АСМ-РЕСУРС-2019


Морской пропуск

Порты подстраиваются под экспорт.


Инфографика в PDF >>>

«Направление для выживания» — так сегодня российские угольщики называют экспорт своей продукции, а особенно — в Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР)

Выход во всех смыслах этого слова

Текущий год для кузбасских угольщиков проходит не просто. Сокращение добычи угля в 2019-м — самое чувствительное с момента кризиса 2008-2009 годов.

На фоне сокращения потребления и падения цен на уголь на европейских рынках, общего спада промышленности, спрос на черное золото в большинстве стран АТР по-прежнему остается высоким. Согласно мнению специалистов, в ближайшие несколько лет сокращение импорта угля в Европу может быть нивелировано только ростом закупок со стороны Индии, Вьетнама, Пакистана, Малайзии и других азиатских стран, где относительно недавно были введены большие мощности по угольной генерации. Одна только Индия, по прогнозам МЭА, к 2040 году увеличит объем чистого импорта угля, который составляет сегодня 172 миллиона тонн, на 66% — плюс 113 миллионов тонн. Пока российские угольщики только примериваются к индийскому рынку: наши поставки в эту страну в прошлом году составили скромные 1,3 миллиона тонн.

В 2018 году общий спрос на уголь АТР увеличился на 8% — до 803 миллионов тонн. В том числе экспорт угля из России во Вьетнам вырос на 19%, до 2,85 миллиона, при этом крупнейшими поставщиками выступили компании СУЭК, «Кузбассразрезуголь», «Промугольсервис» и разрез «Кийзасский». По данным Федеральной таможенной службы (ФТС), экспорт угля из Кемеровской области во Вьетнам составил в прошлом году половину из российских поставок — 1,45 миллиона тонн на 134,5 миллиона долларов. В Китае, несмотря на политику ограничения импорта, по энергоуглю он не снизился, а коксующегося угля — вырос почти на 30%.

Также в 2018 году основной рост спроса на российский уголь в АТР был в Японии, Южной Корее и на Тайване (на 17%, до 43 миллионов тонн, что составляет около 43% экспорта российского угля на восток).

Кузбасскими угледобывающими компаниями было погружено на экспорт 62,9 миллиона тонн каменного угля, что составляет порядка 70% от общего экспорта данного груза из России. При этом перевозки угля на экспорт в восточном направлении выросли на 3,1%, в северо-западном — на 11,3%.

— Сегодня Россия активно модернизирует морские и воздушные порты на Дальнем Востоке, развивает трансконтинентальные железнодорожные маршруты, строит новые газо- и нефтепроводы, — подчеркивал президент России Владимир Путин. — Мы настроены на реализацию двусторонних и многосторонних инфраструктурных проектов, которые свяжут наши экономики и рынки. В том числе энергетическое «суперкольцо», объединяющее Россию, Китай, Японию и Республику Корея, или транспортный переход между Сахалином и Хоккайдо.

И одним из главных ворот в Азию является морской путь.

За прошедшее десятилетие грузооборот российских портов вырос почти на 80%, а мощности превысили 1 миллиард тонн в год. В первую очередь активно развивались угольные и контейнерные терминалы, терминалы по перевалке минудобрений. По предварительным прогнозам, объем морской торговли углем в АТР вырастет в 2019 году на 1,4% по сравнению с 2018 годом — до 792 миллионов тонн. При этом в первую очередь наблюдается рост потребления углей высокого качества — с калорийностью свыше 5 700-5 800 кКал/кг, а также металлургических углей. Мало кто сегодня оспаривает важность реализации инвестиционных проектов морских портов для экспорта угля. Портовая инфраструктура на Дальнем Востоке (и не только) модернизируется под нарастающий экспорт энергоресурсов.

Всего в России вывоз угля осуществляют 27 портов, из которых 8 находится на северо-западе России, 8 — на Юге, 11 — на Дальнем Востоке. Специализированные и модернизированные под перевалку угля терминалы действуют только в 5 портах: в портах Мурманска и Усть-Луги на северо-западе России, на Дальнем Востоке — в портах Посьет, Восточный и Ванино. При этом в двух последних ведутся работы по расширению специализированных угольных терминалов.

Также в стадии строительства или подготовки к нему находится еще 3 порта со специализированными угольными терминалами: порт Тамань на юге России, а также порты Суходол и Вера на Дальнем Востоке. Кроме того, в окрестностях Мурманска ведется строительство нового угольного терминала «Лавна».

Торговые пути — на сталь и сахар

На сегодняшний день продукция «Мечела» транспортируется как по России и СНГ, так и в страны дальнего зарубежья. Грузы следуют в Европу, на Ближний Восток, в страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Значительная их часть идет через сухопутные погранпереходы в Китай, на Украину, в Словакию, Румынию, Боснию и Герцеговину. Большая часть перево­зимых грузов составляет угольный и железорудный концентрат, железная руда, металлургическая продукция, кокс. Транспортировка осуществляется железнодорожным транспортом с последующей перевалкой в портах и доставкой по внутренним водным путям России и Европы, по морю, а также автомобильным транспортом до конечного потребителя.

