Обзор СМИ


"Единственным препятствием для полноценного внедрения российского оборудования в отечественном углепроме является отсутствие политической воли"
07.05.2025


Об основных тенденциях развития отечественного угольного машиностроения, современных "вызовах" отрасли и конкуренции с китайскими производителями "Интерфаксу" рассказал генеральный директор ООО "Объединенные машиностроительные технологии" (ОМТ), почетный шахтер РФ, экс-участник научно-технического совета Минэнерго РФ Владимир Добрыдин.

 - В феврале отметил 90-летие "Гипроуглемаш" - проектно-конструкторский и экспериментальный институт угольного машиностроения, который с 2002 года входит в группу ОМТ. Какие задачи решало предприятие в советское время и затем в составе ОМТ?

- "Гипроуглемаш" был создан в 1935 году для развития новой техники и технологии добычи при освоении угольных месторождений. В те времена не было представления об открытых горных работах, поэтому исторически сложившаяся специализация института - подземная техника для горной добычи. До Великой Отечественной войны институт работал, главным образом, на Донбасс, во время войны - исключительно для Кузбасса.

В 1945 году "Гипроуглемаш" получил собственную производственную базу - Малаховский экспериментальный завод. Предприятие специализировалось на выпуске и испытаниях экспериментальных образцов техники для подземной угледобычи, которые затем тиражировали машзаводы отрасли. В 1990-е годы "Гипроуглемаш" и Малаховский завод были приватизированы по отдельности, институт утратил производственную базу.

Главное достижение "Гипроуглемаша" - изобретение и внедрение метода отработки пластовых месторождений с пологим залеганием очистными механизированными комплексами. Для своего времени (в конце 1940-х годов) это было революционное технологическое решение, позволившее механизировать подземную угледобычу, достичь высокой производительности и большого коэффициента извлечения. Строго говоря с того времени технических и технологических открытий сопоставимого масштаба и значения больше не совершалось. По сути труд советского "Гипроуглемаша" до сих пор совершенствуется и тиражируется, в том числе, польскими и чешскими предприятиями, которые получили разработки во времена СССР. Впоследствии приобрели эту технологию испанские и немецкие компании. За внедрение механизированных комплексов "Гипроуглемаш" был удостоен Ордена Трудового Красного Знамени, который до сих пор хранится в институте, и по случаю юбилея занял почетное место в холле, под стеклом.

После 1991 года "Гипроуглемаш" продолжал конструкторское сопровождение ранее разработанных очистных комбайнов, очистных комплексов, крепей для подземной угледобычи. Не скрою, появилась также задача копировать лучшие зарубежные образцы техники, дополняя их своими конструктивными решениями и материалами, с чем институт успешно справился.

Другой важнейшей задачей, которую "Гипроуглемаш" решил в новое время, стало создание конвейерных систем для портовых перегрузочных комплексов. Требовались дополнительные технические решения для обеспечения синхронизации их работы, ритмичности перегрузок. Первый такой проект был реализован в 2020 году для порта Котка. Затем в порту Усть-Луга технологическое решение ОМТ было применено уже комплексно, для двух видов грузов.

В новое время "Гипроуглемаш" продолжает обслуживать технологические потребности ОМТ, а также выполняет инжиниринговые заказы других компаний. Вместе с тем некоторые решения в части конвейерного транспорта, очистных комбайнов и обогатительного оборудования мы тиражируем на коммерческих началах.

Продолжается и разработка новых видов продукции. Так, в прошлом году при поддержке Минпромторга РФ "Гипроуглемаш" сертифицировал две новые модели крепей. Кроме того, была полностью завершена конструкторская переработка очистного комбайна К-800 на полностью российских комплектующих.

- Какова роль этих разработок для добывающей отрасли?

- Благодаря новым моделям крепей в России появилась техническая возможность производить всю линейку крепей для пластов вынимаемой мощности от 1,5 метров до 5,5 метров. Считаю, это - грамотное, своевременное и технологически правильное решение Минпромторга. С учетом новых моделей сейчас конструкторских разработок крепей в России нет только для самых тонких пластов, но этот пробел мы в настоящее время активно восполняем. Для всего остального диапазона пластов конструкторские разработки крепей имеются.

Разработанные в прошлом году крепи уже сертифицированы и сейчас размещены на шахтах для промышленных испытаний - это факультативное требование.

