. Основной интерес был прикован к темам подземной и открытой геотехнологии; роботизированной технологии и механизации горных предприятий.

Наши сотрудники выступили с научными работами, основанными на результатах исследований, проведенных на шахтах и разрезах Кузбасса в 2018 году. Так, на секции «Геотехнология подземная и открытая» были представлены доклады «Исследование влияния очистных работ на состояние штреков, поддерживаемых в целиках в условиях шахты имени Ялевского» и «Оценка влияния динамических, сейсмических воздействий на устойчивость подземных горных выработок».

На секции «Роботизированные технологии и механизация горных предприятий» выступления были посвящены темам «Исследование радиальных деформаций гидростоек двойной гидравлической раздвижности», «Эксплуатационная нагрузка ленточного конвейера как отражение действительной планограммы работы комбайна в комплексно-механизированной лаве» и «Применение гидравлических экскаваторов при отработке угленасыщенных зон на разрезах Кузбасса».

— Какая научная тема занимает лично вас?

— Я долгое время заведовал кафедрой горных машин, понятно, что основная тема моих работ посвящена именно этому направлению. Если более детально — не так давно мы получили лицензию на оценку и экспертизу промышленной безопасности горных машин и оборудования на опасных горных объектах и теперь можем давать заключение о дальнейшем их использовании или о невозможности использования.

— Можно ли эту практическую деятельность считать наукой?

— Оценка технического состояния, экспертиза — это высшая степень научных исследований. У нас нет готовых установок, правил и решений. Отсутствует единообразие в эксплуатации машин; каждый раз она зависит от условий работы, от временных, внешних факторов и тысячи других. Как изменяется техническое состояние машины вместе с изменением свойства смазочного материала? Как идет процесс взаимодействия машины с внешней средой, как изменяются свойства массива, техники? Ответ на каждый вопрос — практически тема диссертационной работы.

— Вы охватываете своей деятельностью отдельные предприятия или шахты всего Кузбасса?

— Не только Кузбасса, но и некоторых соседних регионов.

— В таком случае очень интересно, как лично вы оцениваете техническое оснащение наших подземных предприятий? До сих пор ходят разговоры, что в регионе есть шахты, где рабочие добывают уголь чуть ли не с помощью кайла и лопаты.

— Это миф. Сейчас в основном все собственники, особенно в Кузбассе, заботятся об оснащении угольных предприятий только передовой техникой! Старое оборудование встречается крайне редко, в основном на крутых пластах в Прокопьевском, Киселевском районах, но, вы знаете, там шахты выводятся из эксплуатации. Остальные предприятия Кузбасса высокомеханизированы. Возьмите структуру АО УК «СУЭК-Кузбасс». там все только современное! В «ММК-Уголь», Распадской угольной компании — также применяются передовые технологии и машины, то есть компании находятся на уровне оснащения, сопоставимом с ведущим мировым. Конечно, в силу горно-геологических условий где-то уровень добычи выше, где-то ниже, но это понятно.

— Почему, несмотря на хорошее оборудование, отстает производительность труда?

— Это миф №2. По производительности мы не отстаем. Да и сами подумайте — как же мы отстаем, если ставим мировые рекорды?! И, поверьте, это не стахановские рекорды, за которыми имелась определенная доля идеологического PR. Все компании в отрасли частные, работают сами на себя, по возможности, с наименьшими затратами. То есть ставим мировой рекорд — значит, «бьем» всю мировую производительность.

— Говоря о хорошем оснащении угольных предприятий вы, вероятно, имеете в виду импортную технику?

— Да, добыча угля в Кузбассе ведется в основном импортной техникой. Но наше машиностроение обладает хорошими возможностями и перспективами. Мы можем делать машины для себя, а деньги должны и могут оставаться в регионе. Как раз над этим мы и работаем. Разрабатываем собственные технологии в угледобыче, агрегаты, которые, разумеется, не должны повторять зарубежные, уже зарекомендовавшие себя аналоги. Например, оборудование для гидравлических экскаваторов на открытых горных работах, которое мы запатентовали, в корне отличается от импортного, но может быть использовано для импортных машин.

Для подземной добычи ученые кафедры горных машин КузГТУ разработали конструкции рабочих органов, обеспечивающих функционирование комбайна с меньшей запыленностью атмосферы забоя за счет использования нового типа режущего инструмента.

Также в КузГТУ разработаны инструменты, которые позволяют вращательным бурением получать скважины различного сечения: треугольного, квадратного, прямоугольного. Никто в мире этого не делает, а ведь данная технология очень востребована при взрывании вскрышных пород, она способна формировать направленный взрыв с гораздо меньшим количеством негативных последствий.

— Насколько ваши исследования востребованы угольными предприятиями? Боюсь создать «миф №3»: «в наше время научные работы почти не нужны промышленности».

— Мы плотно работаем со всеми собственниками в Кузбассе и внедряем свои разработки, но, если сказать конкретно, больше всего в них заинтересован ОАО УК «СУЭК-Кузбасс». Кроме того, наши идеи получили распространение в современных конструкциях механизированных крепей отечественного и зарубежного производства. Примером того могут служить противоотжимные устройства, получившие общемировое распространение.

Машины в угольной отрасли — тема исследований многих ученых, наука идет семимильными шагами, новые механизмы и технологии просто поражают. К примеру, в 2018 году я побывал на предприятии в Китае, которое изготавливает крепи всех типоразмеров: от 0,5 до 8,8 метра! Разработка и совершенствование механизированных крепей и выемочных комбайнов — актуальная тема для КузГТУ и китайских специалистов. Принято решение о сотрудничестве. Уже в текущем году 30 наших студентов приглашены на практику на завод в КНР.

— Какие посылы на будущее дала «Неделя горняка-2019»?

— Пока живем настоящим, а именно — московская «Неделя горняка» продолжена нашей, которая проходит в настоящее время в КузГТУ и приурочена ко Дню российской науки. Одновременно готовимся к проведению 4-го Международного горного симпозиума, он состоится в КузГТУ в октябре. По количеству участников, по значимости события, надеемся, будет равен «Неделе горняка» — уже третьей в текущем году. Мне кажется, что в перспективе это мероприятие полностью перейдет из столицы в Кузбасс, что логично. Кемеровская область — более 60% добываемого в РФ угля; более 70% перерабатываемого черного золота, то есть центр всех угольных событий. Так где должна быть горная наука?

За последние 5 лет более 500 выпускников разных специализаций горного института КузГТУ пришли на горные предприятия Российской Федерации. Как отметил Сергей Цивилёв, открывая неделю науки:
«…КузГТУ должен стать ведущим вузом по подготовке горных инженеров не только для Кузбасса, но и всей России. Миссия КузГТУ заключается в подготовке, обучении и воспитании именно такого востребованного на рынке труда специалиста — горного инженера». Замминистра энергетики Анатолий Яновский на Всероссийском съезде руководителей угольных компаний сказал, что КузГТУ является основным поставщиком кадров для предприятий угольной промышленности, не только в Кузбассе, но и в других регионах страны, несмотря на наличие питерского Горного, московского Горного и других вузов, которые готовят по горным специальностям (их порядка 20 вузов).

Лариса Филиппова 8 февраля 2019 г.