.f7014cca2df93d1aea5aef314643afce19404.png)
Самосвалы БЕЛАЗ на сжиженном природном газе
Способ оптимизировать производство
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ
Спасательный круг для углепрома
02.07.2025
Власти РФ продолжают работать над спасением угольной отрасли страны — в рамках утвержденного кабмином антикризисного плана согласовано оказание адресных мер поддержки четырем компаниям. Среди них — крупнейшие игроки российского рынка.
В списке компаний, которые получат поддержку, «Мечел-Майнинг» (10 угледобывающих предприятий, чистый убыток за прошлый год — 26 млрд руб.), «Воркутауголь» (пять предприятий, чистый убыток — 2,3 млрд руб.), «СДС-уголь» (пять предприятий, чистый убыток — 5,2 млрд руб.), и СУПК (чистый убыток — 1,1 млрд руб.).
Как заявил министр энергетики РФ Сергей ЦИВИЛЕВ на полях Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ), на рассмотрении также находятся такие представители угольной отрасли, как банкротящийся «Северный Кузбасс» (два предприятия, убытки за два года — 6,5 млрд руб.), АО «УК «Сила Сибири» (убытки — 3,8 млрд руб. В период с 2023 по 2024 год), АО «УК «Разрез Степной» (убыток в размере 3,2 млрд в 2022 году, прибыль в сумме 202 млн руб. в 2023 году, убыток — 518 млн руб. в 2024 году).
Внимание на Хакасию
Глава российского энергетического ведомства акцентировал внимание на том, что особый приоритет власти отдают предприятиям Хакасии, поскольку уголь существенно влияет на экономику региона. Сергей Цивилев также подчеркнул, что решения о том, кому и в каком объеме помогать, планируется принимать отдельно для каждой компании. Кроме того, объем помощи будет зависеть от особенностей финансового положения организаций. Но финальное решение остается за специальной подкомиссией под руководством министра финансов Антона СИЛУАНОВА, которая уполномочена определять меры финансовой господдержки угольщикам.
«Мы намерены добиваться того, чтобы после рассмотрения хакасским компаниям по максимуму была поддержка не только по вывозу и дополнительным обязательствам, но и по скидкам, и по другим формам поддержки. Нам очень важно, чтобы предприятия в Хакасии не закрылись», — отметил Сергей Цивилев.
Угольные предприятия Хакасии занимают второе место после Кузбасса по значимости. За 2024 год производство угля в Хакасии снизилось на 6% год к году, до 25 млн тонн, экспорт — на 18%, до 11 млн тонн. Убыток предприятий угледобычи региона за прошлый год оценивается примерно в 2,8–3 млрд руб. при 13,9 млрд руб. прибыли в 2023 году. Первоочередной проблемой для региона стала перевозка добытого угля.
За 2024 год накопили 1,191 трлн рублей долгов.
При подготовке антикризисного плана шла речь о необходимости обеспечения гарантированного вывоза угля из региона по соглашению с РЖД. Сейчас рассматривается возможность перемещать твердое топливо из Хакасии на условиях «вези или плати». Это предполагает обязательство перевозчика вывезти определенный объем груза клиента, который должен заплатить за перевозку, даже если груз по тем или иным причинам так и не был поставлен.
Сергей Цивилев подчеркнул, что соглашения подобного рода будут заключаться с РЖД отдельно взятыми компаниями Хакасии. Таким образом власти намерены поддержать региональных производителей в условиях изменения логистических маршрутов.
Держать руку на пульсе
Дмитрий ИСЛАМОВНа заседании комиссии Госсовета РФ по направлению «Энергетика» заместитель министра энергетики Дмитрий ИСЛАМОВ подробно рассказал обо всех мерах поддержки угольной отрасли — как общесистемных, так и адресных. Он напомнил, что Центральный банк Российской Федерации опубликовал на своем сайте специальное письмо, которое касается реструктуризации кредитов. В соответствии с этим письмом будут временно снижены требования к резервированию по реструктурированным кредитам заемщиков, в том числе в угольной отрасли. Горизонт планирования — два-три года. Если банки примут решение о реструктуризации кредитов, ЦБ не станет требовать увеличения резервов по таким заемщикам, но проследит за ходом восстановления их финансового положения в рамках утвержденной модели.
С 1 июня все угольные компании в качестве поддержки в кризисной ситуации получили отсрочку по налогам и страховым сборам на полгода (при необходимости некоторым компаниям ее могут продлить, если обстановка не будет улучшаться).
