Обзор СМИ


Краткий обзор мирового угольного рынка
02.06.2025


На европейском рынке угля возобновилось падение котировок ниже 96 долл./т. Индексы оказались под давлением из-за снижающихся цен на газ, а также ввиду межсезонья, во время которого объемы потребления энергоносителей сокращаются, и возобновляемая генерация увеличивается.

Французская компания EDF приняла решение закрыть последнюю угольную электростанцию в стране (мощностью 1.2 ГВт) к концу марта 2027 г.

Газовые котировки на хабе TTF понизились до 424.87 долл./1000 м3 (-2.36 долл./1000 м3 к 21.05.2025 г.), благодаря увеличению закачки топлива в европейские подземные хранилища (ПХГ) и снижению отбора, на фоне рекордных темпов импорта СПГ. В настоящее время ПХГ Европы заполнены почти на 47%. По состоянию на 28.05.2025 г. запасы на складах ARA оставались стабильными на уровне 3.68 млн т. (без изменений к 21.05.2025 г.).

Индекс южноафриканского угля 6000 скорректировался ниже 89 долл./т., следуя за европейским рынком. Кроме того, на цены повлияло ослабление спроса со стороны потребителей в Индии, где наблюдается рост запасов импортного угля на 7% за неделю, снижение температуры и увеличение возобновляемой генерации. Переговоры между профсоюзом United National Transport Union (UNTU) и ж/д оператором Transnet были продлены до 10 июня, чтобы дать возможность властям урегулировать спор во избежание проведения забастовки.

Власти ЮАР внесли угольную отрасль в список критически важных для экономики страны, создавая специальные условия для иностранных инвестиций, при этом представители США выразили заинтересованность в развитии добычи в ЮАР.

В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao находились на уровне 86 долл./т. Снижение угольных котировок замедлилось по причине сокращения складских запасов и увеличения потребления электростанциями. Фундаментальные факторы улучшились из-за ослабления торговой войны, поскольку суд США по международной торговле постановил, что президент Дональд Трамп превысил полномочия, и признал введенные им пошлины незаконными.

Национальное бюро статистики сообщило, что прибыль угольных компаний в Китае по итогам января-апреля составила 14.3 млрд долл., упав на 49% к аналогичному периоду прошлого года.

Тем не менее, уровень запасов в стране остается достаточно высоким, что позволяет покупателям занимать более выгодную позицию в переговорах по импортным поставкам. Запасы в 9 крупнейших портах сократились до 31.36 млн т. (-0.76 млн т. к 21.05.2025 г.). Запасы на 6 крупнейших прибрежных ТЭС составили 14.10 млн т. (-0.36 млн т.), потребление – 780 тыс. т./день (+25 тыс. т./день к 21.05.2025 г.).

Индекс индонезийского угля 5900 GAR продолжил падение до 77 долл./т., цена низкокалорийного материала 4200 GAR просела до 45 долл./т.

Индексы индонезийского угля двигались вниз, несмотря на ограниченную добычу и транспортировку из-за неблагоприятных погодных условий. Тендеры на поставку индонезийского угля в адрес китайских энергетических компаний закрылись на уровне ниже ожиданий, что подчеркивает негативные настроения, которые также связаны с высокими запасами на складах потребителей. Китай значительно сократил импорт индонезийского угля в апреле до 14.3. млн т. (-20% к марту 2025 г. и апрелю 2024 г.). Некоторые покупатели средне- и высококалорийного материала в Индии и Южной Корее стремятся переключиться на российский материал.

Высококалорийный австралийский уголь 6000 подорожал выше 105 долл./т. после объявления форс-мажора производителем из Hunter Valley, что обусловлено продолжительными наводнениями, которые негативно отражаются на ж/д отгрузках в адрес порта Newcastle.

Индекс австралийского металлургического угля HCC подрос до 196 долл./т. Цены на австралийский металлургический уголь укрепились вследствие ограниченного предложения на спотовом рынке со стороны Австралии и задержками с отгрузками из-за неблагоприятных погодных условий в штатах Новый Южный Уэльс и Квинсленд.

При этом индийские производители кокса занимают выжидательную позицию в ожидании решения властей по квотам в отношении импорта коксующегося угля, действие которых истекает 30 июня.

