Обзор СМИ


Краткий обзор мирового угольного рынка
09.06.2025


На европейском рынке угля наблюдалось укрепление котировок выше 100 долл./т., связанное, в основном, с закрытием майского контракта и переходом на более высокие июньские цены.

После нисходящего тренда на прошлой неделе и падения ниже 400 долл./1000 м3 из-за длительных выходных в Европе, газовые котировки на хабе TTF с понедельника вновь перешли к росту. В результате, по состоянию на 06.06.2025 г. цены составили 427.65 долл./1000 м3 (+18.47 долл./1000 м3 к 30.05.2025 г.). В настоящее время ПХГ Европы заполнены почти на 49.6% (46.9% неделей ранее). Запасы газа в хранилищах составляют 54 млрд куб. м, что на 30% меньше, чем в аналогичный период прошлого года.

Вероятность забастовки сотрудников южноафриканской компании Transnet, которая парализовала бы экспорт угля из ЮАР, уменьшилась после того, как подразделение терминала RBCT, входящее в профсоюз UNTU, проголосовало за принятие предложения руководства о заработной плате и гарантиях занятости. UNTU, который уже получил мандат на забастовку, продолжает проводить голосование среди своих членов по всей стране по вопросу о принятии предложения. Остается непонятным, как долго Transnet сможет выплачивать предлагаемое повышение заработной платы. Рейтинговое агентство Moody's предупредило, что, независимо от забастовки, по состоянию на май Transnet рискует остаться без денежных средств через три месяца.

Индекс южноафриканского угля 6000 поднялся выше 90 долл./т., следуя за ростом европейского рынка. При этом спад на рынках губчатого железа и стали в сочетании со стабильным предложением угля на внутреннем рынке снижает интерес индийских покупателей к импортному материалу и нефтяному коксу. Так при цене предложения в районе 70-71 долл./т. на южноафриканский материал 5500 ккал/кг, цена спроса составляет 67-68 долл./т. Со стороны производителей цемента также наблюдается уменьшение деловой активности.

В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao удерживаются на уровне 86 долл./т. Продолжительные дожди в восточных, южных и центральных регионах Китая ухудшили настроения участников угольного рынка после недавней относительной стабильности. Ожидается, что дождливая погода сохранится до середины июля, что приведет к снижению спроса на тепловую энергию и одновременно к росту гидроэнергетики.

В конце мая компании Shenhua и Weiqiao Power снизили закупочные цены на 0.7-1.4 долл./т., что также оказало давление на котировки внутреннего рынка. К середине месяца ожидается повышение среднесуточных температур, что может дать поддержку ценам. Но до этого времени внутренний рынок может протестировать уровень 83.5 долл./т., а дальнейшее снижение уже может привести к интервенции со стороны властей.

Запасы в 9 крупнейших портах сократились до 29.69 млн. т. (-1.67 млн. т. к 28.05.2025 г.), что, тем не менее, на 4.62 млн. т. больше аналогичных показателей прошлого года.

Индекс индонезийского угля 5900 GAR снизился до 76 долл./т., цена низкокалорийного материала 4200 ккал/кг GAR упала до 44 долл./т. По предварительным данным Главного управления по минералам и углю (DGMC), объем добычи угля в Индонезии за 4 месяца 2025 г. составил 223.2 млн т., что на 45.7 млн т. или -17% меньше аналогичного периода прошлого года (268.9 млн т.). При сохранении темпов добычи, в годовом исчислении это составит около 670 млн т., что на 164 млн т. или почти 20% ниже показателя 2024 г. (834 млн т.). Впрочем, ситуация с добычей может измениться во второй половине года, и в зависимости от спроса на рынке производство может составить 750-790 млн т.

Причинами падения добычи стали непредвиденно сильные дожди, идущие с начала января и усилившиеся в апреле, а также быстрое ослабление мирового спроса. Кроме того, возросшая неопределенность в отношении форвардных цен (из-за политики ценообразования на торговых площадках, введенной властями в марте) усугубила ослабление аппетита зарубежных покупателей.

Высококалорийный австралийский уголь 6000 скорректировался вниз до 103 долл./т. при этом цены удерживаются выше 100 долл./т., что связано с последствиями наводнений в Hunter Valley. Ряд производителей не возобновил поставки. Цены на среднекалорийный материал остаются под давлением из-за низкого спроса со стороны китайских потребителей. Спред между углем 5500 и 6000 ккал/кг NAR вырос до 36 долл./т. И хотя, этот разрыв не такой значительный по сравнению со спредами, превышавшими 100 долл./т. во время предыдущего энергетического кризиса, вызванного началом российско-украинского конфликта, он может подтолкнуть производителей к обогащению высокозольного сырья для продажи его по более высокой цене.

Южная Корея с 1 июля намерена отказаться от давних налоговых скидок на потребление энергетического угля, что сделает импорт низкокалорийного материала невыгодным. Единый налог (ICT), также известный как углеродный налог, в размере 46000 KRW/т (33.53 долл./т.) будет применяться ко всему энергетическому углю независимо от качества.

