Риски и преимущества
Угольная отрасль в высказываниях представителей Министерства энергетики РФ
Мировая угольная конъюнктура и прогноз на ближнесрочную перспективу
Российские угольные компании являются одними из наиболее конкурентоспособных поставщиков угля на мировой рынок (доля — более 14%), как в сегменте высококалорийных, так и низкокалорийных углей, а также металлургического угля. При этом большинство угольных компаний находятся в низкозатратных первой и второй группах в рейтинге основных экспортеров угля.
Большинство прогнозов конъюнктуры глобального рынка угля отмечает рост спроса на импортный уголь в страны АТР (за счет Индии, Вьетнама, Бангладеш, Пакистана, Малайзии, Китая, Японии, Южной Кореи и Тайваня) при заметном снижении спроса на энергетический уголь в Атлантическом регионе (за исключением Турции). При этом увеличивается количество стран с ростом энергопотребления, например Индия, ОАЭ и Египет, которым потребуется энергетический уголь.
Проектом программы развития угольной промышленности России, согласованной Минтрансом России и ОАО «РЖД», планируется поставка угля на экспорт в объеме 322-392 миллиона тонн к 2035 году (при объеме добычи 550-668 миллионов тонн), в том числе в страны Азиатско-Тихоокеанского региона — 236-238 миллионов тонн, где спрос и цены на российский уголь в настоящее время выше, чем в Европе (соответственно 86-134 миллиона тонн).
Большую часть отгрузки российского угля на экспорт планируется осуществлять через морские портовые терминалы, которые являются ключевым звеном в транспортной схеме поставок. В связи с этим вырастет потребность в услугах стивидорных компаний — необходимо строительство новых специализированных терминалов при полной загрузке действующих мощностей, в том числе универсальных терминалов.
При этом сдерживающим фактором наращивания объемов экспорта российского угля, в том числе через морские порты, остается дефицит провозных и пропускных способностей инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования и несбалансированность внешнеэкономических потоков грузов.
Ситуация и государственная поддержка отрасли
Угольная отрасль — один из ключевых элементов в обеспечении энергетической безопасности Российской Федерации, который играет важнейшую роль в формировании доходов бюджетной системы страны и ОАО «РЖД» (удельный вес угля в грузообороте железных дорог с 2003 года вырос с 28 до 45%).
В текущей ситуации, характеризующейся снижением цен на мировых рынках угля и постоянным ростом объема затрат на его производство (увеличение стоимости электроэнергии и горного оборудования, а также фонда оплаты труда и расходов на обеспечение бесплатным пайковым углем) при значительной доле транспортных затрат в цене угля (до 60%, включая тариф и вагонную составляющую), существует риск сокращения объемов угольного производства, инвестиционной активности угольных компаний, их участия в финансировании региональных социальных программ в субъектах Российской Федерации.
Необходимо строительство новых специализированных терминалов при полной загрузке действующих мощностей, в том числе универсальных терминалов.
Несмотря на то, что угольные компании являются частными, им необходимы меры государственной поддержки в виде банковских кредитов, выданных на льготных условиях, принятия решения в части сокращения вычета НДПИ по расходам, связанным с обеспечением безопасных условий и охраны труда, на приобретение и (или) создание амортизируемого имущества, и другие меры.
Влияние актуальных мировых трендов на российскую угольную отрасль, ее экспортный потенциал
Резервы роста экспортного потенциала России связаны с увеличением поставок в страны АТР (Китай, Япония, Вьетнам и Индия). При этом поставки в атлантическом направлении сопряжены с высокими рисками в связи с декларируемым отказом от использования угольного топлива в странах европейского континента, несмотря на рост спроса на российский уголь, отмеченный в Европе. Развивающиеся страны мира являются на долгую перспективу основными потребителями угля.
Политика по ограничению выбросов парниковых газов идет вразрез с интересами стран-экспортеров ископаемого топлива, а также стран, производящих энергоемкую продукцию.
Природоохранная мировая повестка (Парижское соглашение) активно используется в экономической борьбе. Ряд развитых стран (преимущественно европейских) заинтересован в ограничении зависимости от импорта энергоресурсов, в том числе угля.
С целью сохранения темпов развития отраслей промышленности с высокой энергоемкостью, объемы спроса и потребления энергоресурсов, в том числе российских, в развивающихся странах в перспективе продолжат расти. Учитывая, что угольные компании располагают широким спектром предложений в части высококалорийных, низкокалорийных и металлургических углей, российский уголь будет востребован еще долгие годы.
Вместе с тем необходимо учитывать новые тенденции, формируемые на рынке энергоресурсов, и работать над стратегией низкоуглеродного развития с созданием соответствующих технологий переработки угля, включая углехимическое производство.