Должен отметить, что, к сожалению, сейчас в России остались единичные предприятия, которые способны выпускать почти всю линейку крепей для подземной добычи.

Отдельные угольные компании ведут собственную разработку крепей для мощных и тяжелых пластов, но это скорее копирование немецкой продукции для собственных нужд. Предприятия, системно производившие горно-шахтное оборудование в советские времена, по тем или иным причинам больше не в состоянии изготовить полноценный комплект оборудования для отработки лавы.

Что касается модернизации очистного комбайна, то мы трудились над машиной модели К-800, ранее разработанной "Гипроуглемашем". За прошедший год мы полностью избавились от иностранных комплектующих, сейчас это полностью российская машина, начиная от корпуса и заканчивая электрикой и электроникой. Думаю, в сложившейся ситуации значение этой работы не нужно объяснять.

- Какие реальные перспективы наладить выпуск этого очистного комбайна? Сможет ли ОМТ это сделать самостоятельно или необходима кооперация с другими компаниями?

- Комбайн - это высокотехнологичное изделие и без широкой кооперации мы здесь точно не обойдемся, особенно в части систем управления и силовой электрики (тяжелые высоковольтные двигатели, частотные приводы).

Машина К-800 сконструирована с расчетом на работу пяти компаний. Базовое предприятие, выпускающая организация - ОМТ, производитель и поставщик систем управления - ООО "Машиностроительное предприятие "Ильма" (г. Томск), высоковольтных двигателей - ООО "ТоргИнвест" (г. Кемерово, бывший Кузбасский электро-машиностроительный завод, КЭМЗ), приводов и редукторов - ООО "НПО "Ясиноватский машиностроительный завод" (ДНР), все, что связано с силовой частью (электрика, трансформаторы) - продукция ООО "Фаза" (г. Новокузнецк).

При этом в случае, если машина будет адаптирована для нужд Донбасса, выпускающей организацией станет Ясиноватский машзавод, мы в этом смысле не претендуем на какие-либо исключительные права. Для нас главное, чтобы переработанный К-800 был изготовлен, получил распространение и тиражировался в угольной отрасли РФ.

В настоящее время машина готова к выпуску, ведутся интенсивные переговоры с несколькими угольными предприятиями.

- Сколько очистных комбайнов в год позволяют выпустить мощности ОМТ и компаний, с которыми планируется работать в рамках кооперации? Сколько таких машин ежегодно требуется угледобывающей отрасли РФ?

- По опыту прошлых лет, который основан на ремонте и замене комплектующих для очистных комбайнов, используемых в углепроме, отрасли требуется не менее трех, но не более шести таких машин в год. Мы готовы полностью закрыть эту потребность.

Протекционизм, рассрочки и отраслевой интегратор

- Прокомментируйте инициативы властей по мотивации угольщиков закупать российское оборудование. Так, в начале 2024 года в Кузбассе власти и бизнес подписали хартию промышленного технологического суверенитета и импортозамещения (обязывает компании при приобретении техники отдавать приоритет местным производителям, затем - российским и только после этого рассматривать иностранных). В феврале 2025 года первый замгубернатора Кузбасса Андрей Панов озвучил инициативу о предоставлении льготных кредитов угольщикам, закупающим российское горношахтное оборудование.

- А в начале февраля 2025 года первый вице-премьер РФ Денис Мантуров призвал закрепить нормативно приоритет российского оборудования.

Я считаю, что единственным препятствием для полноценного внедрения российского оборудования в отечественном углепроме и, как следствие, бурного развития подземного горного машиностроения в РФ, является отсутствие политической воли. В какой форме она будет проявлена - в форме запрета, настойчивых рекомендаций или условий финансирования, которое предоставляется государством или госбанками, не принципиально.

Подчеркну, сейчас нет ни одной технологической или технической причины не покупать российское оборудование. А в ситуации, когда государство в той или иной форме финансирует угольные проекты и компании или восстановление Донбасса, дает угольщикам тарифные скидки и налоговые льготы, обидно смотреть, как государственные деньги уходят в Китай посредством закупок там добывающей техники. Поэтому и нужна политическая воля. Может быть, достаточно на соответствующем уровне просто спросить у владельца угольной компании: тарифы требуешь, деньги на поддержку, в том числе, у государственных банков, берешь, льготами пользуешься? Тогда покупай российское!

