Новый карьерный самосвал Shantui TEH160
прошел успешные испытания в Китае
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ
Краткий обзор мирового угольного рынка
12.02.2024
На прошедшей неделе на угольном рынке Европы цены продолжили удерживаться ниже уровня 100 долл./т. Угольные котировки остаются под давлением на фоне увеличения запасов на складах ARA до максимумов с середины октября прошлого года и снижения цен на газ, что также обусловлено ограниченным спросом в связи с потеплением и ростом ветрогенерации. Тематическое фото. источник: shuterstock.com Газовые котировки на хабе TTF упали до 314 долл./1000 м3 (-24 долл./1000 м3 к 31.01.2024 г.) в результате потепления и инициатив, направленных на деэскалацию ситуации на Ближнем Востоке. Совокупные запасы угля на складах ARA увеличились до 7.0 млн т. (+0.34 млн т. к 31.01.2024 г.). Индекс южноафриканского угля 6000 укрепился почти до 95 долл./т. благодаря увеличению спроса со стороны Индии. На прошедшей неделе участники угольной конференции McCloskey в ЮАР, включая азиатских и европейских потребителей, сошлись во мнении, что в ближайшей перспективе котировки южноафриканского высококалорийного угля 6000 ккал/кг будут оставаться на уровне 100 долл./т. FOB. Также, по словам участников, угольные компании стали менее активно задействовать автомобильный транспорт, а падение цен на материал 5500 ккал/кг до 75 долл./т. FOB приведет к кризису среди небольших южноафриканских производителей, поскольку автоперевозки станут экономически нецелесообразными, при этом мощности железнодорожной инфраструктуры будут оставаться недостаточными. По некоторым оценкам, стоимость автоперевозки составляет 37-40 долл./т. против железнодорожного тарифа на уровне 12 долл./т. В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao прибавили 1 долл./т. до 129 долл./т. в результате сокращения складских запасов в портах и похолодания, хотя объемы потребления угля на электростанциях снизились в преддверии китайского Нового года. Кроме того, многие небольшие предприятия уже остановили добычу, а на более крупных, как ожидается, добыча будет оставаться ограниченной до конца февраля с целью максимального снижения рисков во избежание аварий, в связи с чем запасы в портах на период праздников будут не такими высокими, как предполагалось ранее. Объем потребление угля на 6 крупнейших китайских прибрежных ТЭС упал до 773 тыс. т./сутки (-80 тыс. т./сутки к 31.01.2024 г.). Совокупные запасы в 9 крупнейших портах сократились до 22.0 млн т. (-0.6 млн т. к 31.01.2024 г.). Индекс индонезийского угля 5900 GAR подорожал до 93 долл./т. (+1 долл./т. к 31.01.2024 г.), котировки низкокалорийного материала 4200 ккал/кг GAR снизились до 57 долл./т. FOB Kalimantan. Цены на индонезийский уголь двигались разнонаправленно на фоне возросшего спроса со стороны Индии, при этом в Южном Калимантане и Суматре в связи с проливными дождями оказалась затруднена транспортировка материала с месторождений в порты. Высококалорийный австралийский уголь 6000 удерживается немногим ниже уровня 120 долл./т., при этом сохраняется поддержка цен на среднекалорийный материал, что обусловлено логистическими сложностями с поставками из Индонезии из-за неблагоприятных погодных условий. Котировки австралийского металлургичес-кого угля резко опустились до уровня 315 долл./т. упали в связи с приближением Нового года в КНР, где наблюдается ухудшение конъюнктуры, поскольку маржинальность китайских производителей горячекатаной стали и арматуры по итогам января оказалась рекордно отрицательной. Австралийские поставки после окончания циклона Kirrily еще не нормализовались, что также подталкивает покупателей к поискам альтернативного сырья из других стран. На индийском рынке австралийский материал сталкивается с растущей конкуренцией со стороны американских экспортеров. Австралийская компания Kestrel Coal Resources заявила, что поставки с шахты Kestrel мощностью 7.1 млн т. угля в год, где добыча была остановлена 15 января в связи с техническими сложностями, возобновятся в скором времени после согласования с правительством.
