2024-МАЙНИНГ

Обзор СМИ


Солнцевский угольный разрез: ставка на экологию
30.09.2021


«Демонизация» угля на фоне глобального изменения климата достигла своего апогея, и многим российским угольным предприятиям пришлось в корне менять подход к ведению бизнеса. К экотренду присоединились и угледобытчики Сахалина, тем более что областное правительство поставило задачу: к 2025 году островной регион должен достичь углеродной нейтральности.

Основные объёмы добычи угля в Сахалинской области приходятся на предприятие «Восточной горнорудной компании» — ООО «Солнцевский угольный разрез». Компания сфокусировались на внедрении «чистых» технологий, способствующих сокращению вредных выбросов.

Весной 2021 года глава «ВГК» Олег Мисевра обозначил концепцию предстоящей экотрансформации. Комплекс решений вошёл в единый проект с говорящим названием «Зелёный угольный кластер». Он включил три отдельных проекта, реализация которых должна снизить общий уровень выбросов углерода предприятия на 176 тысяч т в год.

Внедрение дизель-троллейвозов для мировой горнодобывающей отрасли не в новинку. Мы уже писали о последних кейсах по внедрению самосвалов на электротяге в карьерах и рудниках, но ни один из них не касался российских месторождений.

Солнцевский угольный разрез в этом смысле должен стать первопроходцем: один из трёх проектов «Зелёного угольного кластера» подразумевает замещение парка самосвалов на дизель-троллейвозы. «Восточная горнорудная компания» объединилась с «БЕЛАЗом», который уже активно работал над созданием первого образца «рогатой» техники.

Белорусский производитель взялся за разработку тестовой модели 220-тонника на электротяге и параллельно — за обустройство испытательного полигона на своей промплощадке в Жодино. Летом 2021 года компания официально открыла полигон и презентовала первый дизель-троллейвоз, выполненный на базе БЕЛАЗа-7530Е. Модифицированную машину в действии показали представителям Правительства Сахалинской области и потенциальному заказчику — «ВГК».

Жодинский полигон представляет собой площадку, максимально приближённую к реальным условиям эксплуатации троллейной техники. «БЕЛАЗ» обустроил трассу с контактной троллейной линией общей протяжённостью более 400 м, здесь же установили опоры тяговую подстанцию для подачи напряжения.

На первом этапе разработчики 220-тонного троллейвоза проводят комплексные испытания на своих производственных мощностях. Если результаты эксперимента в Жодино подтвердят прогнозные показатели эффективности модифицированного самосвала, «БЕЛАЗ» и «ВГК» перейдут к следующему этапу — старту опытно-промышленной эксплуатации техники на территории Солнцевского разреза.

Стоит отметить, что предварительные договорённости об этом уже имеются: партнёры хотят начать обустройство инфраструктуры на месторождении уже в I квартале следующего года. Пилотный проект рассчитан на испытания 5-6 единиц троллейной техники.

В случае успеха — как с технической, так с экономической точек зрения — «ВГК» приступит к полному переходу на экологический карьерный транспорт. Как ранее сообщал главный специалист отдела инвестиций компании Виктор Труш, всего планируется модифицировать порядка 200 действующих карьерных самосвалов. «БЕЛАЗ» должен выступить изготовителем и поставщиком оборудования, необходимого для формирования троллейной системы в условиях карьера.

В «ВГК» отмечали, что на переоснащение парка карьерных самосвалов может понадобиться порядка 3 млрд рублей.

Экологичная транспортировка угля

Следующий проект в рамках декарбонизации производственных объектов сахалинской компании — строительство магистрального угольного конвейера протяжённостью 23 км. Как утверждают в «Восточной горнорудной компании», это будет самая длинная конвейерная линия на территории России.

Новый транспортный объект представляет собой сложную систему конвейеров с эстакадой и перегрузочными узлами, выполненную в рельефной местности. Линия будет состоять из трёх отрезков: одного прямого и двух изогнутых. Общее количество высотных надземных пролётов составит около 50 единиц, каждый длиной до 20 м. При этом максимальная высота надземных отрезков в отдельных участках достигнет 24 м.

Отправная точка — Солнцевский угольный разрез, конечный пункт доставки — морской порт «Шахтёрск». Обустройство конвейера идёт полным ходом: закладка фундамента опор под основание объекта стартовала почти ровно год назад. Этим летом строители приступили к монтажу высотных конструкций, а также установке оборудования на трансформаторные подстанции для бесперебойного электроснабжения всего конвейера.

