2024-МАЙНИНГ

Новости


Снижение себестоимости
18.05.2016


Правительство не прогнозирует падения добычи и экспорта угля

Несмотря на падение цен на уголь на мировом рынке, которое продолжается уже несколько лет, экспорт угля в 2016 году ожидается на том же уровне. Об этом заявил на правительственном совещании в Новокузнецке председатель правительства Дмитрий Медведев. Как полагают в РЖД, единственным выходом, который поможет не снижать добычу, может стать лишь снижении себестоимости перевозок.

По словам премьера Дмитрия Медведева, не только растёт добыча угля, но и модернизируются действующие и вводятся новые мощности.

«Объёмы поставок российского угля в Европу и страны Азиатско-Тихоокеанского региона к 2030 году сравняются, – сообщил премьер-министр. – Спрос на российский уголь в Азиатско-Тихоокеанском регионе постепенно растёт. При этом спрос на европейском рынке меняется незначительно».

Тем не менее ситуация на рынке сложная, долговая нагрузка на угольные предприятия растёт, отметил министр энергетики Александр Новак. Одной из главных причин является и рост транспортной составляющей.

«В структуре экспортной цены доля затрат угольной промышленности упала с 43% до 22% за счёт роста доли услуг по транспортировке и перевалке угля, – отметил Александр Новак. – При этом за 2015 год вырос тариф на перевозки, на экспорт по коксующемуся углю на 25%, ещё на 9% – в 2016 году. По каменному углю, по энергетическому – на 21%».

По расчётам угольщиков, доля транспортной составляющей в цене угля увеличится и к концу 2016 года может дойти до 72,6%. Доля ОАО «РЖД» будет (включая оплату порожнего пробега) – 57,4%, вагонная составляющая операторам – 15,2%. Александр Новак предлагает сдерживать рост тарифов на экспортных направлениях и переходить на принципы долгосрочного тарифообразования на базе сохранения существующих тарифов Прейскуранта 10-01. Дмитрий Медведев, в свою очередь, заметил, что правила гибкого тарифа уже существуют и их необходимо сохранить, однако необходимо сделать так, чтобы сам тариф обновить и сделать его стабильным.

Перевозки угля не приносят ОАО «РЖД» заметного дохода (сегодняшняя средняя цена – 40 копеек за тонно-километр), и, наоборот, увеличение перевозок такого низкодоходного груза создаёт напряжённость в финансовом балансировании. А перевозки увеличиваются. По данным компании, за четыре месяца этого года, несмотря на предположение о стабильности добычи и экспорта, объём транспортировки вырос на 3,8%, до 109,8 млн тонн. А вообще экспорт угля из страны, по статистике Минэнерго, увеличился на 6,1%. Отраслевые аналитики прогнозируют дальнейший рост перевозок в восточном направлении (хотя и не такой значительный), несмотря на определённые тарифные барьеры в Китае.

В РЖД дальнейшую поддержку угольной отрасли за счёт тарифов считают бесперспективной. Принципы нового тарифного Прейскуранта, который сейчас разрабатывается в компании, предполагают уменьшение перекрёстного субсидирования и возмещение затрат компании на перевозку, по крайней мере, на уровне себестоимости.

Как полагает генеральный директор АО «Институт экономики и развития транспорта» ОАО «РЖД» Фёдор Пехтерев, задача сохранения конкурентоспособности наших угольщиков на экспортных рынках состоит в уменьшении себестоимости перевозки как на железной дороге, так и в портах и по морю. И хотя общие доходы железной дороги от этого вида топлива очень малы, но в целом экономика страны выигрывает от экспорта.

«Наша задача сейчас максимально снизить стоимость доставки, чтобы наш более качественный уголь «убивал» на китайском рынке бурый индонезийский, – замечает Фёдор Пехтерев. – Над этим сейчас все работают. В Китае у нас доля всего на уровне 6–8% при общем завозе в страну 150 млн тонн. То есть перспективы очень хорошие. Поэтому если наше топливо там берут, то от этого отказываться не стоит».

Фёдор Пехтерев замечает, что в ближайшее время будут замещаться перевозки из Кузбасса углём из Якутии, который гораздо ближе к рынкам сбыта. В целом же на рынке существует определённый дефицит коксующегося угля, что делает этот сектор перспективным для российских компаний. По прогнозам мировых аналитических агентств, Индия намеревается в ближайшее время увеличить импорт этой марки углей. Перспективным также останутся рынки Южной Кореи, Тайваня и Малайзии, где потребление постепенно будет расти до 2030 года.

http://www.gudok.ru/newspaper/?ID=1337374&archive=2016.05.18

Гудок.

 


2024 Беккер выставка