УК «Мечел-Транс». В состав группы входят два морских и один речной порт, а также транспортные операторы. Наличие собственных мощностей по транспортировке грузов позволяет экономить на издержках. Таким образом, «Мечел» менее зависим от колебаний на рынке транспортных перевозок — компания может формировать гибкий график поставок, удобный для клиентов.

Торговый порт Посьет, расположенный на побережье Японского моря, южнее Владивостока, в заливе Посьета, обеспечивает поставки угля в страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Железная дорога связывает его с Транссибирской железнодорожной магистралью, северо-восточным Китаем, Северной Кореей.

В августе этого года ПАО «Мечел» подписал крупный контракт на поставку коксующегося угля с китайской Jiangsu Sha Steel Group, крупнейшим частным сталелитейным холдингом КНР.

Jiangsu Sha Steel (входит в Jiangsu Shagang Group) — один из давних стратегических партнеров «Мечела» в Азиатско-Тихоокеанском регионе. В соглашении отмечаются надежные деловые отношения между сторонами, основанные на взаимной выгоде и доверии.

Новый контракт начал действовать с сентября 2019 года и продлится до августа 2020 года. В течение этого года в адрес Jiangsu Sha Steel отгрузят до 720 тысяч тонн премиального коксующегося угля. Поставка будет осуществляться преимущественно через входящее в группу «Мечел» АО «Торговый порт Посьет». Стороны договорились о том, что цена будет устанавливаться в соответствии с мировыми рыночными тенденциями.

Посьет является удобным терминалом для вывоза угля, добытого на месторождениях предприятий, входящих в Группу «Мечел»: «Якутуголь» и «Южный Кузбасс». В настоящее время порт Посьет способен переваливать до 9 миллионов тонн грузов в год, а после завершения модернизации его мощность в долгосрочной перспективе возрастет до 12 миллионов тонн в год.

Еще один крупный контракт компании в этом году — увеличение поставок коксовой продукции в Турцию по соглашению с крупнейшим турецким производителем сахара — Kayseri Sugar. Об этом ведущая российская горнодобывающая и металлургическая компания сообщила в апреле.

В соответствии с достигнутыми договоренностями, «Мечел» взял на себя обязательства направить турецким партнерам до 90 тысяч тонн металлургического кокса с 2019 по 2021 год (около 30 тысяч тонн в течение каждого летнего сезона). Цена будет устанавливаться по итогам переговоров.

Отгрузка будет организована через ООО «Порт Мечел-Темрюк» в Краснодарском крае, универсальный перегрузочный комплекс, в круглосуточном режиме оказывающий услуги по погрузке/выгрузке, транспортному экспедированию грузов, следующих в направлении стран Черноморско-Средиземноморского бассейна. В настоящее время порт переваливает до 1,5 миллиона тонн грузов в год. Основные виды грузов — уголь, кокс, металлопрокат.

— Мы рассматриваем Турцию как одно из приоритетных экспортных направлений для сбыта коксовой продукции, — говорит Павел Штарк, генеральный директор ООО «УК Мечел-Майнинг» в интервью на сайте компании. — В ходе летнего сезона 2018 года горнодобывающий дивизион «Мечела» поставил турецким агропромышленным компаниям 50 тысяч тонн кокса, включая 10 тысяч тонн кокса в адрес Kayseri Sugar. В этом году, благодаря деловому соглашению с Kayseri Sugar, мы рассчитываем улучшить этот показатель. Важно также отметить, что это первый прямой контракт, заключенный с Kayseri Sugar, который обеспечит более выгодные коммерческие условия сотрудничества для обеих сторон.

Восточный порт реализует высокотехнологичный проект

Вниманием представители из Китая не обошли в этом году МПП Восточный и АО «Восточный порт». Делегация начальников приграничных таможенных органов КНР посетила третью очередь специализированного угольного комплекса АО «Восточный порт» этой осенью. Визит прошел в рамках обмена опытом российских и китайских специалистов.

Грузооборот терминала АО «Восточный порт» (Врангель, Приморский край) в 2018 году составил 24,3 миллиона тонн. А с начала 2019 года АО «Ростерминалуголь» отмечает увеличение объема средней судовой партии угля, достигшей 71 тысячи тонн (на 4,3% больше, чем в рекордном 2017 году).

Интерес таможенников КНР к стивидорной компании вызван главным образом организацией здесь перевалки угля высокотехнологичным закрытым способом, во многом уникальным для нашей страны. Это крупнейший частный инвестиционный портовый проект стоимостью более 40 миллиардов рублей, реализованный без привлечения государственного финансирования.