Разработчиком технологии строительства и поставщика оборудования «ВГК» выбрала французскую RBL REI: партнёр взял на себя проектирование технологии, выдачу технической документации, изготовление и поставку всего необходимого для сборки конструкций.

В первую очередь проект реализуется в целях наращивания экспорта топлива в страны Азиатского-Тихоокеанского региона. Строительство 23-километрового конвейера позволит увеличить объёмы транспортировки угля в «Шахтёрск» более чем в 2 раза — до 20 млн т в год. Суточные объёмы перевозки достигнут 4 тысячи т.

Казалось бы, причём здесь «зелёный» тренд? Взаимосвязь между запуском конвейера и улучшением экологической обстановки в районе сахалинского угольного разреза прямая. Линия строится в соответствии с последними экостандартами, при разработке проекта были использованы современные технологии.

Основной эффект в плане достижения углеродной нейтральности «ВГК» рассчитывает получить за счёт минимизации перевозок угля автомобильным транспортом. Прямой провоз полезного ископаемого в обход дорог общего пользования позволит значительно снизить объёмы выхлопных газов. Кроме того, отказ от транспортировки посредством автотранспорта сократит уровень загрязнения угольной пылью.

По окончанию строительства конвейера на Солнцевском разрезе рассмотрят возможность полного отказа от использования автомобильных перевозок угля. Общий объём инвестиций в проект оценивается в более 7 млрд рублей. Анонсируя проект, представители компании отмечали, что завершить строительство магистрального угольного конвейера планируется в 2021 году.

Внедрение описанных экологичных решений для транспортировки угля как на территории Солнцевского разреза, так и за его пределами, тесно сопряжено с последним проектом в составе «Зелёного угольного кластера». Точнее, третья «зелёная» инициатива покрывает предыдущие проекты, приумножая ожидаемую эффективность стратегии.

Одновременно с дизель-троллейвозами и магистральным конвейером «ВГК» решила совершить переход на альтернативную энергетику. В этом году сахалинская компания анонсировала проект по строительству «самого мощного ветропарка» на Дальнем Востоке. Суммарная мощность ветроустановок заявлена на уровне 67,2 МВт.

Для сравнения, самой мощной действующей ветроэлектростанцией в России сегодня считается Адыгейская ВЭС (проект «дочки «Росатома» АО «НоваВинд»). Её установленная мощность достигает 150 МВт.

Ветропарк планируется разместить в Углегорском районе, вблизи Солнцевского угольного разреза. Предполагается, что ветряки будут круглогодично снабжать электроэнергией производственные объекты «Восточной горнорудной компании». Согласно проекту, сахалинская ВЭС должна покрыть месторождение вместе с парком модифицированных самосвалов, а также объекты строящегося магистрального конвейера и морского порта «Шахтёрск».

Использование ветряков в качестве альтернативного источника энергии для Сахалинской области — рациональное решение. У островного региона есть большой ветропотенциал, к тому же стоит учесть нецелесообразность дизель-генераторов ввиду слабой транспортной доступности региона.

Как сообщают в «ВГК», в комплекс войдут 16 ветровых турбин, и все они будут базироваться в зонах с высоким потенциалом ветра. Местные власти уже выказали большую заинтересованность в ВИЭ-проекте в разрезе текущей экологической повестки. В начале осени в рамках ВЭФ-2021 Правительство Сахалинской области и Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики подписали с угольной компанией соглашение о поддержке инициативы, которая позволит внести весомый вклад в достижение углеродной нейтральности.

В конце сентября этого года «ВГК» сделала первые практические шаги для начала строительства ветропарка. Компания запустила в работу ветроизмерительный комплекс на территории потенциальных площадок для размещения ветрогенераторов. Система в виде метеорологической мачты высотой 99 м позволит определить наиболее удачное месторасположение для эффективного использования ветровых ресурсов Сахалина.

По расчётам, мониторинг продлится в течение года. Полученные данные позволят выбрать оптимальные параметры ветряков и точно просчитать оптимальные варианты их размещения. Запуск ветропарка в эксплуатацию запланирован на 2024 год, инвестиции в проект оцениваются в 8,5 млрд рублей.

https://dprom.online/chindustry/solntsevskij-ugolnyj-razrez-stavka-na-ekologiyu/


2024 Беккер выставка