Дмитрий ИСЛАМОВ, заместитель министра энергетики:
«Мы оценим, насколько эффективны те меры, которые приняты, какой они эффект оказали. Если ситуация не будет улучшаться, то мы будем возвращаться к тому, что потребуются дополнительные меры поддержки как общесистемного характера, так и адресные».
Реструктуризацией образовавшихся задолженностей предприятий угольной отрасли, которые за 2024 год накопили 1,191 трлн рублей долгов, займется подкомиссия по финансовой устойчивости под руководством Антона Силуанова.
Она же будет утверждать программы финансового оздоровления предприятий. В них будут включены ограничения на выплату дивидендов, повышение зарплат топ-менеджменту и оптимизация затрат. Характер оказания финпомощи — адресный.
Согласно последним данным, в перечне претендентов на ее получение — 17 предприятий. Около 30 организаций, находящихся в красной зоне, формируют заявления на рассмотрение.
С 1 июня все угольные компании в качестве поддержки в кризисной ситуации получили отсрочку по налогам и страховым сборам на полгода.
Также угольные предприятия получат адресные субсидии на компенсацию части стоимости логистических затрат при экспорте продукции на дальние расстояния. Компаниям из Сибири, которые занимаются экспортными перевозками в северо-западном и южном направлении, компенсируют 12,8% тарифа, другим — покроют расходы на дальние перевозки субсидией, о размере которой пока информации нет. Согласно заявлению Дмитрия Исламова на ПМЭФ, есть вероятность повышения размера скидок.
«Подкомиссия имеет полномочия предоставлять адресные меры поддержки более серьезного характера... Правительство имеет право по компенсации логистических издержек для угольных компаний. И они уже могут компенсироваться в рамках не только скидки 12,8%, но и более серьезной компенсации», — сообщил замглавы Минэнерго.
Время подводить итоги
Губернатор Кузбасса Илья СЕРЕДЮК назвал эффективными принятые кабмином меры поддержки угольной отрасли. Они позволяют высвободить часть оборотных средств за счет отсрочки уплаты части платежей, подчеркнул он.
А председатель правительства Кузбасса Андрей ПАНОВ заметил: теперь крайне важно обеспечить контроль за эффективностью помощи.
«Нужны гарантии, что плюсы от снижения транспортных расходов и налоговых льгот получат именно предприятия угольной промышленности, а не, к примеру, компании, оказывающие услуги по перевозке и перевалке угля», — прокомментировал представитель угольного региона.
Предварительные итоги состояния угольной отрасли, получившей поддержку со стороны государства, планируется подвести после второго квартала текущего года.
Согласно данным Минэнерго, по итогам 2025 года без мер поддержки со стороны государства задолженность угольных компаний могла бы достигнуть 1,5 трлн рублей.
«Мы оценим, насколько эффективны те меры, которые приняты, какой они эффект оказали. Если ситуация не будет улучшаться, то мы будем возвращаться к тому, что потребуются дополнительные меры поддержки как общесистемного характера, так и адресные. Мы работаем в тесной связке с угледобывающими регионами, консультируем предприятия и готовы поделиться всей информацией о том, что нужно сделать, чтобы получить адресные меры поддержки», — подчеркнул Дмитрий Исламов.
Статистика и прогноз
Пока же российская угольная промышленность продолжает переживать сложные времена: по данным Росстата, сальдированный убыток угледобывающих предприятий страны составил 79,9 млрд руб. в первом квартале 2025 года. Доля убыточных организаций в отрасли достигла 61,8% (против 50% в первом квартале 2024 г.).
В то же время, за первые четыре месяца с начала года добыча выросла на 2,4%, до 147 млн тонн угля, согласно информации Росстата. Основной рост показало извлечение каменного угля — на 1,1%. При этом погрузка угля на сети РЖД стабильно снижается: так, в январе-мае перевозки упали на 4,3%, до 14,6 млн тонн.
«Мы работаем совместно с РЖД. У них тоже ситуация непростая, пошло падение грузоперевозок. Но мы работаем сейчас с российскими железными дорогами как одна команда: определяем причины, какие у нас есть проблемные узлы, в ручном режиме снимаем эти все противоречия, чтобы обеспечить объемы перевозок», — подытожил Сергей Цивилев. — Минэнерго рассчитывает сохранить добычу твердого топлива в 2025 году на уровне предыдущего года — то есть порядка 443,5 млн тонн».
Татьяна Ленская
https://www.eprussia.ru/epr/513-514/1257439.htm?ysclid=mcln5a3ajt249532417