Решение о начале реализации масштабного инвестиционного проекта по строительству третьей очереди ООО «Управляющая портовая компания» приняла осенью 2012 года. Третья очередь является продолжением существующего угольного производственного перегрузочного комплекса публичного доступа АО «Восточный порт» и представляет собой полностью автоматизированный терминал перегрузки угля с железнодорожного транспорта на морской с параллельным предоставлением услуг по хранению и обработке угля.

Полностью закрытый комплекс вагоноопрокидывателей — это отдельное помещение, куда под разгрузку подают составы с углем. Здесь вагоны переворачиваются, и груз опускается вниз на глубину более 20 метров. В специальных бункерах формируется поток угля, и по подземным галереям его подают на крытые конвейерные ленты. Далее груз следует на склад, затем к судопогрузочным машинам и через них — в трюмы балкеров. Экологическая безопасность работы обеспечивается системами аспирации и «сухого тумана», водного орошения, ветрозащиты и очистки технических вод.

Запуск в эксплуатацию третьей очереди в этом году стал знаковым событием для всей экономики Приморского края. По расчетам специалистов, суммарные налоговые отчисления с проекта до 2026 года составят порядка 25 миллиардов рублей, будет создано более 600 новых высококвалифицированных рабочих мест, а объемы перевалки угля предприятием в страны АТР (в том числе, и Китайскую Народную Республику) увеличатся до 50-55 миллионов тонн.

Новый проект в Ванино

Конкурентом Приморья по перевалке угля на экспорт выступает Хабаровский край. В порту Ванино (находится на северо-западном берегу бухты Ванина в Татарском проливе) в настоящее время реализуется сразу несколько новых проектов.

Один из них — по развитию производственных мощностей Ванинского балкерного терминала АО «Дальтрансуголь» (дочерняя компания АО «СУЭК»), расположенный в глубоководной бухте Мучке, которая находится в крайней точке Байкало-Амурской магистрали. Сегодня порт, построенный в 2008 году, является одним из самых молодых и современных угольных терминалов России. Имеет непосредственный выход к двум независимым железнодорожным магистралям — Транссибирской и Байкало-Амурской, которые, в свою очередь, связывают порт со всей территорией России.

Он предназначен для перевалки угля СУЭК и обеспечивает кратчайший путь от добывающих предприятий группы до конечных потребителей в Китае, Южной Корее, Японии и на Тайване. Инвестиции в строительство терминала составили 435 миллионов долларов США. Терминал оснащен автоматизированной системой разгрузки вагонов и угольным складом объемом до 1,2 миллиона тонн. Порт может принимать и обслуживать суда типа Сapesize.

Начинавший в 2008 году с проектной мощностью 12 миллионов тонн в год, после модернизации порт усилил ее до 24 миллионов тонн, но в отдельные периоды терминал работает на уровне мощности до 30 миллионов тонн в год.

Новый инвестиционный проект предполагает увеличение мощности перевалки до 40 миллионов тонн в год. Третья очередь терминала станет дополнением к действующему предприятию: будет установлен тройной вагоноопрокидыватель, построен новый причал, дополнительный стакер-реклаймер, а также модернизирован склад. Благодаря расширению терминала «Дальтрансуголь» будет обеспечена загрузка провозной способности РЖД на Ванино, которая расширяется в рамках проекта БАМ — Транссиб. Дальнейшее развитие дальних подходов к Ванино до 85 миллионов тонн заложено в программу БАМ-2 стоимостью около 700 миллиардов рублей.

Приоритетной задачей проекта остается устранение ограничений пропускной способности железнодорожной инфраструктуры на подходах к терминалу.

В отчете АО «Ванинский морской торговый порт» («Порт Ванино») говорится: «При благоприятном развитии событий в ближайшие 10 лет береговая полоса между Ванино и Совгаванью должна превратиться в крупнейший на Дальнем Востоке России портовый комплекс суммарной перевалочной мощностью порядка 60-80 миллионов тонн. В то же время приходится констатировать, что развитие портовых мощностей в Ванинском транспортном узле сегодня значительно опережает развитие железнодорожной инфраструктуры».

Тем не менее АО «Ванинский морской торговый порт» в январе-июне 2019 года увеличило чистую прибыль по РСБУ в 1,6 раза по сравнению с показателем аналогичного периода прошлого года — до 1,424 миллиарда рублей.

Необходимый шаг

Сегодня переориентация экспортных потоков в направлении сохраняющих позитивную динамику рынков Азии становится естественным и необходимым шагом.

Самым «узким местом» в развитии этого направления остается пропускная способность железных дорог в сторону востока. Она очень ограничена, а угольные терминалы дальневосточных портов уже работают на пределе возможностей. Время и средства — вот что требуется для расширения пропускной способности Транссибирской магистрали и БАМа, строительства новых и модернизации действующих портов Дальнего Востока. Такая задача отчасти заложена в программу нацпроектов, включая «Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года».

Евгения Райнеш