Риски на азиатских рынках
Аналитические прогнозы по китайскому рынку разнятся, но сейчас прогнозируется уменьшение потребления угля. Хотя в любом случае оценки чрезвычайно волатильны, ситуация может измениться буквально через полгода.
Китай потребляет порядка 3 миллиардов тонн в год, а импортирует около 8% от этого объема. Учитывая такие объемы, любое политическое или экономическое решение на рынок торговли углем может оказывать сильное влияние в ту или иную сторону.
Китай — это не единственный азиатский рынок российского угля. Россия в восточном направлении хорошо диверсифицирована, экспортируя сырье также в Японию и Южную Корею, которые не уступают в объемах китайскому.
В Японии идет медленное восстановление атомной энергетики после аварии на АЭС «Фукусима». В Южной Корее все больше внимания уделяют вопросам экологии. Поэтому стремительного роста угольной энергетики в этих странах ожидать не стоит, но и резкое падение тоже маловероятно.
Рост потребления полностью покрывался импортными поставками, что являлось важным драйвером для российского экспорта.
Несмотря на некоторые пессимистические прогнозы по потреблению угля, Россия, при сохранении или даже небольшом снижении импорта этими странами, за счет развития инфраструктуры в восточном направлении имеет неплохие позиции в плане перспектив увеличения там доли рынка за счет конкуренции.
Ключевыми рынками роста потребления угля будут Индия и страны Юго-Восточной Азии, такие как Тайвань, Таиланд, Филиппины, Малайзия, Вьетнам, и риски, вероятно, связаны с возможностью России обеспечить рост экспорта на восточном направлении.
Конкуренты России на угольном рынке
Австралия, Индонезия — два крупнейших игрока, но они отличаются по номенклатуре. Также США, Канада, Колумбия и ЮАР. Это основные участники рынка мировой торговли углем.
Можно выделить три базовых игрока-конкурента в ближне- и среднесрочной перспективе: Россия, Австралия, ЮАР.
США принято считать самыми конъюнктурными поставщиками. В период высоких цен на уголь в 2017-2018 годах страна резко увеличила поставки — с 30 до 60-70 миллионов тонн. Как только цены падают, США первыми сворачивают экспорт. Это связано с высоким уровнем издержек по сравнению с другими экспортерами, поэтому они так гибко реагируют на рыночную конъюнктуру.
Канада в примерно похожей ситуации, хотя она представлена прежде всего на рынке коксующегося угля.
Колумбия экспортирует весь добытый уголь, но у нее, как считается, есть ограничения по росту экспорта. Это также касается и ЮАР. Но с точки зрения цены и качества сырья ЮАР будет оставаться полноценным конкурентом.
Индонезия — поставщик энергетического угля, и большая доля экспорта — низкокалорийный уголь, который Россия практически не экспортирует. Программа развития внутренней энергетики этой страны предполагает увеличение потребления угля. Поэтому экспорт из Индонезии будет частично переориентироваться на внутреннее потребление.
И это как раз тот факт, который усиливает потенциал Индии как импортера российского угля. Даже снижение индонезийского экспорта на 10% при 440 миллонов тонн дает возможность российским компаниям заместить этот объем. И это в придачу к тому, что Индия сама по себе будет наращивать потребление угля и его импорт. Но надо учитывать тот факт, что Индонезия поставляет в Индию такие марки углей, которые Россия не собирается поставлять. Поэтому вход на индийский рынок пока сопряжен с неопределенностью.
Не имея наработанных контрактов, нашим поставщикам нужно завоевывать авторитет фактически с нуля, доказывать характеристики продукции и стабильность поставок.
Основным конкурентом, в частности, за рынок Индии будет Австралия. От этой страны до Индии примерно такое же расстояние, как от азовско-черноморских портов России. Но чтобы возить уголь в Индию, нужно налаживать экспорт именно через эти порты, а у нас там специализированных терминалов пока не было, и весь экспорт угля был рассчитан на другие рынки.
Преимущества российских экспортеров
Один из важных показателей конкурентоспособности — это экономико-логистический. В России себестоимость угля, несмотря даже на «транспортное плечо», конкурентоспособна. Если мы сможем предложить свой уголь дешевле поставщиков из Австралии и ЮАР, то мы будем активно конкурировать.
По качеству энергического угля мы можем конкурировать. Экономика поставок коксующегося угля стабильнее: рентабельность выше, запас прочности больше.
Рынок угля сильно подвержен фактору волатильности, в том числе ввиду природных катаклизмов. Обычно новости о тайфунах и ливнях приходят из Австралии и Индонезии. Россия в этом плане является стабильным поставщиком, что тоже играет в плюс конкурентоспособности российских экспортеров.