Черные копатели
Новые вехи в борьбе с незаконными методами добычи в угольной отрасли
Состоявшееся в областной администрации совещание под председательством заместителя губернатора Андрея Панова определило новые вехи в борьбе с незаконными методами добычи в угольной отрасли
Руководители профильных областных департаментов, представители муниципалитетов, контролирующих структур и угольных компаний обсудили возможности взаимодействия в случае выявления фактов незаконной добычи угля.
Вопрос наведения правового порядка в угольной отрасли сегодня стоит остро. Во-первых, в результате неправомочных действий нарушителей государство не получает ни платы за лицензию, ни налогов. Во-вторых, нелегальная добыча приносит огромный вред уникальному природному комплексу Кузбасса, ущерб от которого эксперты оценивают в десятки миллионов рублей.
В результате участники совещания пришли к выводу о необходимости кроме активизации работы по выявлению фактов незаконной добычи угля скорректировать маршруты перевозок угля к производственным пунктам и усилить меры по устранению негативных экологических последствий.
Межведомственная рабочая группа, выдвинутая на совещании, приступит к работе, когда получит всю информацию о незаконной добыче, переработке и перевозке каменного угля. Дальнейшие действия будут скорректированы с планами ГУ МВД России по Кемеровской области, а также Кузбасским линейным управлением МВД России. В случае необходимости для установления обстоятельств специалисты подразделений группы предполагают осуществлять работу в местах, где есть подозрение на ведение незаконных горных работ.
Секреты — всему свету
Первые нелегальные угольные разработки в регионе появились еще в середине 90-х годов. До развала Советского Союза информация о неглубоких маломощных угольных залежах находилась под грифом «секретно». Ее безопасность гарантировало государство. Далее, когда предприятия переходили в частную собственность, в результате перепродаж происходила утечка информации. Тогда в регионе и появились «черные старатели», имеющие деньги и желание вложить их в незаконную добычу угля. Как правило, у них были и маркшейдерские карты, и горнодобывающая техника, и каналы сбыта.
Кузбасским органам внутренних дел пришлось начать войну со стихийным и незаконным освоением угольных участков, когда в стране в принципе отсутствовала практика возбуждения уголовных дел по фактам хищения угля, да еще и в крупных масштабах.
Много лет по фактам обнаружения нелегальных разрезов правоохранительные органы возбуждали уголовные дела по ст. 171 УК РФ «Незаконное предпринимательство». Однако для доказательной базы по данной квалификации необходимо наличие факта причинения ущерба или извлечения дохода на сумму не менее чем в полтора миллиона рублей. «Черные копатели» знали об этом и не доходили до названной суммы, так что все, что им грозило — административная ответственность. Эти штрафы их не пугали, так как от продажи угля они могли заработать в разы больше.
В 2011 году в ходе реформирования системы органов внутренних дел Российской Федерации в Главном управлении был создан специализированный отдел по борьбе с хищениями в угольной промышленности штатной численностью 24 сотрудника, приказом Главного управления №048 2011 года утверждена инструкция об организации и осуществлении оперативно-разыскной деятельности по борьбе с организованной преступностью в угольной отрасли.
2013 год ознаменовался в практике преследования «угольных нелегалов» новой вехой. Поскольку отдельной статьи за незаконную добычу угля в Уголовном кодексе Российской Федерации нет, Главное следственное управление ГУ МВД России по Кемеровской области начало наработку принципиально новой правоприменительной практики. В 2013 году в Кемеровской области было возбуждено первое уголовное дело по факту тайного хищения угля из недр, совершенного в особо крупном размере.
Оно было новой следственной практикой по квалификации действий «черных копателей» как тайного хищения чужого имущества, то есть по ст. 158 УК РФ «Кража». Именно эта статья используется сегодня в Кузбассе для привлечения «черных копателей» к уголовной ответственности.
Ночные воришки
Юг региона на сегодняшний день — сосредоточие очагов нелегальной угледобычи. Новокузнецкая, Прокопьевская, Беловская, Киселевская, Осинниковская территории характеризуются близкими к поверхности земли залеганиями угольных пластов. То есть их разработка не требует дополнительных сил и сложных инженерных решений. Плюс к этому — большое количество бесхозных территорий закрытых угледобывающих предприятий.
Сотрудники оперативных отделов в рамках «угольного спецназа» наблюдают за районами, известными своим «неблагополучием», используя как наземные, так и воздушные виды транспорта, особенно полезны для слежения беспилотники. Это помогает сотрудникам подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции в изучении схемы работы подозреваемых, в том числе в установлении пунктов отгрузки похищенного угля.
Представители кузбасской полиции констатируют, что из-за такой широкомасштабной работы в последнее время тактика «черных копателей» приняла характер краткосрочных «набегов»: уголь добывается преимущественно в ночное время в течение 23 дней, после чего злоумышленники меняют место добычи. Основные потребители нелегального угля — частные предприятия, которые затем сбывают уголь через фирмы-однодневки на экспорт, небольшие котельные и простое население, использующее уголь для печного отопления.
