2024-МАЙНИНГ

Новости


Самое узкое звено в переориентации России на азиатские рынки - транспортная инфраструктура
23.05.2022


Из-за санкционной политики ведущих западных держав, Россия вынуждена в срочном порядке искать новые рынки сбыта своего сырья и продукции. В последнее время часто звучит тема переориентации поставок на азиатские рынки. Насколько реален "поворот на Восток"? Как быстро это можно осуществить? С какими группами экспорта это наиболее реально? Чего не хватает сейчас для решения такой задачи? Свое мнение на эту проблему высказали эксперты в ходе онлайн-конференции Finam.ru "Товарные рынки: сырьевой "суперцикл" в действии?"

Игорь Галактионов, эксперт по фондовому рынку "БКС Мир инвестиций" говорит о том, что самое узкое звено - транспортная инфраструктура. Экспортировать уголь мешает низкая пропускная способность железной дороги и отсутствие балкеров. Для поставок нефти в Азию желательны крупные супертанкеры. Для газа необходимы трубопроводы и мощности по сжижению. Для решения оптимальными были бы комплексные инвестиционные программы, нацеленные на расшивку подобных узких мест.

По мнению Оксаны Лукичевой, аналитик по товарным рынкам "Открытие Инвестиции", "поворот на Восток" - задача на длительную перспективу. Основная проблема - логистика она затрагивает абсолютно все группы экспорта в разной степени. Транспортная инфраструктура начала строиться задолго до случившихся событий, но до сих пор сохраняется множество узких мест. Трудность возникает в сопряжении инфраструктуры нашей страны и стран-импортеров, например, Китая, или прочих государств. Но первые результаты уже можно будет заметить через год-два.

Александр Потавин, ведущий аналитик ФГ "Финам" говорит о том, что Индия является третьим крупнейшим в мире импортером нефти, закупая более 85% потребляемой в стране нефти и ей крайне важна именно цена импортируемых энергоносителей. В настоящий момент Индия закупает российскую нефть со значительными скидками: Urals поставляется с ценой в районе $75/барр с доставкой.

Столь низкая цена объясняется проблемами, которые возникают при покупке сырой нефти из России, которая стала токсична для большинства покупателей из стран Запада. При этом все прекрасно понимают, что, если эту нефть не купят в Азии российским нефтяникам придется просто заморозить ее добычу. В условиях жестких санкций уже покупатель начинает диктовать условия по ценам. Такие крупные потребители как Китай и Индия не отказываются от российской нефти, но издержки на логистику, банковские гарантии, страхование, а также нехватка танкеров ограничивают количество российской нефти, которую Азия сейчас может себе позволить купить.

Владимир Соловьев, главный аналитик "Промсвязьбанка" напоминает, что "поворот на Восток" уже обсуждается много лет и определенный прогресс в эту сторону есть. В качестве примеров эксперт приводит Амурский Газохимический Комплекс, Проект Восток-Ойл, строительство Находкинского завода минеральных удобрений, увеличение мощностей БАМ и Транссиба в рамках Комплексного плана модернизации инфраструктуры, увеличение портовых мощностей, а также разработку СевМорПути. Тем не менее, для реализации всех идей и планов потребуется достаточно много времени.

Виталий Кононов, аналитик "Фридом Финанс" отмечает, что переориентация российского сырья на восток хотя и представляется возможной, возникает ряд сложностей с его транспортировкой, а также со спросом на него у покупателей из Азии. Во-первых, транспортные направления в страны востока развиты не так хорошо, как в страны ЕС, а значит потребуется время на их оптимизацию. Во-вторых, такие страны как Китай или Индия уже хорошо постарались в последние несколько десятков лет, чтобы наладить импортозамещение. Также, вероятно, что страны востока не смогут "переварить" объемы ранее поставляемые на запад, и часть товара окажется заморожена. Если говорить о продовольственном сырье, то странам ближней Азии, и странам Африки, где уровень доходов существенно ниже, чем в развитых странах, будет существенно сложнее внедрить импортозамещение, ведь российская пшеница была одной из самых дешевых. Если говорить о металлургической продукции, то российские металлы зачастую незаменимы для стран-импортеров, так как отечественное сырье отличается высоким качеством. Так Россия является ведущим экспортером металлов платиновой группы, занимая одну пятую долю рынка в их мировом потреблении. На текущий момент санкции в отношении РФ затрагивают лишь малую долю изготавливаемой металлургии, в частности непортебительские товары из железа и стали. В отношении угля, Россия занимает третье место по поставкам энергетического угля. EC является крупнейшим покупателем энергетического угля, используемого в основном на электростанциях. Теперь же, когда Европа ввела эмбарго на российский уголь, на который приходилась доля в 48% от всего импорта ЕС, однако экспорт в ЕС занимает менее 20% от общего экспорта угля для России.

https://www.finam.ru/publications/item/samoe-uzkoe-zveno-v-pereorientacii-rossii-na-aziatskie-rynki-transportnaya-infrastruktura-20220522-120000


2024 Беккер выставка