АСМ-РЕСУРС-2019

Обзор СМИ


«Угольный морской порт Шахтерск»: перспективы будущего
16.05.2019


2018 год портовая отрасль Сахалинской области, имеющей непосредственную близость к рынкам АТР, завершила увеличением грузооборота на 30%. Через границу перемещено 24 млн тонн грузов. При этом экспортный потенциал региона вновь был реализован за счет угля и голубого топлива.

Наибольший объем экспортированного угля вновь пришелся на региональный центр его добычи и перевалки – Углегорский район, а точнее, на расположенные здесь активы «Восточной горнорудной компании» (ВГК) – «Солнцевский угольный разрез» и «Угольный морской порт Шахтерск».

Олег Мисевра, председатель совета директоров ООО «Восточная горнорудная компания»

Экспорт на вырост

В 2018 году из 10 млн тонн отгруженного на экспорт угля Сахалинской области доля ВГК составила 7,5 млн тонн. Уголь экспортировался в Южную Корею, Китай, Филиппины, Японию, Таиланд, Вьетнам, Индию и Бангладеш. По итогам 2017 года отгрузка у ВГК была на уровне 4,8 млн тонн. План 2019 года – 10 млн тонн.

А ведь еще несколько лет назад подобные объемы казались нереальными. Логистика сбыта угля долго оставалась узким местом угольной отрасли Сахалина, несмотря на то что его добыча велась в непосредственной близости от моря.

Экспортный рывок угольной отрасли не случаен. Это итог комплексного развития основных мощностей ВГК. Угольный порт Шахтерск уже не узнать. Из маломощного устаревшего объекта он вырос до современного, второго по величине грузового морского терминала Сахалина.

Инвестиции – в передовые технологии

С того момента, как ВГК взялась за развитие угледобычи и экспорта угля, к угольной отрасли Сахалина все чаще стали применяться эпитеты «рекордный», «впервые», «самый передовой», «уникальный». Компания, действительно, привнесла новые прогрессивные технологии и решения, которые обеспечивают ей ежегодные прорывы. Только в 2018 году ВГК инвестировала в развитие разреза и порта около 2 млрд рублей (примерно 25,5 млн евро).

Отгрузка угля в порту Шахтерск осуществляется по уникальной для России технологии – на бескрановые суда с использованием плавучего перегружателя. Для доставки угля на рейд используется собственный флот из 20 судов дедвейтом до 3,5 тыс. тонн, часть которых построена специально для работы в условиях острова.

Важнейшим этапом 2018 года для морского терминала стал запуск в работу переоснащенного морского перегружателя «Емсо-1», благодаря которому ВГК получила возможность экспортировать уголь судами класса Panamax вместимостью от 70 тыс. до 120 тыс. тонн (в советские времена использовались суда вместимостью 5 тыс. тонн). Впервые в истории Сахалина такое судно зашло в акваторию порта летом прошлого года.

Ранее «Емсо-1» эксплуатировалось в портах Италии и имело производительность 1 тыс. т/час. В ходе перевооружения его мощность увеличилась до 2,5 тыс. т/час. Была заменена конвейерная линия, установлена новая погрузочная машина, а грейферы заменены на более продуктивные объемом 20,6 м3. На одной китайской верфи была разработана и затем соединена с корпусом новая носовая секция. Общая стоимость всех работ составила около 9 млн евро.

В декабре 2018-го в порту была запущена новая конвейерная лента длиной 1400 метров, в результате общая протяженность сети увеличилась до 4,5 км. От ранее построенных аналогов конвейер отличается шириной ленты – 1800 мм вместо 1400 мм. Новый объект почти вдвое производительнее своих «собратьев» – он способен транспортировать угля до 4,4 тыс. т/час. Оборудование для него изготовило по спецзаказу ВГК тамбовское предприятие.

В 2019 году состоится запуск второй конвейерной ветки длиной около 1200 метров. Если мощность прежней системы была рассчитана на погрузку максимум 8 млн тонн угля в год, то ввод новых конвейеров позволит порту отгружать до 14 млн тонн.

В прошлом году на территории порта появился еще один важный объект. Для улучшения качества проверки угля ВГК и АО «СЖС Восток Лимитед» (SGS) открыли первую на Сахалине углехимическую испытательную лабораторию. Она позволяет проводить анализ энергетических углей по международным и российским стандартам, а выданные ею сертификаты соответствия отвечают запросам иностранных покупателей.

Порт с нулевым выбросом – это реально

Наращивая портовые производственные мощности, ВГК не оставляет без внимания их экологическую составляющую.

Ранее в порту была налажена система мониторинга сточных вод, промышленных выбросов и состояния атмосферного воздуха, конвейерная сеть оснащена пылеулавливающими установками.

Для борьбы с угольной пылью в прошлом году в порт поступила пылеподавляющая мобильная установка «Соманган». Машина стоимостью 28 млн рублей выполнена по индивидуальному заказу. За час работы она обрабатывает площадь 250 м2, а дальность ее действия по горизонтали составляет 60 метров.

В прошлом году проведен комплексный мониторинг пылевого воздействия порта на прилегающую территорию. В настоящее время ведутся работы по оснащению объекта системой очистки ливневых вод.

Пункт пропуска для нужд угольной отрасли

В 2018 году ВГК завершила работы по строительству морского постоянного многостороннего пункта пропуска через государственную границу РФ. С вводом его в действие длительность таможенного досмотра и контрольных операций для грузовых судов в порту Шахтерск сократится с 3 до 1 дня. Пока же суда вынуждены проходить эти процедуры в порту Холмск.

Стоимость проекта составила около 192 млн рублей. Все работы ВГК профинансировала из собственных средств. Несмотря на это, пользоваться услугами пункта пропуска смогут все угледобывающие предприятия Углегорского района.

На момент ввода в эксплуатацию объект будет самым современным среди аналогов и комфортным для сотрудников таможенной и пограничной служб.

Планы на будущее

Основные перспективы угольной отрасли Сахалина связаны с инвестиционными проектами ВГК, конечная задача которых – создание ведущего на Дальнем Востоке российского экспортера энергетического угля в страны АТР. Проект реализуется в рамках свободного порта Владивосток резидентами «ВГК Транспортные системы» и «ВГК Стивидор». Обе компании – дочерние структуры ВГК.

На первом этапе предстоит внедрить более эффективную систему отгрузки угля в порту Шахтерск с применением высокопроизводительных морских комплексов, предназначенных для рейдовой перевалки грузов. Это задача компании «ВГК Стивидор», которая уже закупает новые суда. Кстати, такая технология станет еще одним уникальным решением для Сахалина, к реализации которого планируется привлечь зарубежных партнеров. Намеченный на этот год объем экспорта угля в 10 млн тонн будет перевален с помощью двух перегружателей мощностью 2,5 тыс. т/час и 4 тыс. т/час и самоходных барж дедвейтом 7 тыс. тонн.

Следующий этап – окончание строительства и ввод в эксплуатацию в 2022 году самого протяженного в России угольного конвейера, который соединит Солнцевский разрез и морской терминал: его протяженность составит 28 км. Это позволит в разы увеличить ежегодные объемы перевалки угля, снизить нагрузку на местные автодороги, уменьшить воздействие на экологию района.

Проект поддержан президентом РФ В.В. Путиным. Общий объем средств, необходимых для его реализации, предварительно оценивается в 7,8 млрд рублей.

http://www.morvesti.ru/analitics/detail.php?ID=78596

 


БИОТ-2019