День шахтера-2019

АСМ-РЕСУРС-2019

Обзор СМИ


Тандем перевозчика и грузоотправителя
20.05.2019


2019 год для ОАО РЖД проходит под знаком загруженности основных экспортных направлений. В этих условиях особую значимость приобретает взаимодействие компании и ее крупнейших грузоотправителей, в первую очередь горно-металлургического сектора РФ. Координация информационных систем, ремонтных программ, планов грузопредъявления, а также взаимосвязь между тарифными условиями перевозки и объемами погрузки постоянно растут. Компании, в частности EVRAZ, все теснее взаимодействуют с сервисами и дочерними компаниями перевозчика. По мнению экспертов, потенциал укрепления координации «перевозчик-клиент» лежит в плоскости как осознания холдингом специфики нужд своих крупных клиентов и повышения скорости работы с грузами, так и, с другой стороны, в увеличении качества планирования отгрузок со стороны клиента.

Координация на сети

В 2019 год железнодорожная сеть вступила в большом напряжении. Погрузка растет (на 2,2% по итогам 2018 года), еще быстрее увеличиваются дальность перевозок и грузооборот (+4,2%), а основные экспортные направления полностью загружены: по Транссибу, отмечают участники рынка, фактически идет непрерывный грузовой поезд. В условиях крайне интенсивного движения на наиболее востребованных направлениях на первый план выходит координация перевозчика, грузоотправителей и грузополучателей.

Прежде всего это важно для основного клиента ОАО РЖД — горно-металлургического сектора РФ. Горно-металлургические компании по значимости своего вклада в экономику РФ соревнуются, пожалуй, только с нефтегазовым сектором, а в структуре грузопотока ОАО РЖД безусловно лидируют по объемам: в 2018 году на основные группы грузов предприятий сектора пришлось порядка 48% от всей погрузки.

EVRAZ стабильно входит в топ-3 по объему железнодорожных перевозок среди металлургов и угольщиков, ежемесячно предъявляя к погрузке около 5 млн тонн. Получающиеся по году объемы на уровне 60 млн тонн включают в себя как внутренние перевозки сырья с угольных и железорудных предприятий компании и ее поставщиков, так и продукцию EVRAZ: металлопрокат и стальные полуфабрикаты, уголь и ЖРС, востребованные покупателями в РФ и на внешних рынках. Поскольку основные активы EVRAZ находятся на Урале и в Сибири, то география перевозок по стране получается обширной. На экспорт продукция уходит через порты Дальнего Востока, Санкт-Петербурга, Новороссийска, а в некоторых случаях — через погранпереходы.

Очевидно, что выстраивание логистики при таких масштабах требует серьезной координации действий от EVRAZ и ОАО РЖД, долгосрочного планирования и в то же время готовности обеих сторон оперативно реагировать на рыночную конъюнктуру. Поэтому сотрудничество развивается по всем направлениям: от организации оптимальных маршрутов до совместных исследований и проектов, формирующих будущее железнодорожной отрасли в России (не стоит забывать, что EVRAZ — это и основной поставщик рельсов для госкомпании).

В ОАО РЖД “Ъ” пояснили, что для обеспечения гибкости и ритмичности перевозок железнодорожниками разработан ряд мер технологического взаимодействия как с грузоотправителями, так и с грузополучателями. Так, с 2011 года компания организует движение грузовых поездов в рамках услуги перевозки по согласованному расписанию: сегодня, говорят в ОАО РЖД, в рамках этой услуги отправляется около 100 грузовых поездов в сутки. Долгосрочные договоры об организации перевозок грузов по расписанию заключены с рядом крупных грузоотправителей и операторов подвижного состава. Входящие в периметр ОАО РЖД транспортно-логистические компании обеспечивают комплексное обслуживание предприятий всех отраслей промышленности. Так, АО «РЖД Логистика» предоставляет комплексные транспортно-логистические услуги за счет интеграции всех услуг холдинга РЖД и сторонних поставщиков в единую цепочку, а GEFCO реализует интегрированные логистические решения для промпредприятий, оптимизируя их глобальные цепочки поставок.

