Новости


Сквозь Осиновую Гору
04.10.2018


Новый тоннель на треть ускорил грузовые поезда из Кузбасса на Дальний Восток

Железнодорожный тоннель протяжённостью 1158 м сдан вчера в постоянную эксплуатацию на одном из самых грузонапряжённых участков Западно-Сибирской магистрали, Артышта – Томусинская на перегоне Курегеш – Карлык. Искусственное сооружение на 106–107-м км этого участка соединяет углепогрузочные станции Кузбасса со стыковой станцией Междуреченск в обход Новокузнецкого узла, где поезда выходят на Транссибирскую магистраль и далее следуют в порты Дальнего Востока.

Инвестиции ОАО «РЖД» в реализацию проекта составили более 7 млрд руб.

«Тоннель на этом участке – важнейший объект инфраструктуры, который потребовал особого инженерного подхода с точки зрения организации работы, безопасности и пропускной способности, – отметил на церемонии ввода в эксплуатацию объекта начальник Западно-Сибирской дороги Александр Грицай. – Строительство тоннеля – один из основных этапов развития Восточного полигона и направления Артышта – Междуреченск – Тайшет.

Его ввод позволит в значительной степени обеспечить возрастающие объёмы вывоза угля, предъявляемого к перевозке нашими партнёрами – грузоотправителями Кузбасса».

Новое сооружение даёт возможность увеличить скорость грузовых поездов на перегоне Карлык – Курегеш с 60 км/ч до 80 км/ч. Это позволит быстрее доставлять уголь российским и зарубежным потребителям.

Во временную эксплуатацию тоннель в межгорной котловине отрогов Салаирского кряжа был сдан чуть более года назад – 26 сентября 2017-го. Тогда же движение поездов было переключено с действующего искусственного сооружения на новое. Год в тестовом режиме показал, что все системы и устройства работают надёжно. По заключению специалистов, при грамотном текущем содержании тоннель способен прослужить не менее 100 лет.

В старом тоннеле, построенном в 1967 году, действовало постоянное ограничение скорости. Причина – деформация обратного свода под путями из-за потери прочности горной породы. Проведённые обследования показали низкую эксплуатационную надёжность сооружения, в конструкциях которого интенсивно развивались дефекты. В 2011 году руководство ОАО «РЖД» приняло решение о строительстве нового тоннеля. Работы в самом узком месте хребта Осиновая Гора начались в сентябре 2012-го.

Специалисты ООО «Тоннельный отряд № 12 – Бамтоннельстрой» с помощью проходческого комбайна SANDVIK МТ520 и тоннелепроходческого комплекса со щитом Lovat RME 167 SE ежедневно проходили до двух метров породы, выставляли металлические арки, забуривали их и бетонировали. С завершением проходки была устроена гидроизоляция, тоннель укрепили армокаркасом и ещё одним слоем бетона.

На финальном этапе строительства в прошлом году были уложены пути на безбалластное полотно, смонтированы внутренние коммуникации, контактный провод, освещение, сигнализация, дренажная система.

«Полностью модернизирована путевая инфраструктура на прилегающих к тоннелю станциях Карлык и Курегеш. На остановочном пункте 106-й км построена пассажирская платформа для пригородных поездов», – рассказал заместитель начальника ЗСЖД по Кузбасскому территориальному управлению Сергей Макаренко.

Ввод в постоянную эксплуатацию нового тоннеля даёт возможность в перспективе реконструировать старое сооружение, которое в настоящее время законсервировано, и тогда участок Артышта – Томусинская станет двухпутным. Как сообщил Александр Грицай, проектные работы по модернизации старого тоннеля начнутся уже в следующем году.

Расшивка однопутного перегона Курегеш – Карлык значительно разгрузит восточное направление для угольных предприятий АО «СУЭК-Кузбасс», АО «ОУК «Южкузбасс-уголь», АО «ХК «СДС-Уголь», АО «УК «Кузбассразрезуголь».

В плюсе окажутся как железнодорожники, так и угольщики региона, ведь, по предоставленным грузоотправителями данным, объёмы погрузки угля в Кузбассе до 2025 года должны вырасти до 430 млн тонн – это на 40% больше уровня 2017 года.

http://www.gudok.ru/newspaper/?ID=1437668&archive=2018.10.04


2024-МАЙНИНГ