Кузбасс остается базовым бассейном

На вопросы «УК» отвечает Анатолий Яновский, заместитель министра энергетики Российской Федерации


— В последнее время практически ежегодно происходит корректировка Энергетической стратегии России на все более длительный период. Какие изменения планируется внести в этот документ в ближайшее время — особенно интересно все, что связано с угольной отраслью Кузбасса? Какова роль Кузбасса в программе долгосрочной энергетической стратегии РФ?
— Энергетическая стратегия России на период до 2030 года (далее Стратегия) утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 ноября 2009 года N1715-p и должна обновляться не реже одного раза в пять лет.
В ходе мониторинга Стратегии была подтверждена адекватность большинства ее утверждений реальному положению энергетического сектора страны даже в условиях глубокой посткризисной трансформации экономики России. Производство, внутреннее потребление и экспорт первичных топливно-энергетических ресурсов находятся в целом в рамках или близко к прогнозному коридору Стратегии. Вместе с тем, развитие ТЭК не обеспечивает полного достижения ее целевых индикаторов, особенно качественных, сохраняются проблемы в реализации государственной энергетической политики.
В 2000-2014 годы произошла существенная трансформация на мировых энергетических рынках, связанная с ориентацией ряда крупнейших импортеров на энергетическое самообеспечение. Внутри страны снизились темпы экономического роста. В связи с этим Правительством Российской Федерации было принято решение о корректировке Энергетической стратегии России на период до 2030 года с ее пролонгацией до 2035 года (проект Стратегии). Главным приоритетом становится не количественное наращивание объемов производства ТЭК, а качественное обновление (модернизация) энергетического сектора страны.
Проект Стратегии в настоящее время находится в стадии разработки. Проблемы развития добычи угля, естественно, нашли отражение в этом документе и базируются на «Долгосрочной программе развития угольной промышленности России на период до 2030 года», утвержденной распоряжением правительства РФ от 24.01.2012 №14-р. Она была актуализирована в 2014 году, и 21 июня 2014 года была утверждена новая редакция под названием «Программа развития угольной промышленности России на период до 2030 года». Проект Стратегии в части развития угольной отрасли предусматривает:
создание новых центров угледобычи в Республике Саха, Республике Тыва, Забайкальском крае и других;
использование передового оборудования и методов добычи угля, что приведет к повышению в 3,5-3,7 раза производительности труда;
увеличение до 2 раз доли обогащенных и сортовых энергетических углей в добыче;
увеличение экспорта угля до 180-190 миллионов тонн к 2035 году при существенном росте экспорта коксующихся углей, прежде всего, в страны АТР;
оптимизацию транспортной логистики и использование механизмов долгосрочного тарифообразования.
В проекте Стратегии отмечено, что в период до 2035 года Кузбасс остается базовым бассейном для добычи угля в стране.
При этом в числе основных задач, требующих решения, стоит стимулирование создания и внедрения в угольных компаниях инновационных решений в области добычи, обогащения и глубокой переработки.
На первом этапе проекта Стратегии (до 2020 года) предусматривается формирование в Кемеровской области кластеров «Комплексная глубокая переработка угля», «Развитие добычи и утилизации метана» и «Комплексная переработка угля и техногенных отходов».
При благоприятном сочетании внешних и внутренних условий на втором этапе проекта Стратегии (до 2025 года) может начаться промышленное производство синтетической нефти из углей Кузнецкого и Канско-Ачинского бассейна. Наиболее благоприятными условиями для масштабной переработки углей в моторные топлива обладают угли Менчерепского месторождения в Восточном Кузбассе.
В целом, проект Стратегии предусматривает увеличение добычи угля в Кузбассе до 224 миллионов тонн к 2035 году.
В настоящее время проводится ряд совещаний разработчиков проекта Стратегии с представителями регионов и компаний ТЭК с целью ее доработки.
— Долгосрочная программа развития отрасли ставит задачей снижение показателя смертности на угольных предприятиях. Какие меры, направленные на этот показатель, реализуются сегодня?
— Над обеспечением безопасных условий труда и снижением производственного травматизма ведется огромная работа. Во-первых, осуществлено совершенствование нормативной базы:
установлены требования обязательной дегазации в шахтах (постановление правительства Российской Федерации от 25 апреля 2011 года №315) и повышения квалификации лиц, осуществляющих руководство горными взрывными работами в угольной отрасли, не реже, чем один раз в 5 лет (Федеральный закон от 10 июля 2012 года №112-ФЗ «О внесении изменений в статью 25 Федерального закона от 20 июня 1996 года №81-ФЗ «О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности»);
постановлением правительства РФ от 10 июня 2011 года N 455п утвержден перечень видов расходов, связанных с обеспечением безопасных условий и охраны труда при добыче угля, принимаемых к вычету из суммы налога на добычу полезных ископаемых.