Экспорт угля приносит прибыль всем, кроме угольщиков

В текущее время экспорт энергетического угля приносит прибыль всем участникам рынка, кроме самих угольных компаний, о чем говорят показатели 2024-2025 гг. При этом наибольшая маржинальность наблюдается у РЖД и портов (46% и 85% соответственно).

Доходность операторов полувагонов в 2024 г. оказалось на минимально необходимом уровне, тогда как доходность угольщиков стала отрицательной (-26%).

В 2025 году динамика ухудшается, поскольку РЖД вновь повысили тарифы, а цены на уголь продолжают падать.

В период с 2019 по 2022 гг. компания придерживалась принципа индексации тарифов, ориентируясь на уровень инфляции. Однако по итогам 2022-2023 гг. рост тарифов составил почти 45%.

Грузовой тариф РЖД для угля с 2020 по 2024 г. вырос почти вдвое и превысил накопленную инфляцию в четыре раза. Дополнительно, с декабря 2024 г. тариф был увеличен ещё на 13.8%, а с января 2025 г. введена целевая надбавка в размере 2%. Более того, с 2022 г. РЖД отменила понижающие коэффициенты на дальность перевозки и на энергетический уголь. Эти льготы были отменены на фоне высоких экспортных цен, однако так и не восстановлены, несмотря на последующее обрушение котировок. В результате, по данным отраслевых оценок, переплата угольщиков по железнодорожному тарифу за 2022–2024 гг. составила свыше 200 млрд руб.

Российская угольная отрасль с 2022 г. потеряла почти 2.1 трлн руб. в результате санкционного давления, а также тарифных и фискальных мер внутри страны. Основная часть потерь (1.26 трлн руб.) связана с введенными против российских компаний ограничениями, еще 826 млрд руб. были изъяты из отрасли за счет роста тарифной и фискальной нагрузки.

В 2024 г. угольные компании получили консолидированный убыток в размере 112.6 млрд руб. из-за одновременного влияния таких негативных факторов как падение мировых цен на уголь, высокой стоимости ж/д перевозок, логистических ограничений и укрепления рубля. С начала 2025 г. 64% добывающих компаний Кузбасса оказались убыточными, а добыча в регионе по итогам января-апреля упала до 66.5 млн т. (-3.5 млн т. или -4.9% к январю-апрелю 2024 г.).

Российские власти на прошедшей неделе провели совещание по ситуации в отрасли и разработали меры поддержки, которые будут представлены на рассмотрение президенту Путину, однако в настоящее время меры не приняты.

Первая очередь ж/д от Огоджи до БАМа введена в эксплуатацию

В Амурской области продолжается строительство ж/д линии Огоджа–Февральск, предназначенной для транспортировки угля с Огоджинского месторождения к Байкало-Амурской магистрали (БАМ). Общая протяжённость магистрали составит 140 км.

В мае 2025 г. завершена первая очередь длиной 72 км. Начало эксплуатации запланировано на сентябрь 2025 г. Заявленная пропускная способность: до 7 млн т. угля в год при использовании 71 вагона.

Проект реализуется Огоджинской угольной компанией, входящей в группу Эльга.

Огоджинское месторождение оценивается как крупнейшее в регионе, с прогнозными ресурсами порядка 1.5 млрд т. угля марок Д, СС, Т и А.

В 2024 г. объём добычи составил 1.5 млн т. (+0.1 млн т. или +7.1% к 2023 г). На месторождении начато строительство обогатительной фабрики мощностью 2 млн т. в год. В перспективе планируется запуск ещё шести фабрик мощностью по 5 млн т. каждая.

Ж/д линия и перерабатывающая инфраструктура включены в государственную программу развития угольной промышленности России до 2035 г. В дальнейшем ожидается перераспределение грузопотоков с Эльгинского месторождения на строящуюся Тихоокеанскую железную дорогу. Это высвободит мощности БАМа для транспортировки угля с Огоджинского месторождения.

Реализация проекта будет зависеть от темпов развития дальневосточной логистики и возможностей интеграции в действующую сеть РЖД.

https://www.eastrussia.ru/material/puls-uglya-2-iyunya-2025-ugolnaya-promyshlennost-v-momente/