Зона особого внимания

Вопросы национальной безопасности в сфере ТЭК


Вопросы национальной безопасности и противодействия правонарушениям в сфере топливно-энергетического комплекса сегодня обсуждаются во всех относящихся к нему ведомствах

ТЭК — это базовая отрасль экономики. В свете рисков неправомерных посягательств на энергоресурсы особого внимания требуют вопросы безопасности объектов ТЭК, их защищенности от актов незаконного вмешательства, бесперебойного функционирования энергетической инфраструктуры.

ОПО — опасные производственные объекты

На одном из профильных совещаний Николай Патрушев, секретарь Совета безопасности РФ, заявил, что доля объектов топливно-энергетического комплекса, соответствующих требованиям антитеррористической безопасности, в Сибирском федеральном округе остается невысокой.

По словам Николая Патрушева, наихудшее положение с обеспечением безопасности объектов ТЭК в Кузбассе: 36 из 47 проверенных объектов не соответствовали требованиям.

По состоянию на прошлый полный год на территории Кемеровской области было расположено 165 объектов топливно-энергетического комплекса, включенных в реестр. В их числе 109 объектов угольной промышленности — шахты, разрезы, обогатительные фабрики, 34 объекта энергетики — ТЭЦ, ГРЭС, подстанции и линии электропередачи, и 22 объекта нефтегазовой промышленности — склады ГСМ, нефтебазы, нефтезаводы и газопроводы.

С начала текущего года государственный контроль осуществлен почти на 40 угольных предприятиях. Должностным лицам выдано 28 предписаний об устранении более 1 700 нарушений, в том числе в части оборудования объектов ТЭК необходимыми инженерно-техническими средствами охраны.

Профильные структуры Кузбасса заявляют о необходимости составления для предприятий ТЭК паспорта безопасности, где будет содержаться план мероприятий по антитеррористической защищенности. Этот документ разрабатывается на основании результатов категорирования объектов в зависимости от их степени потенциальной опасности. Паспорт безопасности содержит комплекс обязательных мер по недопущению преступных посягательств. К ним относятся: огораживание объектов, установка систем видеонаблюдения, организация охранных пунктов и другое.

Новые регламенты

В этом году в сфере промышленной безопасности вступили в действия сразу несколько новых регламентов.

30 августа 2019 года вступил в силу новый Административный регламент Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору предоставления государственной услуги по регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре опасных производственных объектов, утвержденный приказом Ростехнадзора от 8 апреля 2019 года №140 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 16 августа 2019 года, рег. №55649).

Административный регламент устанавливает новые требования для предоставления государственной услуги по регистрации опасных производственных объектов. В частности, изменяются формы заявлений, необходимых для предоставления государственной услуги, а также форма сведений, характеризующих опасные производственные объекты.

25 октября вышло постановление Правительства России № 1365 «О подготовке и об аттестации в области промышленной безопасности, по вопросам безопасности гидротехнических сооружений, безопасности в сфере электроэнергетики».

Документ определяет, что с этого года отдельные категории специалистов в сфере промышленной безопасности обязаны не реже одного раза в пять лет проходить аттестацию. В постановлении, которое вступило в силу 6 ноября, утвержден порядок этой процедуры и определены категории работников, обязанных получать дополнительное образование в этой сфере.

Аттестацию проводят комиссии, которые формируются в Ростехнадзоре (центральная аттестационная комиссия), в его территориальных органах (территориальные аттестационные комиссии) и в самих организациях.

Это положение касается работников сферы промышленной безопасности, в том числе руководителей организаций, осуществляющих деятельность, связанную с проектированием, строительством, эксплуатацией, реконструкцией, капитальным ремонтом, техническим перевооружением, консервацией и ликвидацией опасного производственного объекта, а также изготовлением, монтажом, наладкой, обслуживанием и ремонтом технических устройств.

Дополнительные предписания работникам, ответственным за производственный контроль, определяют, что они обязаны иметь высшее техническое образование по профилю объекта и не менее трех лет проработать на опасном объекте отрасли.

Аттестация проводится в форме тестирования в электронной форме. При этом организации уже с 1 ноября проводят аттестации с применением Единого портала тестирования (www.gosnadzor.ru/eptb), работоспособность которого и безвозмездный доступ должен обеспечивать Ростехнадзор.

28 октября вступил в силу новый Административный регламент Ростехнадзора по предоставлению государственной услуги по ведению реестра заключений экспертизы промышленной безопасности, утвержденный приказом Ростехнадзора от 8 апреля 2019 года №141.

Административный регламент устанавливает новые требования для предоставления государственной услуги по ведению реестра заключений экспертизы промышленной безопасности. В частности, изменился порядок предоставления государственной услуги — она будет предоставляться территориальными органами Ростехнадзора (за исключением межрегиональных территориальных управлений по надзору за ядерной и радиационной безопасностью) по экстерриториальному принципу.