Во-вторых, выполняется утвержденная Минэнерго России, Минтрудом России, МЧС России, Ростехнадзором России, НП ООРУП и согласованная Росуглепрофом «Программа по обеспечению дальнейшего улучшения условий труда, повышения безопасности ведения горных работ, снижения аварийности и травматизма в угольной промышленности, поддержания боеготовности аварийно-спасательных частей на 2014 — 2016 годы», которая предусматривает выполнение 31 мероприятия, из них в 2014 году выполнено 14. В частности, утверждены:
«Инструкция по изоляции горных выработок и выработанных пространств в угольных шахтах»;
«Инструкция по ведению огневых работ в горных выработках, надшахтных зданиях шахт и углеобогатительных фабриках»;
«Инструкция по борьбе с пылью в угольных шахтах».
Издан приказ Минтруда России от 09.12.2014 года №996н «Об утверждении особенностей проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах работников, занятых на подземных работах».
Издан приказ Минэнерго России от 27 октября 2014 года №778 «О признании утратившими силу приказов Минтопэнерго России и Минэнерго России» (О военизированных горноспасательных частях угольной промышленности Минэнерго России и о введении в действие положения о вспомогательной горноспасательной службе на предприятиях по добыче угля).
В-третьих, постановлением правительства РФ от 15.04.2014 года №328п утверждена госпрограмма «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности», содержащая подпрограмму «Современные средства индивидуальной защиты и системы жизнеобеспечения подземного персонала угольных шахт», в результате реализации которой должны быть созданы современные средства индивидуальной защиты и системы жизнеобеспечения подземного персонала угольных шахт. В рамках госпрограммы в 2014 году ОАО «Корпорация Росхимзащита» по результатам открытого конкурса приступила к разработке шахтного самоспасателя с химически связанным кислородом с временем защитного действия 30 минут. В соответствии с государственным контрактом предусмотрена разработка и изготовление тренажера, обеспечивающего имитацию условий дыхания в самоспасателе.
В-четвертых, с целью выработки единых подходов и координации деятельности организаций угольной промышленности в Минэнерго России создана и функционирует рабочая группа по подготовке предложений по комплексу мер, направленных на повышение безопасности и улучшение условий труда в угольной промышленности с участием представителей МЧС России, Минтруда России, Ростехнадзора, Роструда, Главгосэкспертизы, угольных компаний: ОАО «СУЭК», ООО «УК Мечел-Майнинг», ОАО «ХК «СДС-Уголь», ООО «Холдинг Сибуглемет», ОАО «Русский уголь», ООО «Евраз Холдинг», ЗАО «Северсталь-ресурс», ООО «УК «Колмар», ОАО «Белон», ОАО «Междуречье» и научно-исследовательских институтов: ОАО «НЦ ВостНИИ», ОАО «ННЦ ГП-ИГД им. А.А. Скочинского», ИПКОН РАН.
На заседаниях рабочей группы рассматриваются и обсуждаются вопросы в области промышленной безопасности, в частности: необходимость разработки новых или корректировки устаревших нормативных документов, применение новых технологий, опыт угольных компаний в решении вопросов промышленной безопасности и охраны труда, подготовка работников угольной отрасли к действию в аварийных ситуациях и правила применения штатных средств самоспасения.
В результате целенаправленной деятельности федеральных и региональных органов власти, угольных компаний травматизм со смертельным исходом в 2014 году сократился по сравнению с 2013 годом в 2,4 раза.
— Министерство регионального развития заявило о возможности софинансирования (наряду с региональным бюджетом) проекта угольного кластера Кузбасса. Какова роль Министерства энергетики в этом проекте? Какова оценка проекта?
— До острой фазы мирового экономического кризиса в 2008-2009 годах на фоне благоприятной конъюнктуры внешнего рынка и приемлемых тарифов на железнодорожные перевозки угля и электроэнергию основные российские угольные компании были прибыльными. Однако в дальнейшем сформировалась устойчивая тенденция ухудшения конъюнктуры внешних рынков угольной продукции сначала для коксующихся, а позднее и для энергетических углей.
