Обзор СМИ


Краткий обзор мирового угольного рынка
17.07.2023


На прошедшей неделе котировки энергетического угля на европейском рынке резко упали до 95 долл./т. Давление на индексы оказали такие факторы, как значительное сокращение угольной генерации в Германии, увеличение доли генерации ВИЭ и падение цен на газ.

Цены на газ на хабе TTF опустились до 307 долл./1000 м3 (-73 долл./1000 м3 к 05.07.2023 г.), поскольку опасения по поводу предложения газа сошли на нет после восстановления поставок из Норвегии. Вместе с тем газовые хранилища уже заполнены на 80%.

Индекс южноафриканского угля 6000 упал ниже 95 долл./т. на фоне сокращения спроса в Европе, при этом плановое техническое обслуживание ж/д сети не оказало котировкам поддержку.

Запасы на южноафриканском терминале RBCT составили 3.6 млн т., что значительно меньше 5 млн т., которые считаются нормой в преддверии 10-дневного обслуживания ж/д ветки North Corridor, соединяющей разрезы региона Mpumalanga с терминалом RBCT. Ветка North Corridor будет закрыта на техобслуживание с 11 до 20 июля, в связи с этим ожидается, что в июле экспорт через RBCT упадет до 3.5 млн т. (-0.6 млн т. к июню 2023 г.), а в августе восстановится до 5 млн т.

В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao остались без изменений на уровне 118 долл./т., что обусловлено ростом потребления, а также приближением летних пиковых нагрузок, несмотря на высокие складские запасы. Большинство угольных компаний не ожидает существенного падения котировок в ближайшее время, несмотря на небольшую корректировку цен в сторону понижения в регионах Inner Mongolia, Shanxi и Shaanxi.

Потребление угля на 6 крупнейших прибрежных ТЭС выросло до 871 тыс. (+55 тыс. т. к 05.07.2023 г.), а их запасы за неделю сократились на 0.3 млн т. до 14 млн т. Запасы в 9 крупнейших портах Китая составили 26.1 млн т. (+0.1 млн т. к 05.07.2023 г.).

Китайская государственная энергокомпания China Southern Power Grid сообщила о том, что нагрузка на сеть в 5 провинциях (Guangdong, Guangxi, Yunnan, Guizhou и Hainan) достигла исторического максимума в 226 ГВт, что на 3 ГВт выше прошлогоднего рекорда в связи с ростом спроса на кондиционирование в результате жаркой погоды. Также прогнозируется, что этим летом показатель достигнет 245 ГВт, что говорит о росте потребления на 10% по сравнению с аналогичным периодом 2022 г.

Индекс индонезийского угля 5900 GAR укрепился до 90 долл./т. Поддержку ценам на высоко- и низкокалорийный уголь оказал возросший спрос со стороны Китая и Индии, а также сокращение предложения некоторыми индонезийскими производителями.

Компания Bayan Resources заявила, что по итогам 2023 г. ее добыча составит 45-48 млн т., что на 5-8 млн т., или 13-20%, превышает уровень 2022 г. и обусловлено спросом в странах АТР. В случае реализации прогноза Bayan Resources станет самой быстрорастущей компанией за последние 10 лет.

Высококалорийный австралийский уголь 6000 опустился ниже 130 долл./т. При этом среднекалорийный уголь укрепился благодаря ограниченному предложению, а также улучшению спроса со стороны Китая и Индии.

Котировки австралийского металлургического угля укрепились выше 230 долл./т. Тем не менее, предложение на спотовом рынке растет на фоне сокращения спроса со стороны производителей стали в связи с окончанием периода пополнения запасов. Кроме того, ожидается дальнейшее увеличение предложения, включая недавний запуск в эксплуатацию новой шахты Maxwell в штате Новый Южный Уэльс (мощностью до 3.5 млн т. в рамках первой очереди), которая уже приступила к отгрузкам металлургического угля в адрес порта Newcastle.

Японская металлургическая компания Nippon Steel и австралийский поставщик угля Foxleigh согласовали цену на 3 квартал 2023 г. на LV PCI на уровне 185 долл./т. FOB (-47 долл./т. ко 2 кварталу 2023 г.).

РЖД рассчитывают на финансирование третьего этапа модернизации Восточного полигона

РЖД рассчитывает привлечь около 300 млрд руб. из средств Фонда национального благосостояния (ФНБ) на финансирование третьего этапа развития БАМа и Транссиба.

Третий этап модернизации Восточного полигона включает три стадии. Средства, полученные из ФНБ, планируется направить на реализацию первой стадии, которая предусматривает увеличение пропускной способности до 197 млн т. к 2027 г. Реализация второй стадии позволит увеличить провозные мощности до 210 млн т. в год к 2030 г. Ввод в эксплуатацию третьей стадии запланирован на 2032 г. и позволит РЖД увеличить пропускную способность Восточного полигона до 255 млн т.

В 2022 г. объем железнодорожных перевозок в восточном направлении составил 169 млн т. На долю угля пришлось 66% всего объема. В настоящее время РЖД реализует второй этап развития Восточного полигона, благодаря которому пропускная способность БАМа и Транссиба вырастет до 180 млн т. к 2024 г.

Пропускную способность ж/д инфраструктуры в южном направлении расширят до 150 млн т.

РЖД разрабатывает план мероприятий с целью расширения пропускной способности железнодорожных подходов к портам Азово-Черноморского бассейна до 150 млн т. к 2030 г. При этом действующий график предполагает увеличение до 131 млн т. к 2025 г.

В результате разворота российского экспорта основная нагрузка пришлась на Восточный полигон, но южное направление также стало очень востребованным.

Однако, учитывая планы развития портовой инфраструктуры, этого может оказаться недостаточно, поскольку на сегодняшний день, требуется около 180 млн т. и более 200-220 млн т. пропускной способности будет необходимо к 2030 г.

Нагрузка на железные дороги на южном направлении увеличивается на фоне роста спроса со стороны грузоотправителей, среди которых основной объем приходится на угольщиков (39.6 млн т. или 42% в 2022 г.). Совокупные отгрузки в адрес портов Азово-Черноморского бассейна в

1 полугодии 2023 г. составили 46.5 млн т. (-1.3% к 1 январю-июню 2022 г.).

Дополнительным ограничивающим фактором, помимо пропускной способности инфраструктуры на подходах к портам юга, стало увеличение пассажирских перевозок в направлении южных курортов после закрытия местных аэропортов в результате начала военной спецоперации на Украине. В июне на юг было перевезено 3.5 млн туристов (+14% к июню 2022 г.).

https://www.eastrussia.ru/material/puls-uglya-17-iyulya-ugolnaya-promyshlennost-v-momente/


2024-МАЙНИНГ