С 2014 года ОАО РЖД и АО «РЖД Логистика» обеспечивают графиковую перевозку для ключевых предприятий EVRAZ. Это касается доставки сырья с «Евразруды» на ЕВРАЗ ЗСМК и рядового угля на обогатительные фабрики по Западно-Сибирской железной дороге, перевозок угля и железорудного сырья (с Качканарского ГОКа) — на ЕВРАЗ НТМК на Урале. Жесткие нитки графика позволяют улучшить планирование работы на всей цепочке перевозок. Для металлургических комбинатов EVRAZ это гарантия своевременной доставки сырья (а также экономия на скорости оборота и тарифной скидке) и, следовательно, соблюдения сроков поставки продукции клиентам, для железнодорожной компании — гарантия того, что не будет ни затоваренности пути, ни потерь по цепочке объемов перевозок грузов третьего класса.

Скидки в обмен на твердые объемы

Стабильный спрос на российские сталь и уголь в Азии открывает для грузоотправителей перспективы увеличения поставок, что укладывается в государственный тренд на укрепление отношений со странами АТР и развитие российских дальневосточных портов. EVRAZ успешно вписывается в этот тренд. В конце 2018 года компания заключила допсоглашение с Находкинским морским торговым портом, которое позволяет EVRAZ увеличивать объемы перевалки металла, а также предполагает перевалку дополнительных объемов угля. Навстречу компании пошли и железнодорожники, которые также заинтересованы в росте грузопотока: в декабре 2018 года EVRAZ и ОАО РЖД заключили трехлетний договор о предоставлении компании экспортной скидки 5% за гарантию увеличенных объемов перевозок продукции в адрес портов Дальнего Востока начиная с 2019 года.

ОАО РЖД сегодня в целом придерживается политики предоставления скидок в обмен на гарантию объемов, и, как показала практика, при кажущейся строгости она оказалась не запретительной, а продуктивной. Если в 2013–2015 годах привлеченный скидками объем грузов составлял не более 2 млн тонн в год, то в 2017-м — уже 7 млн тонн, а на 2018-й было предоставлено 59 тарифных решений по скидкам на 9 млн тонн дополнительных грузов на 11 млрд руб.

На 2019–2020 годы ОАО РЖД предоставило грузоотправителям несколько десятков льготных тарифных схем. В частности, на грузы сектора черной металлургии были предоставлены скидки от 26,4% до 50% под гарантии объемов.

Поворот на Северо-Запад

В 2019 году в ОАО РЖД запланирована большая программа ремонтов инфраструктуры с середины апреля по конец октября. И железнодорожная компания провела ряд сессий по информированию грузовладельцев о предстоящих объемах ремонтных работ, что позволит компаниям планировать соответствующим образом свои программы ремонтов и учитывать нюансы, связанные с потребностью в вывозе продукции. Так, перевозчик предупредил, что необходимость в расширении инфраструктуры позволит в 2019 году увеличить погрузку наиболее массового груза — угля — лишь на 1–2% по основным экспортным направлениям.

Чтобы сбалансировать грузопотоки с Дальнего Востока, EVRAZ переключает часть объемов угольного экспорта на Запад. В начале текущего года, когда в отрасли обсуждалась тема развития железнодорожных перевозок через погранпереходы, особое внимание компания обратила на перспективы поставок в Финляндию с дальнейшим выходом к портам.

Руководство Октябрьской железной дороги предложило организовать перевозки так, чтобы после выгрузки на финской территории вагоны не уходили порожними на другие направления, а согласовывались на погрузку с теми предприятиями, которые расположены вблизи погранпереходов. «Отработали схему, и процесс пошел»,— говорят в EVRAZ.

Интеграция информационных платформ

В ОАО РЖД полагают, что необходима интеграция автоматизированных систем железнодорожников и морских портов, формирование единого информационного пространства для грузоотправителя, перевозчика и грузополучателя. Так, в интервью “Ъ” 11 апреля замгендиректора—начальник Центра фирменного транспортного обслуживания (ЦФТО) Алексей Шило на примере НМТП рассказывал об успешном опыте интеграции информационного взаимодействия и стыковки IT-систем с портами с целью повышения ритмичности отправки грузов, в том числе различных номенклатур продукции черной металлургии, которые такая система позволяет подвозить к конкретному судну.

