Обзор СМИ


Неплатежи загоняют в угол угледобывающую отрасль Алтайского края
19.08.2020


Тепло под угрозой

С миллионными долгами подходят к очередному отопительному сезону муниципалитеты края. Только перед Мунайским разрезом общая задолженность составляет порядка 100 млн рублей. Такая ситуация не только серьезно отражается на экономике карьера, но и может привести к полному развалу муниципального жилищно-коммунального комплекса, уверены алтайские угледобытчики.

Прошел проверку

Возобновление деятельности Мунайского разреза, расположенного в Солтонском районе, стало знаковым событием для Алтайского края. Во-первых, регион получил собственного поставщика сырья для топливной энергетики, что позволило повысить ее эффективность и безопасность. Во-вторых, это стабильный доход в районный и краевой бюджеты в виде налоговых отчислений. В-третьих, рабочие места, что особенно актуально в сельской местности.

За три года новые инвесторы вложили сотни миллионов в модернизацию и техническое оснащение карьера. Промышленные объемы за это время выросли с

50 до 150 тысяч тонн, расширилась и география реализации бурого угля. Если в прошлый отопительный сезон его поставляли в 11 муниципалитетов края, то на предстоящий планируется заключить контракты уже с 19 районами.

И если на первом этапе у глав районов и коммунальщиков были некие сомнения в отношении алтайского топлива, то за два сезона они по достоинству оценили его преимущества. На одном из совещаний, посвященном прохождению осенне-зимнего периода с использованием бурого угля, руководители муниципалитетов отмечали, что теперь «зимой могут спать спокойно», не опасаясь сбоев в поставках или того, что запасы окажутся низкого качества.

— С нами действительно очень удобно работать, так как мы расположены внутри края, мы доступны, всегда на связи и оперативно реагируем на сигналы, поступающие из районов. При необходимости в течение нескольких часов можем поставить дополнительный запас угля с гарантированным качеством прямо до котельной, — отмечает директор Мунайского разреза Виталий Федяев.

Нет у муниципалитетов нареканий и к качеству солтонского угля, который по КПД не уступает каменному, при этом его стоимость на порядок ниже. Это подтверждают и лабораторные испытания, которые показали, что топливо отвечает всем критериям, таким как зольность, выход летучих веществ, теплота сгорания и прочим.

Коммунальные риски

Руководство карьера отмечает, что предприятие готово и дальше наращивать производство, тем более что себестоимость угля, соответственно и конечная цена для потребителя, напрямую зависит от объемов добычи. Но дальнейшее развитие карьера тормозят миллионные долги, которые муниципалитеты накопили за прошедшие отопительные сезоны.

— Долги есть у всех районов, куда мы поставляли наше топливо. Сейчас мы выходим на стадию заключения новых контрактов, имея недоплату в размере 100 млн рублей. На наши запросы рассчитаться за уже потребленное топливо главы разводят руками, ссылаясь на то, что в бюджете нет средств. На мой взгляд, это элементарная платежная безответственность, когда руководители муниципалитетов игнорируют оплату ресурсов, предпочитая направлять деньги на более важные, как им кажется, цели. Такая позиция в итоге приводит к банкротству коммунальных предприятий, на месте которых создают новые и опять копят долги, — отмечает Федяев.

Эта политика, добавляет один из совладельцев разреза Юрий Анцупов, рано или поздно приведет к развалу всей коммунальной сферы края, которая и так находится в удручающем состоянии. Вливание денег из краевого бюджета в поддержание объектов в работоспособном состоянии, уверен он, не решит многочисленные, в том числе финансовые проблемы муниципальной ЖКХ, пока коммунальщики не перейдут на энергоэффективный формат работы.

— Бесконечные банкротства только усугубляют ситуацию, и позиция краевых властей — прекратить эту порочную практику. Регион уже потерял серьезных поставщиков угля из Кузбасса. В итоге нам везут топливо зачастую низкого качества, что приводит к режимам ЧС, и приходится оперативно выдергивать огромные деньги из бюджета, чтобы выйти из него, — говорит Анцупов.

Заключая контракты с муниципалитетами, руководство разреза изначально было готово «входить в положение», предоставляя рассрочки и отсрочки платежей за поставленный уголь, в результате вышло, что две зимы села отапливались практически за счет или, вернее, в ущерб карьеру.

— Сложившаяся ситуация уже давно привела бы к банкротству, если бы не те инвестиции, которые вкладывают собственники, вынимая деньги из других источников. Так продолжаться дальше не может. У нас есть коллектив — порядка 250 человек, которым нужно платить заработную плату, необходимо отчислять налоги и прочие обязательные платежи, при этом как любой бизнес разрез должен приносить прибыль, а не уходить в убытки, — поясняет позицию Виталий Федяев.

Единственный вариант взыскать долги — судебные тяжбы. Мунайский разрез уже выиграл несколько судов, следующий шаг — обращение в службу приставов, которая вправе арестовать счета коммунальных предприятий — и это в самый разгар подготовительных работ к прохождению осенне-зимнего периода.

— Конечно, ответственность за срыв отопительного сезона понесут главы муниципалитетов, но в первую очередь пострадают люди, которые будут замерзать зимой в своих квартирах, на рабочих местах. Нам бы не хотелось идти на такие крайние меры, поэтому мы в очередной раз призываем руководство районов не игнорировать счета и произвести оплату до начала ОЗП, — обращается к потребителям директор разреза.

Руководство предприятия отмечает, что, зайдя на объект, негласно взяло на себя обязательства по созданию энергетической безопасности, по крайней мере в районах, расположенных в радиусе 300-400 километров от карьера, обеспечивая их качественным топливом в установленные сроки. Как показали прошедшие два отопительных сезона, угольщики вполне успешно справляются с поставленными задачами. Дальнейшее же развитие отрасли сейчас во многом зависит от ответственного исполнения взятых обязательств и со стороны потребителей мунайского угля.

https://brl.mk.ru/economics/2020/08/19/neplatezhi-zagonyayut-v-ugol-ugledobyvayushhuyu-otrasl-altayskogo-kraya.html


2024-МАЙНИНГ