Обзор СМИ


Краткий обзор мирового угольного рынка
10.07.2023


На прошлой неделе цены на европейском рынке энергетического угля упали ниже 115 долл./т. Высокие запасы на складах ARA, рост генерации ВИЭ, текущее ценовое преимущество газовой генерации в сравнении с угольной, а также комфортные погодные условия в Европе по-прежнему остаются факторами, оказывающими давление на котировки.

Индекс южноафриканского угля 6000 после кратковременного укрепления до почти

105 долл./т. в середине недели, в пятницу снова вернулись на уровень 100 долл./т. Предстоящее техническое обслуживание ж/д линии Transnet, запланированное на 11-20 июля может, оказать поддержку ценам на следующей неделе. Кроме того, отмечается улучшение спроса со стороны индийских потребителей, включая производителей цемента и стали.

Южноафриканская горнодобывающая компания Exxaro Resources ожидает, что производитель электроэнергии Eskom увеличит потребление угля во втором полугодии 2023 г., компенсировав падение в первой половине года.

В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao подскочили на

6 долл./т. до 118 долл./т. в связи с увеличением потребления, сокращением запасов на складах и повышением цен со стороны китайских угольных компаний.

Компания Shenhua подняла цены на все виды угля почти на 6 долл./т. в результате пересмотра своего ценообразования. Ожидается, что рост котировок продолжится также в связи с необходимостью пополнения запасов потребителями в преддверии летних пиковых нагрузок. Многие горнодобывающие компании отмечают увеличение продаж и сокращение запасов на своих складах.

Национальный метеорологический центр КНР прогнозирует, что температура в июле превысит норму в ряде провинций на 1-20С, особенно на севере и юге страны. При этом гидрогенерация будет оставаться низкой. Запасы в 9 крупнейших портах Китая сократились до 26 млн. т. (-1 млн. т. к 28.06.2023 г.).

Котировки индонезийского материала прибавили 1 долл./т. до 89.00 долл./т. Индонезийские производители пытаются сокращать предложение для оказание поддержки ценам.

Цены высококалорийного австралийского угля 6000 поднялись до 140 долл./т. благодаря улучшению спроса со стороны Индии, Китая, Японии и других азиатских стран.

Австралийские власти 3 июля опубликовали прогноз, согласно которому средняя цена угля 6000 ккал/кг NAR упадет со 184 долл./т. в 2023 г. до 121 долл./т. в 2025 г. Данный уровень считается достаточно высоким и, как ожидается, в долгосрочной перспективе будет приводить к снижению конкурентоспособности угля по сравнению с другими энергоносителями. Средняя цена 6000 ккал/кг NAR в 2021 г. составила 135 долл./т., в 2020 г. – 58 долл./т.

Котировки австралийского металлургичес-кого угля упали до 230 долл./т. на фоне увеличения предложения и сокращения спроса со стороны производителей стали в связи с окончанием периода пополнения запасов.

Японская металлургическая компания Nippon Steel и южнокорейская POSCO согласовали с австралийским производителем Foxleigh цену на 2 квартал 2023 г. на Low-Volatile PCI на уровне 232 долл./т. FOB, что представляет собой снижение на 37.5 долл./т. или 14% по сравнению с 269.5 долл./т. FOB в 1 квартале 2023 г. Снижение бенчмарка обусловлено ухудшением конъюнктуры на рынке стали.

Ж/д отгрузки угля в адрес российских портов в 1 полугодии 2021-2023 гг.

Совокупные ж/д отгрузки российского и казахского угля в адрес портов РФ по итогам января-июня 2023 г. составили 97.8 млн. т. (+3.5 млн. т. к январю-июню 2022 г. и +2.4 млн. т. к январю-июню 2021 г.).

При этом поставки российского угля в северо-западные порты остались практически на прежнем уровне по сравнению с 2021 г. и составили 29.7 млн. т. (+0.2 млн. т. к январю-июню 2021 г.). Рост совокупных объемов обусловлен увеличением транзита казахского угля, который подскочил до 3.8 млн. т. (+3.1 млн. т. к январю-июню 2021 г.) в связи с замещением российского угля на рынке Европы поставками материала из Казахстана, на которые не распространяются западные санкции.

 Ж/д отгрузки российского угля на экспортные дальневосточные терминалы в 1 полугодии 2023 г. выросли до 48.1 млн. т. (+2.3 млн. т. к январю-июню 2022 г.), но так и не смогли выйти на уровень января-июня 2021 г., составлявший 49 млн. т.

Объем погрузки в адрес портов Черного и Азовского морей увеличился по отношении к 2021 г. на 0.9 млн. т., однако заметно сократился по сравнению с аналогичным периодом прошлого года до 15.7 млн. т. (-2.6 млн. т. к январю-июню 2022 г.) на фоне ограничений железных дорог в данном направлении.

 Прибыль угольщиков РФ в январе-марте упала на 59 %

По итогам января-марта 2023 г. прибыль российских угольных компаний до налогообложения (EBT) упала до 151 млрд. руб. (-59% к 1 кварталу 2022 г.) на фоне роста себестоимости добычи в результате санкций, падения международных цен, повышения НДПИ и транспортных расходов.

Лидером по показателю EBT являются кузбасские компании, на которые пришлось 88 млрд. руб. или 58% от всей угольной отрасли. На Якутию пришлось 27 млрд. руб., или 18%, от прибыли.

 Стабильное увеличение прибыльности экспорта российского материала наблюдалось с октября прошлого года благодаря резкому росту международных котировок и уменьшения дисконтов на российский уголь.

По итогам 2023 г., несмотря на стабильный уровень добычи, ожидается снижение финансовых показателей угольной отрасли на фоне низких цен на уголь, высоких транспортных издержек, санкций и ограниченной пропускной способности ж/д инфраструктуры в восточном направлении. В 2022 г. совокупная прибыль угольных компаний составила 784 млрд. руб. (+44 млрд. руб. или +6% к 2021 г.).

https://www.eastrussia.ru/material/puls-uglya-10-iyulya-ugolnaya-promyshlennost-v-momente_/

 


2024-МАЙНИНГ