Ранее применялась трехуровневая система: 49000 KRW /т (35.72 долл./т.) на уголь калорийностью 5500 ккал NAR и выше, 46000 KRW/т (33.53 долл./т.) на уголь 5000-5499 ккал NAR и 41000 KRW/т (29.89 долл./т.) на материал менее 5000 ккал NAR. Все эти три тарифа были снижены на 15% за последние два года.

Таким образом, традиционные поставщики высококалорийного материала, Австралия и Россия, могут частично заместить долю низкокалорийного индонезийского угля на рынке Кореи.

Индекс австралийского металлургического угля HCC упал ниже 185 долл./т. Падение цен на премиальный австралийский материал обусловлено снижением спроса со стороны индийских потребителей (страна вступила в сезон муссонов, а следовательно строительная активность и спрос на сталь падают), а также ростом объема предложения со стороны поставщиков.

Убытки российских угольных компаний в 1 квартале 2025 года достигли 80 млрд рублей

Сальдированный убыток российских угольных компаний в январе-марте 2025 г. составил 79.9 млрд руб. против прибыли 4.7 млрд руб. годом ранее. Доля убыточных компаний выросла до 61.8% против 50.0% за аналогичный период прошлого года.

Российская угольная отрасль с 2022 г. потеряла почти 2.1 трлн руб. в результате санкционного давления, а также тарифных и фискальных мер внутри страны. Основная часть потерь (1.26 трлн руб.) связана с введенными против российских компаний ограничениями, еще 826 млрд руб. были изъяты из отрасли за счет роста тарифной и фискальной нагрузки.

Таким образом, в 2025 г. негативная динамика в угольной отрасли усиливается на фоне падения цен на мировом рынке и резкого увеличения себестоимости. Дополнительными факторами, продолжающими оказывать негативное влияние на финансовые результаты угольщиков, остаются высокие ж/д тарифы, ограниченные провозные возможности ж/д инфраструктуры, а также западные санкции.

Убытки российских угольных компаний по итогам 2024 г. составили 112.6 млрд рублей против прибыли 374.7 млрд рублей годом ранее.

Для многих российских поставщиков текущий уровень мировых цен и себестоимость делают экспорт угля убыточным, вынуждая их сокращать производство и отказываться от проектов по развитию новых угольных месторождений. Поскольку санкции охватывают более 50% экспортного объема это приведет к еще большему сокращению российского экспорта угля в 2025 г.

В связи с этим прогноз по добыче угля в России на 2025 г. может быть пересмотрен в сторону снижения, хотя ранее Минэнерго ожидало сохранения добычи на уровне 2024 г.

Добыча угля в Кузбассе, основном угольном регионе России, где добывается высококачественный материал, по итогам января-мая 2025 г. упала до 81.9 млн. т. (-5.3 млн. т. или -6.1% к январю-маю 2024 г.).

Дальтрансуголь нарастил мощность перевалки угля до 33 млн тонн

Дальтрансуголь (ДТУ), угольный терминал в бухте Мучке порта Ванино, завершил реализацию проекта по расширению перевалочных мощностей до 33 млн. т. угля в год, а также строительство подъездного ж/д пути. Пропускная способность ДТУ увеличилась на 9 млн. т. или 37.5% с 24 млн. т. Запуск объектов в промышленную эксплуатацию состоится в июле-августе 2025 г.

Жд пути терминала Дальтрансуголь автор/источник фото Вячеслав Богданович/АО «Дальтрансуголь»

Строительство ж/д ветки общего пользования протяженностью 600 м позволило соединить сети РЖД и пути необщего пользования протяженностью 11 км.

В 2020 г. Дальтрансуголь получил статус резидента Свободного порта Владивосток для реализации проекта по увеличению мощности терминала с 24 млн. т. до 40 млн. т. в год за счет строительства 3-й очереди. Тем не менее, рост перевалки на терминале ограничен пропускной способностью сети РЖД. В 2024 г. объем перевалки угля составил всего 14.5 млн. т. (-1.3 млн. т. или -8.2% к 2023 г.). При этом максимальная перевалка ДТУ пришлась на 2020 г., составив 23.2 млн. т.

Из-за ограниченных возможностей БАМа и Транссибирской магистрали РЖД не в состоянии обеспечить провоз грузов в требуемом объеме, как следствие портовые мощности на Дальнем Востоке остаются недозагруженными, что является препятствием для наращивания экспорта угля в страны АТР.

В качестве примера можно привести АО Восточный Порт, который запустил 3-ю очередь терминала в 2019 г. и при мощности угольной перевалки в 58 млн т. отгрузил на экспорт в 2024 г. всего 26 млн т. угля, т.е. в два раза меньше своей пропускной способности. Иными словами, частные компании проинвестировавшие значительные средства в расширение мощностей вынуждены терпеть серьезные убытки. При этом на Дальнем Востоке за последние 5 лет были запущены такие новые специализированные угольные терминалы, как Ванинотрансуголь, порт Вера и порт Суходол. Таким образом, в настоящее время развитие перевалочных мощностей дальневосточных портов значительно опережает развитие пропускной способности железных дорог.

https://www.eastrussia.ru/material/puls-uglya-9-iyunya-2025-ugolnaya-promyshlennost-v-momente/?ysclid=mbou2l14ld159163624