Изменяются формы заявлений, а также комплект документов, представляемых для получения государственной услуги (исключена обязанность представления заключения экспертизы промышленной безопасности в бумажном виде).

Также Минэнерго РФ работает над законопроектом, предусматривающим поправки в закон «О безопасности объектов ТЭК». В частности, предполагается сформировать перечень дополнительных критериев для охранных предприятий, работающих на объектах высокой и средней категории опасности.

Законопроект предполагает право охранять безопасность объектов ТЭК всем видам охранных предприятий. Но если частное охранное предприятие берется за охрану объектов высокой и средней категории опасности, то оно должно соответствовать дополнительным требованиям правительства, которые будут установлены специальным нормативным актом. Перечень дополнительных требований прорабатывается Росгвардией и Минэнерго.

Кибербезопасность

Отдельное внимание в Минэнерго России уделяется обеспечению информационной безопасности объектов критической информационной инфраструктуры, функционирующих в сфере электроэнергетики.

В сентябре, выступая на Международной конференции по промышленной кибербезопасности в Сочи, Евгений Грабчак, директор департамента оперативного контроля и управления в электроэнергетике Минэнерго России, сообщил, что на законодательном уровне уже создан механизм нивелирования рисков управления энергетическим оборудованием из-за границы посредством локализации инфраструктуры, осуществляющей сбор, хранение и передачу данных, на территории Российской Федерации.

Временная комиссия Совета Федерации по законодательному регулированию вопросов кибербезопасности, развития и использования цифровых технологий до конца года предполагает с помощью привлеченных экспертов разработать проект базового документа, в котором будет отражена текущая ситуация и предложена «дорожная карта», в том числе в виде законодательных инициатив, направленных на формирование адекватного правового поля в области кибербезопасности.

Александр Курдин, эксперт Аналитического центра при Правительстве РФ, считает, что для объектов ТЭК не нужны избыточные требования безопасности. Атаки на объекты ТЭК не наносят критического урона:

— В России есть довольно хороший опыт обеспечения безопасности объектов ТЭК, но не следует рассматривать их как ключевую мишень террористов и вводить в этой сфере избыточные требования безопасности, поскольку атаки на эти объекты не наносят критического урона.

В своем выступлении эксперт подчеркнул, что при обеспечении комплексной безопасности объектов топливно-энергетической инфраструктуры, наиболее важной задачей остается защита «штабов». По его мнению, отдельные добывающие и перерабатывающие объекты можно восстановить или заместить, но сбой в управлении ими может быть действительно опасен.

В рамках киберзащиты предприятий Кузбасса в течение октября проходила акция компании МТС, позволяющая организациям бесплатно пройти сканирование уязвимостей веб-приложений и сетевого периметра, используя облачный сервис провайдера. Это позволило компаниям получить рекомендации и защитить свой бизнес от воздействия внешних вредоносных атак.

С облачным WAF предприятия смогут защититься от кражи персональных данных, хакерских атак на пользователей сайтов, нарушений работоспособности интернет-ресурсов и подмены содержания веб-страниц. В ходе тестирования можно было определить состав сетевого периметра предприятия и проанализировать его защищенность. После сканирования компании получили подробный отчет и рекомендации по устранению уязвимостей.

Упорядоченные беспилотники

Сегодня стремительный прогресс вводит в нашу жизнь реалии, с одной стороны, делающие ее более удобной, а с другой — слишком прозрачной.

Так настала необходимость обратить внимание на вездесущие беспилотники. Недавно в Министерстве энергетики РФ предложили ввести административную и уголовную ответственность за несанкционированные полеты дронов над объектами топливно-энергетического комплекса.

Необходимость таких мер стала особенно актуальной после инцидента в середине сентября текущего года, когда произошла атака беспилотников на нефтяную инфраструктуру Саудовской Аравии. Новые ограничения могут вступить в силу уже в конце весны 2020 года.

Кстати, в то же время в России выделяют 496 миллионов рублей на создание первого полигона для испытаний и сертификации беспилотного авиационного транспорта.

Он откроется к 2021 году на базе лаборатории «Орловка» в Тверской области, аккредитованной Росавиацией для проведения соответствующих испытаний, и впоследствии может быть тиражирован на другие регионы.

Проект позволит проводить в России ускоренную оценку летной годности беспилотников за счет сочетания натурных и виртуальных испытаний. Сегодня процесс сертификации является обязательным для беспилотников массой более 30 кг — это примерно половина из существующих в России моделей беспилотного авиатранспорта.

Конечная цель проекта по сертификации — создание в дальнейшем единой службы по управлению использованием БАС по всей стране.

Евгения Райнеш


2024-МАЙНИНГ