Расширяя «узкие» места

Угольная промышленность определила главный курс на экспорт (в первую очередь в сторону азиатских стран, расположенных по периметру Тихого океана)


И самым «узким» местом по пути к рынку, остается пропускная способность железных дорог. Необходимо развивать их сеть к угольным складам предприятий, электрифицировать и сформировать новые маршруты на шахтах и разрезах, а также оптимизировать транспортировку угля железнодорожным транспортом как на восточном, так и на и западном направлениях. Сегодня доля погрузки угля Кузбасса на экспорт от общей погрузки угля по сети РЖД составляет 70 процентов.

Изменение тарифов — на повестке дня

Год назад на заседании топливно-энергетической комиссии под руководством президента Владимира Путина, проходившей в Кузбассе, было принято решение о развитии дальневосточного полигона РЖД. Программа подразумевала увеличение провозных мощностей на восток. Но, к сожалению, в первой половине 2019 года прироста не получилось.

К этому времени средние значения мировых цен на энергетический уголь упали до уровня середины 2016 года, что с учетом объективного роста транспортных затрат привело к убыточности поставок российских компаний. В связи с падением цен на уголь и низкой пропускной способностью железнодорожного транспорта в восточном направлении некоторые угольные предприятия Кузбасса летом текущего года временно приостановили угледобычу и сообщили о сокращении годовых планов по добыче.

Для большинства марок углей, отгружаемых из Кузбасса в западном направлении, в апреле 2019 года транспортные расходы составили порядка 70 процентов стоимости топлива, повысившись в два раза по отношению к 2016 году. В связи со сложившейся ситуацией власти Кузбасса неоднократно обращались к руководству РЖД с предложением установить скидки на железнодорожные тарифы в наиболее востребованных направлениях.

С середины июля 2019 года была временно отменена «экспортная надбавка» на перевозки энергетического угля в направлении припортовых станций Северо-Кавказской железной дороги. Это было сделано в том числе и для того, чтобы устранить дисбаланс в географии перевозок угля, переключить их часть с перегруженного восточного направления в сторону портов юга России, где имелись резервы пропускной способности. В частности, в порты Азово-Черноморского бассейна.

А с сентября 2019 года ОАО «РЖД» увеличивает перевозки угольной продукции в направлении портов и погранпереходов Дальнего Востока так, чтобы по итогам года прирост перевозок каменного угля составил более 3 процентов по отношению к 2018 году.

Основной груз железной дороги, каменный уголь, погрузили с начала года в объеме 159,3 миллиона тонн, что на 4,9 процента меньше, чем в январе-августе 2018 года.

Главная транспортная артерия

Решение о государственной поддержке развития участка Междуреченск — Тайшет было принято правительством Российской Федерации еще в октябре 2012 года. Этот путь имеет стратегическое значение не только для регионов СФО, но и для экономики страны, как главная транспортная артерия для пропуска экспортных грузопотоков Сибири в направлении Китая и стран Юго-Восточной Азии.

Участок Красноярской железной дороги входит в транспортный коридор Кузбасс — Дальневосточный транспортный узел. Существующие пропускные способности участка задействованы практически на 100 процентов. Он обеспечивает 40 процентов всех объемов погрузки КрЖД, является коридором для пропуска возрастающих транзитных угольных потоков из Кузбасса в направлении дальневосточных портов. От него зависит работа всего Восточного полигона.

Целью инвестиционного проекта является обеспечение к 2020 году перевозок 15 миллионов тонн грузов со строящейся железнодорожной линии Кызыл — Курагино, в том числе вывоза 12 миллионов тонн угля из Элегестского каменноугольного месторождения в направлении портов Дальнего Востока путем увеличения пропускной способности участка. Общий объем капитальных вложений в реализацию инвестиционного проекта составляет 45,6 миллиарда рублей.

В 2018 году в рамках инвестиционного проекта «Комплексное развитие участка Междуреченск — Тайшет» завершена реконструкция второго Джебского тоннеля на перегоне Джебь — Щетинкино. Обновленный объект сможет работать без ремонта более 100 лет. Кроме тоннеля выполнена реконструкция станции Джебь, в ее восточной горловине построен прямой участок полотна на месте монолитной скалы. Это сделано для увеличения скорости разгона поездов перед затяжным подъемом.

Также в прошлом году продолжалось проектирование вторых путей и двухпутных вставок на 15 перегонах участка Междуреченск — Тайшет, реконструкции станций Мариинск, Бискамжа и Хабзас, усиление устройств тягового электроснабжения.

Проект развития пропускных способностей линии Междуреченск — Тайшет — приоритетный для КрЖД. На его реализацию в 2018 году было направлено 5 миллиардов рублей (почти пятая часть всей инвестпрограммы дороги). В этом году инвестиции должны достичь 9,3 миллиарда.

