Беды и победы
Инвестпрограммы ржд в восточном регионе
В декабре прошедшего года ОАО «РЖД» утвердило инвестиционную программу компании на 2025 год в объеме 890,9 миллиарда рублей, из которых 116,9 миллиарда рублей предусмотрено на развитие Восточного полигона
Это больше, чем на проекты Центрального транспортного узла (67,2 миллиарда рублей) и создание высокоскоростной магистрали Москва — Санкт-Петербург (46 миллиардов рублей). Но примерно вдвое меньше, чем на обновление подвижного состава (257,2 миллиарда рублей) и более чем в 2,5 раза меньше, чем на капитальный ремонт путей (298,5 миллиарда рублей).
Какие планы компания собирается претворить в жизнь в нашем регионе, а от чего — отказаться?
Модернизация БАМа и Транссиба: третий этап
В этом году программа модернизации БАМа и Транссиба выходит на третий этап, рассчитанный до 2035 года. Работы будут вестись на 24 участках: 12 из них относятся к Транссибу, 10 — к БАМу. По плану необходимо построить более 2 тысяч км вторых путей и свыше 1,5 тысячи искусственных сооружений (мостов, тоннелей, водопропускных труб и т.д.) На сегодняшний день на ДВЖД ведется проектирование, при этом на восьми объектах начаты подготовительные работы.
Инвестиции в третий этап оцениваются в 3,7 триллиона рублей, это самый дорогой из этапов. Первый потребовал затраты в сумме меньше 700 миллиардов рублей, второй обошелся около 1,1 триллиона рублей. К третьему этапу относится создание таких крупных сооружений, как новые Северомуйский, Кодарский, Кузнецовский тоннели, а также второй мост через Амур у Комсомольска — один из самых ключевых объектов, без которого невозможно осуществить намеченные планы.
Инвестпроект третьего этапа модернизации инфраструктуры БАМа и Транссиба позволит увеличить провозную способность этих магистралей со 180 миллионов тонн по итогам 2024 года до 210 миллионов тонн по итогам 2030 года и до 270 миллионов тонн по итогам 2032 года.
Проект, рассчитанный на десятилетия в наше такое непредсказуемое время и на фоне вызовов, с которыми приходится сталкиваться, не может не подвергаться корректировке. Так, в ноябре прошлого года «Коммерсант» сообщал, что в рамках сокращений издержек РЖД в планах на 2025 год расходы на реконструкцию и модернизацию Байкало-Амурской (БАМ) и Транссибирской магистралей серьезно пострадают. Предварительно, инвестиции в проект в этом году урежут в пять раз — с 360 миллиардов рублей до 75 миллиардов. Участники процесса предполагают, что будут сокращены инвестиции в расширение Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей, а также приостановлено развитие подходов к портам Балтийского и Азово-Черноморского бассейна.
Тем не менее начало этого года ознаменовалось успешным завершением двух значительных проектов, относящихся к одному из ключевых узлов Байкало-Амурской магистрали. Это позволило открыть движение по вторым путям на участках Чемчуко — Мугуле и Буреинск — Новый Ургал.
Напомним, что Новый Ургал — это важнейшая развилка, здесь железнодорожная линия Тында — Комсомольск-на-Амуре разделяется на две части. Основная ветка продолжает путь к Городу юности, а ответвление уходит на юг через Эльгу, Ушман и Тырму до станции Известковой. Эта ветка образует перемычку длиной 374 км, соединяющую две главные транспортные артерии России — Транссиб и БАМ. Кроме того, от Нового Ургала уходит ветка в сторону Чегдомына.
Участок Февральск — Новый Ургал длиной 287 км является одним из самых загруженных на Байкало-Амурской магистрали. Для увеличения пропускной способности линии с 25 до 40 пар поездов в сутки (что соответствует провозной способности до 52,7 миллиона тонн) в ходе реконструкции были построены двенадцать двухпутных вставок и уложены сплошные вторые пути на шести перегонах. Железная дорога Новый Ургал — Комсомольск-на-Амуре протяженностью 495 км благодаря проведенным в рамках модернизации работам сейчас может перевезти 40 миллионов тонн грузов.
Тихоокеанская железная дорога — пробная эксплуатация
На Дальнем Востоке открылось движение по новой, Тихоокеанской железной дороге (ТЖД), фактически северному продолжению БАМа от станции Ургал. Пробная эксплуатация началась 30–31 октября 2024 года, ожидается, что дорога будет полностью введена в эксплуатацию в 2025 году.
Тихоокеанская железная дорога — достраиваемая частная железнодорожная линия необщего пользования от Эльгинского угольного месторождения в Якутии до порта Эльга (на мысе Манорский на берегу Удской губы Охотского моря) в Хабаровском крае, протяженностью 531 километр. Стройку называют самой масштабной после БАМа — в условиях вечной мерзлоты и горного рельефа, в самый разгар СВО, дорогу построили за два года. Причем строительство не освещалось СМИ, поэтому в конце 2024 года стала полной неожиданностью новость о том, что открылась целая железнодорожная линия.
