Новости


Составы с углем идут мимо Латвии.
27.02.2018


Впервые скачок в перевалке и транспортировке угля в Латвии зафиксировали весной 2017 года. Среди основных причин снижения объемов в сторону латвийских портов тогда назвали ограничения отправок со стороны ОАО "РЖД". Новые тенденции сказались незначительно на итогах 2017 года, проседание на 11,4%, до 11,7 млн т, зафиксировали лишь в Риге, в Вентспилсе был солидный плюс. Но сокращение объемов продолжилось, и в первые месяцы 2018-го отрицательная статистика была получена и в Риге, и в Вентспилсе. В ожидании итогов работы транспортного комплекса за январь – февраль железнодорожные поставки продолжат сокращаться, и это похоже на новый тренд для в Латвии. Меньше угля везут и в Рижский порт, и в Вентспилсский. При всем желании грузоотправителей работать с портами Латвии, политику России, которая заняла жесткую позицию, менять не планируется. Согласно статистике Министерства сообщений Латвии, в январе 2018 года в Вентспилсском порту обработали 156 тыс. т угля против 605 тыс. т в январе 2017-го (-74,2%). В Рижском порту в январе 2018-го перевалили 888,5 тыс. т угля против 1,2 млн т в январе 2017-го (-26,7%). По предварительным данным, в феврале 2018 года в Вентспилсском порту перевалят около 300 тыс. т угля, согласно заявленным в начале месяца объемам. Это на 44% меньше, чем за февраль 2017-го, когда через два терминала порта перегрузили 532 тыс. т угля. Как рассказали ИА РЖД-Партнер в Вентспилсском порту, после введения ограничений в мае прошлого года перевалка угля в порту просела с 200–270 тыс. т/мес до 150 тыс. т в среднем. Динамика сохранялась вплоть до декабря ушедшего года. Сейчас там есть ожидания по росту обработки угля, которые, однако, не сильно повлияют на годовые итоги. И связаны надежды не с ростом железнодорожных поставок из РФ, а с ледовыми условиями в Финском и Рижском заливах в зимние месяцы – в январе, феврале и марте образование льда там не раз уже выручало порт. Сейчас незамерзающий Вентспилс ориентирован на погрузку угля на суда, перенаправленные из замерзающего Рижского порта, а также других портов. Природа способствует и порт рассчитывает на дополнительные угольные грузы. На прошлой неделе Вентспилс уже принял Panamax, который развернули с маршрута на Усть-Лугу. Председатель правления Вентспилсского свободного порта Айвар Лембергс недавно утвердительно ответил на вопрос, прогнозируется ли в Вентспилсском порту рост грузооборота из-за замерзания Финского залива. "Я был бы рад, если бы Финский залив стоял во льдах до Лиго (праздник в июне месяце. – Прим.). Пусть даже будет прохладно – мы потерпим", – процитировали латвийские СМИ слова А. Лембергса. В целом латвийские стивидоры-угольщики стараются не строить иллюзий относительно смены курса России. Так, по неофициальной информации, компания RCT не планирует перенос деятельности своего угольного терминала из центра города на остров Криеву именно по причине заката эры угля в Риге в ближайшие пару лет. Напомним, что к 2019 году предприятия RCT и Strek, работающие с российским углем, должны перенести свои мощности на противоположный берег Даугавы, где практически завершено строительство причалов и площадей под насыпные грузы стоимостью свыше €100 млн. Сейчас на острове идут финишные работы по возведению защитной стенки от угольной пыли. На долю RCT приходится порядка 80% перевалки угля в Риге. К слову, в Риге в 2017 году перевалено 11,77 млн т угля (-11,4% к уровню 2016 г.), а всего через терминалы двух портов – 17,59 млн т. Как отмечают в Рижском порту, стивидоры уже начали привыкать к нестабильности в работе с поставками угля. По данным источника в одной из угольных компаний, план на февраль ОАО "РЖД" утвердило ближе к полуночи 31 января. И только в течение февраля план был утвержден в полном объеме. Участники рынка отдают себе отчет в том, что сокращение тоннажа в сторону латвийских портов является политическим решением, на которое нельзя повлиять. Общаясь с трейдерами, латвийские стивидоры не сталкиваются с проблемами по доставке угля в Балтию, но узкое место в этой цепочке – РЖД. Есть неофициальные данные о том, как при смене вагоноопрокидывателей в Усть-Луге объемы угля недавно довольно быстро перебросили в Ригу. Надежд на возврат прежних объемов угольных потоков у латвийских стивидоров в итоге немного. Существует мнение о том, что искусственные рычаги в ограничении поставок в направлении Балтии перестанут использовать лишь в том случае, если вырастет стоимость нефти и российские порты станут вновь отдавать преимущество высокодоходным грузам. И тогда, возможно, все больше полувагонов с углем вновь направят на Ригу и Вентспилс.

http://www.advis.ru/php/view_news.php?id=8A019DAA-B605-CB4D-8EAA-2C6A9BF18EF2


2024-МАЙНИНГ