При росте тарифов естественных монополий финансовые результаты работы угольных компаний стали стремительно ухудшаться. Стало ясно, что отрасль теряет конкурентоспособность, пришло понимание необходимости изменения технологической платформы угольной промышленности. Речь идет о технологической реструктуризации отрасли на базе комплексного использования энергетического потенциала угольных месторождений. Результатом этих преобразований должно стать создание кластеров с получением продукции с высокой добавленной стоимостью непосредственно в местах добычи угля.
Кластерные инициативы угледобывающих регионов (Кемеровская, Ростовская, Магаданская области) и угольных компаний предусмотрены в Программе развития угольной промышленности России на период до 2030 года в отношении двух видов кластеров — энерготехнологического и углехимического.
Терминология отражает различия в специализации кооперирующихся предприятий. Энерготехнологические кластеры могут включать предприятия, использующие инновационные технологии для добычи и обогащения угля, улавливания шахтного метана, выработки электроэнергии и тепла, производства продуктов углехимии, переработки промышленных отходов. Углехимический кластер предполагает совместную работу предприятий по добыче и обогащению угля и предприятий углехимии и других. Различия в названиях не носят принципиального характера. При этом ядром функционирования кластера является добыча угля, составляющая основу всей дальнейшей производственной деятельности кластера.
Минэнерго России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и органами защиты разработало и реализует Комплекс мер по развитию углехимической промышленности и увеличению объемов производства продуктов углехимии, утвержденный 28.08.2014 года заместителем председателя правительства Российской Федерации А.В. Дворковичем. Реализация комплекса мер будет способствовать как развитию инновационных направлений использования угля, так и внедрению новых видов продукции из угля (спирты, полимеры, эфиры, синтетическая нефть, азотсодержащие и кислородсодержащие соединения и другие продукты углехимии).
Инновационный кластер «Комплексная переработка угля и техногенных отходов в Кемеровской области» (специализация — химическая промышленность, энергетика, организация — координатор — ОАО «Кузбасский технопарк») вошел в Перечень инновационных территориальных кластеров, утвержденный поручением председателя правительства Российской Федерации Д.А. Медведева (от 28.08.2012 года №ДМ-П8— 5060), как один из 25 первоочередных кластеров, которые могут претендовать на финансирование из федерального бюджета.
Предприятия кластера эффективно локализованы в рамках зоны Кузбасской агломерации, имеющей развитую инженерную сеть (электро- теплосети, водопровод, водоотведение), развитую сеть автомобильных и железных дорог. Преимуществом реализации этого проекта является развитие генерации энергии, углехимии, переработки техногенных отходов на базе усовершенствованных технологий и новых высокотехнологичных, автоматизированных производств, а также выпуск новых видов конкурентоспособной продукции, ориентированной на иностранного потребителя.
Ряд предприятий — участников кластера занимают лидирующие позиции на рынке химических полупродуктов и углеродных материалов. Планируется, что к 2020 году будет создано 16 000 новых рабочих мест. Основные направления реализуемых технологий и выпускаемой продукции: углехимия (химические полупродукты — фенол, крезол, диметиловый спирт, битумы, бензолы, медицинские препараты, технические газовые смеси и еще около 30 видов химических полупродуктов); коксохимия (металлургический кокс и химические полупродукты); углеродные материалы (высокорентабельные наноматериалы из угля: сорбенты, углеродные волокна и нанотрубки); получение электроэнергии (электро- и теплоэнергия); переработка отходов (строительные материалы, микросфера из золошлаковых отходов).
— Кузбасс — пионер технологий производства из угля жидкого топлива. Каковы перспективы этого направления?
— Перспективы развития такого направления углехимии как производство синтетического жидкого топлива (СЖТ) существенно зависит от уровня цен на нефть и продукты ее переработки. По экспертным оценкам, производство СЖТ из угля становится рентабельным при цене нефти выше 60 долларов за баррель, таким образом, текущие низкие цены на нефть препятствуют развитию этого направления использования угля, особенно в нашей стране, располагающей огромными запасами углеводородов. Если цены на нефть восстановятся, производство СЖТ из угля вновь станет целесообразным, особенно в регионах с неразвитой энергетической инфраструктурой, где потребность в дизельном топливе намного выше, чем в других регионах.
