2024-МАЙНИНГ

Новости


Идея «городов-миллионников» для Кузбасса вчера обсуждалась на региональном штабе развития экономики.
11.10.2021


Озвученная губернатором Сергеем Цивилевым на встрече с президентом Путиным идея «городов-миллионников» для Кузбасса вчера обсуждалась на региональном штабе развития экономики. Требовалось не только «сверить часы» с местным сообществом, но и дать разъяснения по поводу перспектив развития двух агломераций.

Замечу, что сама идея не новая. Еще в 1971 году сибирские экономисты прогнозировали увеличение численности Кузбасса до 4,195 млн человек к 2000 году. Прирост населения за счет роста рождаемости и открытия новых отраслей производства позволял надеяться и на формирование городов с миллионным населением. Вслед за теоретическим обоснованием демографического развития партийно-советским руководством делались попытки открыть на территории Кузбасса новые крупные предприятия. В их числе завод тяжелого машиностроения и автомобильный завод в Кемерове, группа заводов электронной промышленности, завод грузовых автоприцепов под Мысками.

Предприятий-гигантов не появилось, но за счет активизации мер социальной политики численность населения достигла трех миллионов, а в 1989 году составила 3,176 млн человек. Долгосрочные прогнозы, основанные на поступательном росте объемов производства и расчетах потребности в трудовых ресурсах, не могли в 1970-е годы учитывать политических катаклизмов начала 1990-х.

Теперь принципиально иная социально-экономическая и политическая модель. Сама философия развития региона уже не связана с наращиванием индустриального потенциала. Вряд ли размещение крупных производств даст прирост численности населения области в миллион человек (по 500 тысяч для Кемерова и Новокузнецка). И здесь возникают очевидные трудности в формулировке приоритетов развития и поиске смыслов резкого демографического роста.

Если в 1971 году «города-миллионники», по расчетам, планировалось создать за 30 лет, то губернатор Цивилев ставит задачу обеспечить их появление уже к 2030 году. И помимо стратегии «привлечения» (Сибирский кластер искусств, очевидно, сыграет свою положительную роль) нужна еще и стратегия «удержания» населения. Требуется комплекс мер опережающего развития Кузбасса и формирования пакета льгот для проживающих на его территории (В советское время первый секретарь обкома А. Ф. Ештокин предлагал даже установить выплаты за выслугу лет в Кузбассе и снизить на пять лет для трудящихся региона пенсионный возраст).

На данном этапе четких ответов нет – требуется создание «дорожных карт» под каждый контур принятой в прошлом году стратегии. Осложняет задачу и заявление о том, что помимо поддержки развития Кемерова и Новокузнецка продолжат осваиваться и застраиваться все города Кузбасса. Выступивший на заседании известный экономист, академик В. Л. Квинт предложил развивать территории, прилегающие к кузбасскому автобану. На долгосрочную перспективу он предложил грандиозный проект, который учитывает особенности географического положения Кузбасса: построить железную дорогу от кузбасских станций Транссиба к Северному морскому пути, а от Таштагола – в Китай до Урумчи. Таким образом, регион станет крупным евразийским транспортным хабом. Этот проект не на ближайшее десятилетие. Но он зарождает надежду на возможность масштабной структурной перестройки кузбасской экономики.

"Кузнецкое кайло"

https://ttttt.me/mediakailo


2024 Беккер выставка