Обзор СМИ


В России могут ввести принцип «вези или плати» при железнодорожной перевозке и перевалке угля
30.01.2025


Инициатива появилась на фоне отмены квот на его вывоз из большинства угледобывающих регионов.

Дедлайн установлен

Поручение Минэнерго и Минтрансу провести совещания с представителями портов и ОАО «РЖД» для проработки оптимальной тарифной политики по вывозу угля было дано по итогам заседания подкомиссии по повышению устойчивости финансового сектора экономики и отдельных её отраслей под руководством вице-премьера Александра Новака в конце декабря. Одним из вариантов может стать применение схемы «вези или плати» при железнодорожных перевозках и перевалки в портах, сообщила пресс-служба ОАО «РЖД» со ссылкой на ИА «Интерфакс». Свои предложения ведомства должны представить до 14 февраля.

На том же заседании Александр Новак сообщил, что квоты на вывоз угля в восточном направлении сохранит только Кемеровская область, для которой они в 2025 году составят 54,1 млн тонн («Гудок» писал об этом в номере от 14.01.2025). Доступ остальных регионов к транспортной инфраструктуре будет осуществляться на условиях правил недискриминационного доступа.

Принципиальный вопрос

Ранее предлагалось ввести возможность использования схемы «вези или плати» при любых железнодорожных перевозках. Соответствующий законопроект был внесён в Госдуму в июле прошлого года, однако был отозван. В ОАО «РЖД» поддерживают законодательные инициативы относительно возможности применения механизмов гарантированного вывоза грузов на принципах ship-or-pay («вези или плати»).

Введение принципа «вези или плати» может быть интересно как РЖД, так и грузоотправителям, комментирует аналитик Центра экономического прогнозирования Газпромбанка Александр Коробко. Для монополии такая модель работы позволит точнее прогнозировать грузопотоки и выручку, а для грузоотправителей – быть уверенными в вывозе законтрактованных объёмов.

В условиях дефицита пропускной и провозной способности на всех экспортных направлениях можно заключить договор «вези или плати», но невозможно предоставить таким клиентам приоритетное право провоза, напоминает председатель совета директоров Ассоциации морских торговых портов Денис Илатовский. Именно поэтому все дискуссии по таким договорам на железно­дорожном транспорте с 2018 года завершались отрицательным решением. В портах же эта схема используется уже много лет, и почти все крупные стивидорные компании применяют её для работы с клиентами.

По мнению гендиректора компании «INFOLine-Аналитика» Михаила Бурмистрова, разработка схемы «вези или плати» требует коренного переосмысления всего порядка приоритетов в распределении грузов по железной дороге и фактически существенных изменений в правилах недискриминационного доступа к железнодорожной инфраструктуре. «Мне кажется, что эта история явно не 2025 года с точки зрения возможности её внед­рения. С другой стороны, логика в том, чтобы проработать эти вопросы, потому что сейчас морские порты и склады сталкиваются с огромными проблемами», – говорит аналитик.

По словам Дениса Илатовского, портовая отрасль имеет профицит мощностей более 50% к фактическому объёму перевалки 800 млн тонн в год. На железнодорожном транспорте, наоборот, все последние годы не утихают разговоры про нехватку мощностей, а удовлетворение повышенного спроса на железнодорожные перевозки ожидается только в 2030 году.

Взаимная ответственность

«Перевозки каменного угля являются массовыми и влияют на технико-технологические показатели работы транспорта. Применение к этим перевозкам схемы «вези или плати» оправданно, особенно если схема будет иметь мультимодальный аспект», – рассуждает президент Национального исследовательского центра перевозок и инфраструктуры Павел Иванкин.

В то же время конструкция такого договора подразумевает, что грузоотправитель должен предъявить, железная дорога – перевезти, а порт – перевалить уголь в заранее согласованном объёме. Именно взаимная ответственность позволит всем сторонам обеспечить согласованные объёмы груза. Введение схемы позволит увеличить отгрузки каменного угля, в том числе на экспорт, уверен Павел Иванкин.

Дмитрий Коптев, Ольга Шелкова

https://gudok.ru/content/gruzoperevozki/1694313/