В СССР для координации работ в области технологий производства СЖТ из твердых горючих ископаемых существовала специальная государственная целевая программа, которая курировалась Государственным Комитетом по науке и технике. Головной организацией по проблеме был ФГУП «Институт горючих ископаемых». На базе отечественных разработок были созданы опытные и опытно-промышленные установки: по гидрогенизации углей — Опытный завод СТ-5, по газификации углей — опытные установки в научно-исследовательских институтах: ИВТАН, ВТИ, ИГИ, ЦКТИ, по пиролизу — установка ЭТХ-175 (технология ЭНИН). В ГИАП успешно развивался способ газификации низкосортных мелкозернистых углей в кипящем слое в целях получения газа, пригодного для синтеза аммиака и был построен промышленный газогенератор ГИАП-1, что послужило началом производства в СССР газа для химических синтезов аммиака, метанола.
После распада СССР эти работы практически прекратились. Лишь в последние годы разработки применительно к газификации угля были возобновлены. В настоящее время отечественные изыскания в этой области, по существу, являются не законченными технологиями, а лишь отдельными стадиями процесса, позволяющими на экспериментальном уровне получать отдельные компоненты жидкого топлива из угля. Основной проблемой является, по нашему мнению, отсутствие в стране единого научного центра, координирующего деятельность в данной актуальной области науки и техники.
В соответствии с уже упоминавшимся Комплексом мер по развитию углехимической промышленности, ФАНО России начало работу по организации в Кемерове Федерального исследовательского центра угля и углехимии РАН (далее — ФИЦ УУХ РАН) на базе институтов Кемеровского научного центра СО РАН в составе Института угля, Института углехимии и углехимического материаловедения и Института экологии человека, на который планируется возложить координацию научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в области углехимии.
Углехимия присутствует в тематике целого ряда научно-исследовательских организаций, это: ОАО «Восточный научно-исследовательский углехимический институт» в Екатеринбурге, Институт углехимии и химического материаловедения СО РАН, ОАО «Западно-Сибирский испытательный центр», Кемеровский государственный университет, Новосибирский государственный университет и другие.
В работе ФИЦ УУХ РАН планируется участие российских организаций, осуществляющих исследования в области углехимии и переработки угля и смежных отраслях науки.
Также для доведения разработок до уровня базовых технологий принято решение о создании в рамках ФИЦ УУХ РАН «Центра глубокой переработки углей», включающего в себя центр стендовых установок по производству синтетических жидких топлив.
В настоящее время Минэнерго России проводит работу по подготовке на базе Кемеровского научного центра СО РАН и Института углехимии и химического материаловедения СО РАН (Кемерово) научно-практической конференции по вопросам перспектив развития углехимической науки, углехимических технологий и углехимических производств в Российской Федерации в 2015 году. В ней примут участие представители угольных компаний, научных организаций, ведущих российских и зарубежных производителей углехимической продукции.
Основная задача конференции — развитие сотрудничества и информационного обмена с российскими и иностранными партнерами, выбор приоритетных направлений, технологий и разработок в области углехимии, а также промышленных предприятий для их реализации.
— Государство сегодня стимулирует разработку новых перспективных месторождений в труднодоступных местах, предоставляет льготы компаниям, работающим, допустим, на Севере. Но в Кузбассе есть много известных, но неразработанных месторождений. Заинтересована ли Россия в их разработке и в дальнейших геологических исследованиях на территории Кузбасса?
— В настоящее время развитие угольной промышленности России происходит в условиях снижения внутреннего потребления угля за счет роста поставок его на экспорт, прежде всего в страны АТР. В связи с этим предусматривается интенсивное развитие угледобычи на востоке страны, где ниже транспортные издержки при доставке топлива до экспортных портов. Это не означает, что не будут осваиваться новые месторождения с благоприятным залеганием угольных пластов в традиционных районах добычи, в том числе в Кузбассе. При освоении новых месторождений в бассейне акцент будет делаться, прежде всего, на местное использование угля, в частности, развитие энерготехнологических и углехимических кластеров, о которых мы уже говорили.
Основные объемы поисковых, оценочных и разведочных работ намечаются в бассейнах и месторождениях Западной и Восточной Сибири, Дальнего Востока, где возможен открытый способ добычи. При этом максимальным потенциалом роста угледобычи в долгосрочной перспективе, исходя из основных характеристик ресурсной базы (запасы и качество угля, геологические условия, возможность использования открытого способа разработки), обладают Дальний Восток и Байкальский регион, Восточно-Сибирский экономический регион страны.