До введения санкций 95% техники в угледобыче РФ было европейского и немецкого производства, сейчас те же 95% - китайского. Доля российских производителей сохраняется на уровне 5%. За счет ремонта, за счет вовлечения в производство законсервированной техники угольные компании безболезненно пережили перерыв в поставках польского, немецкого и американского оборудования, наступивший после санкций. А потом эту нишу заполнили китайцы.

К слову, на российском рынке первая китайская горнодобывающая техника появилась в 2016-2017 годах. Тогда из пяти очистных комплексов (примерно столько закупалось угледобывающими компаниями РФ ежегодно) один был американский, один немецкий, два польских и один китайский.

- Получается, что, тем самым, уникальным открывшимся "окном возможностей" для достижения технологического суверенитета, о котором все заговорили в 2022 году, мы так и не воспользовались, и за прошедшие два года в угольном машиностроении ничего не изменилось?

- Изменения есть. Минпромторг РФ занял активную позицию в отношении разработки отечественных аналогов машин и механизмов в угольном машиностроении. И мы их разработали. На уровне конструкторских и производственных решений мы закрыли вопросы дефицита, российское угольное машиностроение сейчас имеет необходимые конструкторские разработки для любых изделий, есть технические и технологические условия для их выпуска.

Силами "Гипроуглемаша" в 2023 году создана возможность выпускать всю линейку типоразмеров секций крепи, в 2022 году группа ОМТ при участии Минпромторга разработала аналог отвалообразователя, заместив немецкие разработки. Помимо нашего очистного комбайна финансируются и реализуются иные аналогичные разработки. И чтобы все эти усилия не пропали даром, сейчас надо сделать следующий шаг и проявить политическую волю, фактически заставив угольщиков приобретать отечественное оборудование.

А уже на эту политическую волю необходимо нанизать все остальные механизмы, в частности, механизмы финансирования и протекционизма.

Так, сильнейшее преимущество китайских производителей состоит в том, что они способны предложить потребителям 5-летние и даже 10-летние отсрочки и рассрочки платежа за счет программ Народного Банка Китая. У отечественных машиностроителей таких финансовых инструментов нет. И - да, нам однозначно нужна такая форма поддержки. Эффективный, оперативный, а главное - прозрачный и доступный финансовый инструмент должен быть даже не у нас, а у наших заказчиков. Ведь объявляя тендер на приобретение оборудования, угольщики в качестве одного из конкурентных пунктов обозначают возможность рассрочки. А какую рассрочку мы можем предоставить с текущей ставкой ЦБ? Никакой не можем.

Кроме того, угольному машиностроению нужны протекционистские меры. Например система сертификации любого иностранного оборудования должна быть усложнена. В настоящее время мы просто принимаем на веру результаты испытаний страны-производителя и ее сертификаты, но это - порочная практика. Нужна отечественная система подтверждения и признания произведенных в другой стране испытаний и иностранных сертификатов. Думаю, всем участникам отрасли уже известны примеры, когда в документации иностранной техники написано одно, а на деле - совсем другое. Кстати буквально в феврале была приостановлена продажа грузовиков-большегрузов одного из китайских брендов из-за "несоответствия требованиям". В числе претензий - проблемы с торможением, конструкцией, шумом. А ведь за последние пару лет достаточное количество этих машин было приобретено российскими компаниями.

При этом нужно отметить, что российский рынок Китаю интересен не в силу его объема (он для китайцев очень маленький), а в силу его доступности. Интересно, что главными лоббистами китайского оборудования выступают наши же коммерсанты, прежде посредничавшие у поляков, чехов и т.д.

- Ряд экспертов придерживается мнения, что угольное машиностроение разобщено как отрасль. Прокомментируйте, пожалуйста, это утверждение. По Вашему мнению, требуется ли какая-то единая структура, которая могла бы координировать работу отрасли по аналогии с координационным советом по импортозамещению в нефтегазовом секторе?

- Ситуация в угольном машиностроении понемногу меняется. Ее участники наращивают объемы работ в кооперации в части отдельных технологических процессов и отдельных изделий. И это - большой плюс.

Минус состоит в том, что до настоящего времени у нас нет сформированного системного предложения. Мы не можем сходу предложить потребителю, например, весь комплект очистного механизированного комплекса. По каждому заказу машиностроителям фактически надо садиться и договариваться заново - кто, что, когда и сколько произведет и поставит. Стремление к договоренностям есть, технологические возможности участники отрасли друг другу открыли, мы знаем, кто, что и как может сделать, но структурно оформленной системной кооперации и системного предложения нет. Потребители зачастую указывают нам на этот факт как на конкурентный проигрыш отечественных производителей по сравнению с иностранными.