Это новая возможность вывозить уголь, минуя БАМ. Ранее для вывоза использовалась линия от Эльги до Улака, который расположен на магистрали. Поездам приходилось ехать в обход, к тому же на БАМе пропускная способность сильно ограничена.
На мысе Манорский, куда пришла железная дорога, почти построен новый порт. Он станет одним из крупнейших по грузообороту на всем российском побережье Тихого океана. Сейчас в новом порту один из четырех причалов уже принимает суда. А вдоль ТЖД уже запланировано строительство обогатительных и металлургических комбинатов.
На Западно-Сибирской железной дороге — обновление
Западно-Сибирская железная дорога (ЗСЖД) пролегает прежде всего по территориям Омской, Новосибирской, Кемеровской, Томской областей и Алтайского края, значительная часть сети — это участок Транссиба. Сегодня ЗСЖД обеспечивает почти четверть всей погрузки и восьмую часть всего грузооборота на сети РЖД. Одновременный рост транзита и грузовых перевозок во внутрироссийском сообщении на фоне переориентации грузопотоков на Восток стал вызовом для магистрали.
В этом году на Западно-Сибирской железной дороге всего планируется обновить более 400 километров путей.
В марте стартуют плановые работы на двух участках пути: Кайгур — Челы в Кузбассе — (9,9 километра пути) и Сеятель — Бердск в Новосибирской области. Всего в 2025 году обновят 419 километров путей.
А февраль уже ознаменовался открытием нового транспортно-логистического коридора: на станции Бирюлинской состоялась первая выгрузка партии китайских автомобилей для регионального дилерского центра. Особенность события в том, что в данной схеме используются контейнеры Open Top, оборудованные съемными тентами для защиты от осадков. В таких контейнерах из Кузбасса в направлении КНР осуществляется перевозка угольной продукции, а уже в обратном направлении те же контейнеры Open Top используются для транспортировки импортных грузов в Кузбасс. Новая схема, разработанная специалистами магистрали, сокращает сроки поставок дистрибьюторам Сибири, исключая этап перегрузки в московском хабе.
Планы на Северо-Сибирскую магистраль
В декабре минувшего года на прямой линии президента РФ редакция томской телекомпании СТВ обратилась по поводу строительства Северо-Сибирской железнодорожной магистрали, о необходимости которой заговорили несколько лет назад. В ответ на вопрос было сказано, что решение о начале проектирования и строительства на сегодняшний день еще не состоялось.
Напомним, что рассмотреть вопрос о строительстве Северо-Сибирской железнодорожной магистрали президент России Владимир Путин поручил правительству в 2023 году. Предполагалось, что путь будет проходить от Нижневартовска до Белого Яра (Томская область), а также от Таштагола (Кемеровская область) до Урумчи (Китай). В Нижневартовске (ХМАО) Севсиб планируется соединить с Белкомуром — планируемой железнодорожной магистралью, которая соединит регионы Сибири и Урала с северо-западом страны.
Проект давно находился в разработке. Идея строительства Севсиба была прописана в стратегии развития железнодорожного транспорта до 2030 года (утверждена еще в 2008 году), и его стоимость оценивалась ранее в 1,5 триллиона рублей. На сегодня сумма предполагаемых инвестиций выросла более чем до 8 триллионов рублей.
— Севсиб рассматривается в качестве параллельного Транссибу хода, пропускные способности которого сегодня ограниченны. К тому же проект позволит вовлечь в производственный оборот ресурсную базу Сибири, — говорил Игорь Левитин, бывший министр транспорта России, на V Экономическом форуме в Красноярске в 2008 году.
Неизбитые маршруты
Летом прошлого года произошло интересное и необычное событие: первый уголь из Кузбасса прошел по восточному, железнодорожному направлению в иранский порт Бендер-Аббас и был отгружен морем в Индию, в Мумбаи. Поезда стартовали прямо из Кузбасса и проследовали по восточной ветке МТК через Казахстан и Туркменистан. На туркмено-иранской границе уголь перегрузили из вагонов широкой колеи (1 520 мм) в вагоны колеи (1 435 мм) железных дорог Ирана и повезли до иранского порта Бендер-Аббас на берегу Персидского залива. Последнюю часть пути из порта Бендер-Аббас в порт Мумбаи уголь прошел морем.
Главная суть произошедшего состоит в том, что практически доказано: уголь из Кузбасса может идти в иранский Бендер-Аббас, где его можно продать куда угодно, хоть в Индию, хоть в Африку. Дальнейшие регулярные поставки угля в страну Юго-Восточной Азии будут зависеть от того, насколько оценят новый логистический опыт грузоотправители.
Евгения Райнеш