Создание новых центров угледобычи предполагает освоение угольных месторождений в новых малоосвоенных регионах, имеющих перспективные к отработке запасы угля с благоприятными условиями залегания, среди которых Эльгинское месторождение Южно-Якутского бассейна (Республика Саха (Якутия), Межэгейское и Элегестское месторождения, а также участок «Центральный» Улугхемского угольного бассейна (Республика Тыва), месторождения Чикойской впадины и Апсатское месторождение (Забайкальский край), Усинское месторождение (Республика Коми).
По предложениям администрации Кемеровской области в Программу лицензирования угольных месторождений на период до 2015 года, утверждаемую Минприроды России по согласованию с Минэнерго России, постоянно включаются участки новых месторождений Кузбасса. В бассейне продолжится освоение Ерунаковского угленосного района, будут построены крупные предприятия на Менчерепском, Жерновском, Уропско-Караканском, Новоказанском, Солоновском и других месторождениях с благоприятными горно¬геологическими условиями. Особенностью лицензирования в бассейне является появившаяся в последнее время практика выдачи лицензий на новые участки месторождений с условием ликвидации старых неперспективных предприятий с обеспечением мер социальной защиты. Согласно «Программе развития угольной промышленности России» в период до 2020 года в бассейне будут построены новые шахты и разрезы суммарной мощностью более 50 миллионов тонн угля в год.
— При Минэнерго России с 2011 года функционирует Совет Министерства по вопросам кадрового потенциала топливно-энергетического комплекса. Каковы результаты его деятельности?
— Основными задачами Совета Министерства по вопросам кадрового потенциала топливно-энергетического комплекса (далее — Совет) являются координация взаимодействия Минэнерго России с организациями ТЭК, рассмотрение проектов нормативных правовых актов, подготовка предложений и рекомендаций по вопросам профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников организаций ТЭК.
По итогам 2014 года в Минтруд России представлено 14 профессиональных стандартов, по 43 ведется отраслевое согласование (в том числе по 5 в угольной отрасли: горнорабочий очистного забоя; горнорабочий подземный; горнорабочий проходческого забоя; машинист подземных машин и установок; электрослесарь подземный) и остальные 30 находятся в стадии разработки.
Кроме того, Совет выполнял функции организационного комитета по подготовке конференции «Кадровое обеспечение ТЭК России», участвовал в организации и проведении инженерно-промышленного форума «Человеческий капитал ТЭК в контексте энергетических документов России», конференции молодых специалистов предприятий ТЭК.
В целях определения приоритетных направлений совершенствования системы подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации персонала и формирования подходов к решению наиболее актуальных проблем кадрового обеспечения организаций угольной отрасли Минэнерго России совместно с Минобрнауки России утвердили Концепцию совершенствования системы подготовки и повышения квалификации персонала для организаций угольной отрасли и Комплекс мероприятий по ее реализации на 2012-2014 годы.
В соответствии с ним в 2014 году проведен предварительный прогноз кадровой потребности в рабочих кадрах на краткосрочную и долгосрочную перспективу; прогноз потребности в подготовке специалистов рабочих профессий с учетом развития способов добычи угля и его переработки, в том числе освоения новых угольных месторождений; определены объемы контрольных цифр приема граждан по профессиям, специальностям и направлениям подготовки для обучения по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего профессионального и высшего образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.
В настоящее время Минэнерго России и Минобрнауки России совместно с угольными компаниями проводит работу по актуализации Комплекса мероприятий на 2015 и последующие годы.
В Минэнерго России с участием заинтересованных угольных компаний и организаций в 2013 году создана и функционирует рабочая группа по совершенствованию системы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации персонала для организаций угольной промышленности, на которой рассматриваются вопросы кадрового обеспечения угольной промышленности, внесения в законодательство Российской Федерации изменений, касающихся порядка аккредитации организаций, осуществляющих деятельность по повышению профессионального уровня рабочих кадров, разработки комплекса мероприятий по развитию институтов самоуправления, принятию кодексов этики и др.
В деятельности по развитию кадрового потенциала отрасли активно принимает участие созданное, в том числе, при поддержке Минэнерго России, НП «Молодежный форум лидеров горного дела», которое за 4 года стала единственной в угольной отрасли и горнодобывающем секторе отраслевой молодежной организацией с филиалами в 22 вузах России и Казахстана и более 3000 активных членов из числа молодых (до 35 лет) горняков. Партнерством, совместно с угольными компаниями на ежегодной основе, реализуются молодежные инженерные проекты, направленные на выявление и поддержку самых талантливых студентов и молодых специалистов из угольной отрасли.


2024-МАЙНИНГ