Обучиться играя

Кемеровские студенты реализуют масштабный проект


Его цель — в доступной игровой форме познакомить детей и подростков со спецификой шахтерского региона и особенностями полезного ископаемого — угля. Проект получил название «Угольные игры».

Угледобытчикам — пять лет

Одним из стимулов к этой работе стали, как ни удивительно, посредственные знания по угольной тематике, демонстрируемые в последнее время молодежью, живущей в прославленном шахтерском крае.

— Все формально знают, что Кузбасс богат углем, но не все понимают, что на самом деле представляет собой уголь, как его добывают и что можно из него получать. Мы опросили около четырехсот жителей области в возрасте от десяти до тридцати пяти лет. Больше половины путались в ответах. В лучшем случае говорят лишь, что уголь сжигают для получения тепла, — рассказывает участница проекта Лилия Соловьева, студентка института химических и нефтегазовых технологий Кузбасского государственного технического университета. — При этом разница в возрасте существенно на знания не влияет, ошибались и школьники, и взрослые.

Ставшая куратором и руководителем проекта Елена Ушакова, кандидат технических наук, доцент кафедры химической технологии твердого топлива Кузбасского государственного технического университета, с поверхностными знаниями школьников столкнулась непосредственно во время учебного процесса. В родном вузе ей предложили поучаствовать в профориентационной работе — вести «Инженерные субботы», куда, как предполагалось, будут приходить уже более-менее подготовленные учащиеся. Но и они тоже «плавали» в угольной тематике. К примеру, для многих потенциальных абитуриентов стало открытием, что уголь не растворяется в воде…

Так и родилась идея создания пакета образовательных игр и мероприятий, которые позволят познакомить младшее поколение с понятием «уголь», его разновидностями, методами определения качества угля, историей образования угля и т.д.

— Угольная промышленность остается очень важным элементом в обеспечении энергии России. Предприятиям нужны квалифицированные кадры, которых необходимо растить со школы, чтобы они понимали, насколько важна эта сфера, ее совершенствование и развитие технологий для уменьшения потери топлива и сырья, а также снижения негативного воздействия на окружающую среду. Мы решили разработать такие игры, которые одновременно были бы интересны разным возрастным группам детей, образно говоря — с нуля до восемнадцати лет, и носили обучающий характер. То есть задачу считаем выполненной, если детсадовец или школьник не просто занимательно проведет время за игрой, но и получит при этом новые знания по угольной тематике, — рассказала Елена Ушакова.

Работа по сбору идей для игр началась в прошлом году, при этом принимались и предложения от учащихся кемеровских школ. В итоге были выбраны четыре направления — с учетом индивидуального подхода к возрасту целевой аудитории, поэтапности обучения и обязательного присутствия элементов профориентации.

Например, многие малыши любят разбирать игрушки, с удовольствием смешивают разные вещества в ванной или на кухне, стремятся самостоятельно познать новое. Для таких ребятишек были придуманы познавательные наборы для добычи угля — как и положено, в двух вариантах, открытым и закрытым способом. Как рассказала пятилетняя кемеровчанка Настя, одной из первых с интересом опробовавшая новую игрушку, она смогла не только самостоятельно раскопать уголь — причем настоящий — но и разбить его на разные кусочки, измерить (в набор входит пластмассовый штангенциркуль) и даже получить угольную пыль.

Теперь на очереди — создание набора для юных углехимиков, которые смогут проводить более сложные исследования.

Почему удивился Уголек?

Также для детей младшего возраста участники проекта придумали книжку «Приключения в Угольсити», героями которой стали живший в старой заброшенной шахте Уголек и его друг Эльфенок. По ходу действия они знакомятся и с историей угледобычи, и с современными специализированными машинами, помогающими горнякам добывать черное золото. Рукопись прошла проверку на использование технических терминов в одной из кузбасских угольных компаний — там приключения получили положительную оценку профессиональных горняков. Так же, как и у собственно целевой аудитории — ей стали воспитанники детских садов. Одобрили книжку и чиновники из управления образования кемеровской мэрии.

— По отзывам воспитателей и родителей, с которыми впечатлениями делились ребятишки, книга получилась интересной. Нас уже спрашивали, будет ли продолжение. В планах оно есть, но пока из-за пандемии коронавируса подготовка новой книги отложена, — уточнила Елена Ушакова.

Для школьников постарше были разработаны напольная и компьютерная игры с угольной тематикой. Их цель — знакомство с процессами добычи, обогащения и коксохимической переработки сырья. Особенный интерес, как показала практика, у школьников, в том числе и девочек, вызывает видео с работой современного горно-шахтного оборудования.

20 октября в режиме онлайн прошел круглый стол, на котором студенты КузГТУ рассказали о своих разработках обучающимся и педагогам общеобразовательных школ и учреждений дополнительного образования областного центра.

Сейчас под руководством Елены Ушаковой команда политехников, в которую вошли студенты института химических и нефтегазовых технологий и института профессионального образования КузГТУ, трудится над проектом в рамках образовательной программы Всероссийского акселератора социальных инициатив RAISE. Если удастся хорошо показать себя на федеральном уровне, появится возможность получить грантовую финансовую поддержку. Финал образовательной программы намечен на конец апреля 2021 года.

— Это очень интересно — создавать вещь своими руками с нуля. Мне это всегда нравилось. А тут такая возможность — попробовать свои творческие силы в большом проекте, узнать от начала до конца, как создать продукт, как выпустить на рынок. А для тех, кто будет играть в придуманные нами образовательные игры и игрушки — это тоже интересные знания, — уверена Лилия Соловьева.

А новых идей у студентов — уже больше полутора десятков. К примеру, одна из них — создать карточки на внимание, с описанием процессов и предметов добычи угля и его перевозки.

Александр ПОНОМАРЕВ


Вердер Сайнтифик 2021