Чистый уголь — чистый Кузбасс

Адекватное железнодорожное сообщение — вопрос не только экономический, а еще и экологически-социальный. Власти Кузбасса заявили, что основная задача в 2020 году — решить большинство проблем, связанных с перевозкой угля автомобильным транспортом.

Одна из таких программ осуществляется разрезом «Кийзасский» (УК «Восток-Уголь») в городе Мыски, где угольщики ведут железную дорогу напрямую к разрезу.

Разрез «Кийзасский» создал собственную инфраструктуру для вывоза добываемого угля: в труднодоступной горной местности продолжил углевозную дорогу протяженностью около 30 км, в 2014 году. построил железнодорожную станцию «Углепогрузочная» и современный автоматизированный погрузочный комплекс. В прошлом году началась работа по переносу станции ближе к разрезу, сейчас она продолжается.

Надо сказать, что «Восток-Уголь» в этом году начал строительство еще одного важного для логистики объекта, который находится вне Кузбасса, но важен для наших угольщиков: второй «Северомуйский тоннель».

Возведение начато 20 августа 2019 года в дополнение к уже существующему Северомуйскому тоннелю.

Из-за сложных климатических и геокриологических условий Восточного полигона, малонаселенности и проблем с доставкой материалов строительство железнодорожных сооружений в тех регионах имеет особую специфику. Поэтому качество проработки новых проектов, организация процесса строительства будут играть важную роль при работах по увеличению пропускной возможности полигона.

«Северомуйский тоннель-2» решит острую проблему нехватки пропускных возможностей РЖД в направлении Дальнего Востока. Существующий Северомуйский тоннель был введен в эксплуатацию в 2003 году и позволяет пропускать не более 16 пар поездов в сутки. Строительство нового тоннеля даст возможность увеличить ежегодный объем перевозок с 16 до 100 миллионов тонн Это расширит доступ на премиальные рынки АТР для российских экспортеров.

Шахта Титова полностью встала на рельсы

Собственную железнодорожную станцию для отгрузки угля уже запустили в Ленинск-Кузнецке на шахте имени Титова (Промышленно-металлургический холдинг, ПМХ).

Весной этого года шахта начала отгрузку угля по новому железнодорожному пути с собственной станции. Общие инвестиции в этот проект составили порядка 1 миллиарда рублей и включали в себя реконструкцию станции Проектная, расположенную на путях общего пользования ЗСЖД, строительство пути необщего пользования и станции на самой шахте.

По информации пресс-службы холдинга, запуск собственных железнодорожных путей протяженностью около 9 км позволит шахте ежегодно перевозить около 1,2 миллиона тонн угля по железной дороге без использования автомобильного транспорта. До этого момента груз сначала везли автотранспортом на шахту «Заречная», где обогащали, грузили в вагоны и только после этого подавали для дальнейшей отправки на Проектную, перегружали на железную дорогу. В дальнейшем пропускную способность дороги планируется расширить для увеличения перевозок до 2 миллионов тонн и более, что позволит отгружать с собственной станции весь объем добытого на предприятии угля.

В конце мая шахта имени Тихова вместе с угольной компанией «Полысаевская» заключили с ОАО «РЖД» соглашения о развитии транспортно-промышленного потенциала. Партнерское соглашение с компанией «Шахта имени Тихова» предусматривает увеличение предъявляемых к перевозке грузов до 2 миллионов тонн к 2021 году, соглашение с угольной компанией «Полысаевская» — до 14 миллионов тонн к 2025 году.

Соглашения также подразумевают синхронизацию развития инфраструктуры угольных промышленных предприятий, в частности железнодорожных путей необщего пользования и погрузо-разгрузочных устройств, и Западно-Сибирской магистрали.

В обход Украины

Еще один вопрос сегодня остро встает на повестке дня: угольные компании Кузбасса просят РЖД разработать транзитные транспортные коридоры в обход Украины для исполнения заключенных контрактов на поставку угля в страны Восточной Европы. Из-за санкций и невозможности доставить топливо иностранным потребителям угольные компании региона теряют европейский рынок сбыта премиальных марок коксующегося угля и PCI в объеме 25 млн т в год.

Угольным предприятиям Кузбасса не хватает информации, как будут дальше развиваться события.

Раньше через Украину проходило 1-1,8 миллиона тонн угля в месяц. Его перегружали в украинских портах, а также поставляли через пограничные пункты на западе страны. Российский уголь с Украины уходил в Турцию, Польшу, Румынию, Словакию, Чехию, Венгрию и другие страны Европы, а также в Азию и Африку.

С 1 июня 2019 года в рамках введенных правительством РФ мер по ограничению экспорта на Украину и транзита через нее поставки угля, кокса и полукокса ведутся по специальным разрешениям, выдаваемым Минэкономики. В июне большинство крупнейших экспортеров РФ либо остановили, либо сократили поставки угля в страну, а общий экспорт угля (всех марок) упал на 85,3% к тому же месяцу 2018 года.

Евгения Райнеш


2021-Интекпром