Цена нелегального угля разнится в зависимости от марки. Как правило, незаконно добытый уголь выдают за уголь лучшего качества, соответственно накручивают и цену. В среднем стоимость тонны — 1–1,5 тысячи рублей.
Так, в начале сентября 2016 года полицейские пресекли деятельность двух групп, осуществлявших незаконные вскрышные (связанные со снятием верхних горных пород) работы в районах угольных предприятий Киселевска. Места нелегальной угледобычи были установлены с использованием беспилотных летательных аппаратов. На одном из участков пятеро злоумышленников при помощи экскаватора, погрузчика и самосвала зачищали от грунта угольный пласт, чтобы наладить добычу топлива. Однако сыщики обнаружили место вскрышных работ и задержали «черных копателей», которыми оказались местные жители.
«Анаконда» и другие
Первая попытка широкомасштабного взаимодействия официальных структур профильных ведомств по раскрытию преступлений в угольной отрасли была предпринята в 2012 году. 2012-й был официально объявлен Годом борьбы с преступлениями в угольной отрасли.
Тогда было обеспечено взаимодействие со всеми структурами: установлены направления противоправной деятельности ОПГ в сфере топливно-энергетического комплекса и определены базовые пути противоправной деятельности организованных преступных группировок в отрасли. Была сформирована база данных о лицах и ОПГ, причастных к организации незаконной добычи угля и хищениям в угольной промышленности, а также реестр объектов теплоэнергетики и ЖКХ, находящихся в государственной и муниципальной собственности.
Одно из таких крупных оперативно-профилактических мероприятий по выявлению фактов хищения и транспортировки, угля, реализованное совместно с УФСБ по Кемеровской области, носило название «Анаконда». По сообщениям СМИ, базирующихся на официальных источниках, только в период с 28 по 30 ноября 2012 года в ходе операции были выявлены факты незаконной добычи угля на территории Новокузнецкого района, в окрестностях деревни Михайловка, на территории горного отвода ООО «Шахта имени Косогоровой» в Прокопьевском районе, возбуждено уголовное дело по ч. 3 ст. 158 по факту хищения дизельного топлива с ОАО «ЕвразРуда» в количестве 11,4 тысячи литров на сумму 253 тысячи рублей.
Всего же в 2012 году было выявлено 24 факта незаконной добычи угля, преимущественно на территориях с неглубоким залеганием пластов, возбуждено 10 уголовных дел по ст. 158 и 171 УК РФ.
Первое уголовное
Как говорилось выше, первый в истории Кузбасса приговор по краже недр был вынесен в 2013 году. (До этого времени по незаконной добыче угля возбуждались уголовные дела только по ст. 171 УК РФ «Незаконное предпринимательство»).
Поводом стали результаты спецоперации, проведенной в Киселевске оперативниками управления экономической безопасности и противодействия коррупции ГУ МВД России по Кемеровской области. «Черные копатели» были задержаны на месте нелегальной выработки с поличным. Там же был задержан и организатор преступления — местный житель. Он управлял экскаватором, при помощи которого добывалось топливо. А его знакомый, которому он пообещал заплатить, вывозил уголь на временный склад.
В ходе следствия было установлено, что на месте было незаконно добыто более 44 тысяч тонн угля. На черном рынке топливо сбывалось по 1 120 рублей за тонну. Таким образом, ущерб государству от деятельности криминальных углекопов составил свыше 49 миллионов рублей. Вовремя законченная операция по пресечению угледобычи позволила допустить самый минимальный ущерб государству.
Также по итогам работы следователей было доказано, что полезные ископаемые пласта, где пытались развернуть свою деятельность незаконные угледобытчики, находятся на госбалансе и являются энергетическим ресурсом Российской Федерации. В связи с этим хищение каменного топлива было квалифицировано как кража. Обвинение в совершении кражи было предъявлено организатору нелегального угольного разреза. После сбора доказательственной базы уголовное дело было направлено в суд.
Представителем потерпевшего по данному делу выступал Росприроднадзор Кемеровской области. Киселевский городской суд счел доказательства, собранные следствием, достаточными для вынесения обвинительного приговора. Фигурант уголовного дела признан виновным в совершении инкриминируемого ему преступления. В качестве наказания ему был назначен штраф в размере 15 тясяч рублей.
Новости о деяниях «черных копателей» постоянно появляются в кузбасских СМИ. Так, в конце прошлого года было возбуждено уголовное дело на двух мужчин, которые незаконно добывали уголь в промышленных масштабах. «Черные копатели» вырыли свыше 5 тысяч тонн на сумму более 9 миллионов рублей. Это жителеи Кемеровской области и Алтайского края, которые нанимали работников, использовали горную технику и оборудование, полезные ископаемые вывозились на арендованных грузовых машинах. Незаконная добыча была пресечена летом прошлого года.
Ежегодно регион теряет десятки миллионов, недополучая налоги в казну. Для борьбы с незаконным бизнесом создали «угольный спецназ». Но ситуация не меняется. Специалисты считают, что «черные копатели» будут промышлять до тех пор, пока в Уголовном кодексе не пропишут более жесткое наказание за это преступление. Наказание в 15 тысяч рублей вряд ли сильно испугает злоумышленников…
Евгения Райнеш