В 2018 году EVRAZ и ОАО РЖД запустили систему электронного документооборота, которая позволила сократить время на работу с первичной документацией с восьми до одного-двух дней, а эффект от внедрения системы за счет сокращения оборачиваемости дебиторской задолженности оценивается примерно в 50 млн руб. в год. Раньше только со стороны EVRAZ в адрес компании ежемесячно уходило около 300 комплектов отчетной документации, в каждом из которых были десятки документов. Для реализации проекта провели работу над электронными хранилищами сертификатов ЕВРАЗ НТМК и ЕВРАЗ ЗСМК, усовершенствовали систему считывания QR-кодов, внедрили другие технические и ИТ-решения для работы системы без сбоев.

В прошлом же году EVRAZ, ОАО РЖД и один из операторов провели совместный эксперимент на Свердловской железной дороге: изучалось влияние на путь вагонов с повышенной нагрузкой на ось (27 тонн). По итогам проекта стало ясно, что для эксплуатации таких вагонов подходят базовые рельсы ДТ350 ЕВРАЗ ЗСМК .

EVRAZ активно сотрудничает с Научно-исследовательским и проектно-конструкторским институтом информатизации, автоматизации и связи на железнодорожном транспорте (НИИАС, дочерняя компания ОАО РЖД). Компания привлекает НИИАС для разработки схем погрузки ради организации безопасности движения по сети ОАО РЖД в той части, которая касается новой продукции и эксклюзивных наработок, в том числе по экспорту.

Статус крупного грузовладельца позволяет EVRAZ участвовать в программе взаимодействия с ОАО РЖД через персонального менеджера в центральном аппарате ЦФТО. Эта практика в ОАО РЖД существует уже около пяти лет и помогает решать среднесрочные стратегические, тактические и оперативные вопросы. Например, согласование схемы погрузки раньше могло занимать до нескольких месяцев: предложения грузоотправителя рассматривались на уровне территориальной дороги, затем отправлялись в центральный аппарат ЦФТО, после чего замечания отправлялись обратно в регион и т. д. Сейчас же, в том числе с привлечением НИИАС, это занимает месяц-полтора.

Укрепление взаимосвязи

Плотность взаимодействия перевозчика с грузоотправителями возрастает. ОАО РЖД за последние два-три года сделало очень значительный шаг вперед с точки зрения взаимодействия с клиентами, говорит глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров, а ЦФТО стал значимым элементом в процессе привлечения грузов на железную дорогу за счет использования тарифного коридора и ключевым каналом продаж. «После завершения в 2019–2020 годах внедрения единой CRM-системы в холдинге ОАО РЖД и формирования единого каталога услуг компании и всех хозяйственных обществ с ее участием, доступных для грузоотправителей, эффективность взаимодействия ЦФТО с клиентами возрастет,— говорит эксперт.— А возможность комплексно оценить доходность работы с клиентом позволит ОАО РЖД повысить эффективность координации между подразделениями (ЦФТО, дирекцией управления движением, дирекциями тяги и инфраструктуры, а также дирекциями по строительству и ремонту) и филиалами (железными дорогами)».

Именно в плоскости улучшения координации между коммерческими службами и дирекциями и повышения скорости работы с грузами, вагонами и локомотивами непосредственно на станциях у ОАО РЖД наиболее значительный потенциал повышения эффективности работы и качества обслуживания клиентов, полагает эксперт.

Потенциал повышения удовлетворенности грузовладельцев связан также с более глубоким пониманием подразделениями ОАО РЖД потребностей различных грузовладельцев, которые при ряде общих черт (в первую очередь гарантий сохранности груза и предоставления оперативной информации о его движении и дислокации) могут значительно отличаться, полагает Михаил Бурмистров. Например, для крупнейших грузоотправителей с непрерывным производственным циклом (НПЗ, химические и металлургические предприятия) ключевыми ценностями являются ритмичность и полнота удовлетворения заявок на подачу подвижного состава, в то время как в сегменте контейнерных перевозок и перевозок скоропортящихся грузов более высокую ценность приобретают скорость и гарантия сроков доставки.

В свою очередь, ОАО РЖД предъявляет и будет предъявлять все более жесткие требования к грузовладельцам с точки зрения качества планирования отгрузок и прогнозируемости грузопредъявления, говорит эксперт.

https://www.kommersant.ru/doc/3969767?query=%F3%E3%EE%EB%FC