Новости
Идея «городов-миллионников» для Кузбасса вчера обсуждалась на региональном штабе развития экономики.
11.10.2021
Озвученная губернатором Сергеем Цивилевым на встрече с президентом Путиным идея «городов-миллионников» для Кузбасса вчера обсуждалась на региональном штабе развития экономики. Требовалось не только «сверить часы» с местным сообществом, но и дать разъяснения по поводу перспектив развития двух агломераций.
Замечу, что сама идея не новая. Еще в 1971 году сибирские экономисты прогнозировали увеличение численности Кузбасса до 4,195 млн человек к 2000 году. Прирост населения за счет роста рождаемости и открытия новых отраслей производства позволял надеяться и на формирование городов с миллионным населением. Вслед за теоретическим обоснованием демографического развития партийно-советским руководством делались попытки открыть на территории Кузбасса новые крупные предприятия. В их числе завод тяжелого машиностроения и автомобильный завод в Кемерове, группа заводов электронной промышленности, завод грузовых автоприцепов под Мысками.
Предприятий-гигантов не появилось, но за счет активизации мер социальной политики численность населения достигла трех миллионов, а в 1989 году составила 3,176 млн человек. Долгосрочные прогнозы, основанные на поступательном росте объемов производства и расчетах потребности в трудовых ресурсах, не могли в 1970-е годы учитывать политических катаклизмов начала 1990-х.
Теперь принципиально иная социально-экономическая и политическая модель. Сама философия развития региона уже не связана с наращиванием индустриального потенциала. Вряд ли размещение крупных производств даст прирост численности населения области в миллион человек (по 500 тысяч для Кемерова и Новокузнецка). И здесь возникают очевидные трудности в формулировке приоритетов развития и поиске смыслов резкого демографического роста.
Если в 1971 году «города-миллионники», по расчетам, планировалось создать за 30 лет, то губернатор Цивилев ставит задачу обеспечить их появление уже к 2030 году. И помимо стратегии «привлечения» (Сибирский кластер искусств, очевидно, сыграет свою положительную роль) нужна еще и стратегия «удержания» населения. Требуется комплекс мер опережающего развития Кузбасса и формирования пакета льгот для проживающих на его территории (В советское время первый секретарь обкома А. Ф. Ештокин предлагал даже установить выплаты за выслугу лет в Кузбассе и снизить на пять лет для трудящихся региона пенсионный возраст).
На данном этапе четких ответов нет – требуется создание «дорожных карт» под каждый контур принятой в прошлом году стратегии. Осложняет задачу и заявление о том, что помимо поддержки развития Кемерова и Новокузнецка продолжат осваиваться и застраиваться все города Кузбасса. Выступивший на заседании известный экономист, академик В. Л. Квинт предложил развивать территории, прилегающие к кузбасскому автобану. На долгосрочную перспективу он предложил грандиозный проект, который учитывает особенности географического положения Кузбасса: построить железную дорогу от кузбасских станций Транссиба к Северному морскому пути, а от Таштагола – в Китай до Урумчи. Таким образом, регион станет крупным евразийским транспортным хабом. Этот проект не на ближайшее десятилетие. Но он зарождает надежду на возможность масштабной структурной перестройки кузбасской экономики.
"Кузнецкое кайло"