Экспортеры угля отказываются от перевалки в порту Тамань из-за высоких ставок.
Экспортеры угля отказываются от перевалки на терминале ОТЭКО в Тамани в феврале по причине высоких тарифов, которые делают экспортные поставки убыточными. Угольщики настаивают на снижении стоимости перевалки на фоне падения цен на международном рынке и инфраструктурных ограничений, в связи с чем планируют обсудить ставки с владельцем при участии правительства. При этом некоторые компании согласны на увеличение тарифа в случае улучшения конъюнктуры и роста котировок.
Падение отгрузок в адрес Тамани наблюдалось уже в 4 квартале 2023 г., поскольку объемы сократились на 14% с 2.1 млн т. в сентябре до 1.8 млн т. в декабре. По итогам января 2024 г. отгрузки упали на 28.6% до 1.3 млн т. (-0.5 млн т. к декабрю 2023 г. и -0.9 млн т. к январю 2023 г.). По предварительным данным, в конце января и начале февраля морские отгрузки угля из Тамани прекратились. По сообщениям участников рынка, КРУ, Сибантрацит и Распадская в феврале не планируют переваливать свой уголь. СУЭК отказался от услуг ОТЭКО еще в середине 2023 г. В условиях понижательного тренда на мировом угольном рынке Тамань стала неконкурентоспособной по сравнению с другими терминалами, однако ОТЭКО отказывается от переговоров. На экспортные марки углей ставка может превышать 38-42 долл./т. При этом в феврале ставка не изменилась по сравнению с январем и почти соответствует уровню декабря 2023 г., хотя за этот период котировки значительно скорректировались вниз. По итогам 2023 г. совокупный объем перевалки ОТЭКО, владельцем которого является Мишель Литвак, составил 25.1 млн т. (-4.9 млн т. или -15% к 2022 г.).
«Русский Уголь» подаст в суд на терминал ВТУ из-за трехкратного увеличения ставок перевалки
Компания «Русский Уголь» заявила, что планирует подать в суд на дальневосточный терминал «ВаниноТрансУголь» («ВТУ»), входящий в группу «Колмар, который решил увеличить стоимость перевалки в три раза, несмотря на действующий 5-летний контракт. Русский уголь не признал роста ставок, поскольку стоимость была фиксированная и предполагала индексацию в размере инфляции на весь срок действия договора.
В ноябре 2023 года «ВТУ» в одностороннем порядке отказался исполнять обязательства и выплачивать согласованную в контракте неустойку, которая оценивается в несколько миллиардов рублей. При этом с учетом имеющихся договоренностей о перевалке «Русский Уголь» реализовал инвестпрограмму объемом 3 млрд руб. с целью увеличения добычи и заключил еще несколько пятилетних договоров о продаже угля в порту «ВТУ». В настоящее время компания несет большие убытки, сокращая добычу на разрезе Виноградовский более чем в два раза. Через подачу иска «Русский Уголь» также рассчитывает на компенсацию недополученной прибыли. Таким образом, на фоне спора угольщиков с терминалом ОТЭКО в Тамани напряженность между экспортерами и терминалами начала нарастать и на Дальнем Востоке. «Русский Уголь» считает действия «ВТУ» недружественными в условиях падающих цен, геополитической напряженности и ставящими под угрозу стабильность промышленного предприятия и тысячи рабочих мест в Кузбассе. В январе 2024 г. «Русский Уголь» сократил добычу до 1.5 млн т. (-0.2 млн т. или -12.9% к январю 2023 г.). По итогам 2023 г. совокупный объем производства составил 22.3 млн т. (+0.7 млн т. или +3.3% к 2022 г.).
https://www.eastrussia.ru/material/puls-uglya-12-fevralya-ugolnaya-promyshlennost-v-momente/