Реальный путь на внешние рынки

Президент России Владимир Путин дал старт отгрузке угля из морского порта Лавна в Мурманске


Первая партия угля уже отправилась на экспорт с Кольского залива. Терминал должен помочь в поставке топлива из Кузбасса на внешний рынок

Мощность перегрузочного комплекса оценивается в 18 миллионов тонн в год, с возможностью увеличения до 25 миллионов тонн. Новый порт стал звеном Северного морского пути и расширил экспортный потенциал России.

Среди преимуществ Лавны — ее глубоководность (только у берега глубина составляет 21 метр, что позволяет терминалу принимать большие суда) и возможность выхода в нейтральные воды и на Севморпуть напрямую, без прохождения иностранных портов. Также перевалка угля проходит закрытым способом через станцию вагоно­опрокидывателей, что снижает нагрузку на окружающую среду.

Владимир Путин, открывая порт, сказал:

— Рад поздравить со знаменательной вехой в развитии Мурманска и всей российской Арктики. Сегодня делаем очередной шаг в становлении Мурманского транспортного узла. Открытие терминала станет хорошим вкладом в увеличение пропускной способности наших арктических портов, в создание дополнительных возможностей для угледобывающей промышленности. Хочу поблагодарить за огромный труд всех специалистов, задействованных в реализации этого значимого проекта: строителей, которые прокладывали подъездные пути, возводили терминал, инженеров, проектировщиков, железнодорожников, специалистов многих профессий. Вместе вы проделали сложную, масштабную работу, причем в непростых климатических условиях, и, что принципиально важно, использовали при возведении угольного терминала современные технологии, снижающие нагрузку на экологию. Это важно для сбережения уникальной природы Арктики.

Напомним, что в декабре 2023 года президент также открыл движение по новой железнодорожной линии, построенной в рамках развития Мурманского транспортного узла. В том числе угля из Кузбасса. Это поможет диверсифицировать логистику поставок кузбасского угля на внешние рынки.

Лавна — якорный проект Мурманского транспортного узла, который «подтягивает» за собой всю сопутствующую инфраструктуру, выводит ее в регионе на новый уровень. С запуском порта Мурманский транспортный узел станет одним из ведущих логистических хабов в России.

Инвестиции в терминал составили порядка 90 миллиардов рублей. Лавна стала первой в России портовой концессией. Финансовая модель комплекса сформирована с запасом, с учетом конъюнктурных колебаний на рынке и обеспечивает возвратность инвестиций.

Продолжение темы на стр 58