В моем понимании отрасли нужен системный интегратор, лидер. Это может быть частная компания или финансовый институт вроде ВЭБ.РФ. Возможно, должны развиваться госкорпорации или более глубокая корпоративная интеграция. Вариантов много. Но прежде должна быть проявлена политическая воля и запущен механизм массового заказа продукции от отечественных угольных предприятий. Как только у заказчиков возникнет необходимость массово покупать российское, регулятивные инструменты найдутся.

Кстати о конкуренции: если в российское угольное машиностроение будут вовлечены предприятия ОПК (начнут поставлять на заводы электронику, электрику, точные системы управления), это обеспечит отрасли технологическое превосходство над зарубежными производителями.

Не количество, а качество работников

- Как повлияли санкции западных стран, введенные в отношении предприятий угольной отрасли, на взаимоотношения ОМТ с заказчиками? Возможно, снизилась платежная дисциплина?

- На наших отношениях с российскими углекомпаниями санкции никак не сказались. Те из заказчиков, кто аккуратно платил до санкций, продолжают аккуратно платить. Те, кто допускал просрочки, по-прежнему, это делает.

Санкции сказались на нашей работе с давними партнерами в Казахстане - одна из крупнейших горнорудных компаний прекратила сотрудничество, чтобы не попасть под вторичные санкции.

- Во всех отраслях сейчас наблюдается дефицит кадров. Как ОМТ решает этот вопрос?

- Эта проблема нас коснулась, и мы ее решаем, но не набором или переманиванием специалистов, а за счет повышения производительности труда, внедрения новых технологий и обучения персонала.

Сейчас благодаря механизации и роботизации производственных процессов не требуется много работников - требуются штучные высококвалифицированные специалисты. Должно расти не количество, а качество рабочих рук. Мы оплачиваем учебу молодежи, поддерживаем их инициативу - особенно тех из них, кто видит себя оператором высокотехнологичного оборудования, стремится в современную элиту рабочего класса.

ОМТ ведет активное техперевооружение, обновляет станочный парк, осваивает роботизированную сварку. Так, с использованием роботов мы уже варим элементы става ленточного конвейера, а это - массовая продукция. Осваиваем роботизированную сварку тяжелых (весом до 10 тонн) элементов. Намерены изготавливать с использованием роботов и другую продукцию.

В 2024 году ОМТ приняли участие в нацпроекте "Производительность труда", внедрение некоторых элементов этой программы также позитивно повлияло на наши технологические процессы.

- С какими результатами отработали ОМТ 2024 год? Какое сейчас соотношение заказов на ремонты и на изготовление нового оборудования? Как влияет на ситуацию тот факт, что крупные угольные компании развивают собственные сервисные службы и наладили выпуск ряда комплектующих и некоторых единиц оборудования собственными силами?

- В прошлом году мы сделали акцент на выпуске крупной серийной продукции на роботизированных комплексах для непривычной для нас отрасли - металлургии. В частности освоили выпуск спекательных тележек для агломерационных фабрик и произвели более 100 единиц этой продукции для Алчевского меткомбината и Енакиевского метзавода ("Южный горно-металлургический комплекс", объединяет предприятия в ДНР и ЛНР).

Для угледобывающих предприятий Кузбасса производили нашу серийную традиционную продукцию - элементы секций крепей и сами крепи, а также ленточные конвейера. Для других машзаводов производили конвейерные ставы - на наших мощностях выпуск этой продукции оказался дешевле.

В то же время ремонты горно-шахтного оборудования, по-прежнему, составляют около 50% объемов производства ОМТ.

Создание некоторыми угольными компаниями собственных машиностроительных подразделений никак не повлияло на нашу работу. Считаю, что в современном мире такие подразделения не имеют особых рыночных перспектив: каждый должен заниматься своим делом, только так можно достичь высокого качества изготавливаемого оборудования.

https://www.interfax-russia.ru/siberia/exclusives/gendirektor-ooo-obedinennye-mashinostroitelnye-tehnologii-vladimir-dobrydin-edinstvennym-prepyatstviem-dlya-polnocennogo-vnedreniya-rossiyskogo-oborudovaniya-v-otechestvennom-ugleprome-yavlyaetsya-otsutstvie-politicheskoy-voli