2022 БЕККЕР


Обзор СМИ


Краткий обзор мирового угольного рынка
05.04.2022


На прошедшей неделе на европейском рынке наблюдался беспрецедентный рост котировок энергетического угля на фоне санкционного давления на Россию в связи с военной операцией на Украине. По состоянию на 02 марта 2022 г. цена поднималась до почти 390 долл./т., впоследствии скорректировавшись до 340 долл./т. Поскольку доля российского угля на рынке Европы составляет около 40%, а доля на мировом рынке – 16%, участники рынка опасаются, что страны ЕС введут эмбарго на импорт российского угля или запрет захода в свои порты судов, следующих из России или под российским флагом, в результате чего дефицит значительно усугубится, так как предложение со стороны других стран-экспортеров, включая Колумбию, ЮАР, Австралию, США и Индонезию уже ограничено. Европейский парламент 01.03.2022 г. одобрил необязательную резолюцию, поддерживающую введение ограничительных мер в морских портах ЕС. Великобритания уже приняла закон, запрещающий заход российских судов в свои порты. Премьер-министр Польши заявил, что блокада поставок энергоносителей из России, включая нефть, газ и уголь, должна быть частью антироссийских санкций и, что Польша договаривается с другими странами о поставках угля и готова в срочном порядке ввести эмбарго, однако для этого требуется разрешение Европейской комиссии.

При этом цены на нефть и газ также достигли максимумов на фоне геополитической напряженности и падения запасов в европейских хранилищах. Котировки нефти марки Brent превысили 114 долл./баррель впервые с июня 2014 г., а цены на газ на европейском хабе TTF подскочили до 123 евро/МВТч или 1922 долл. за тыс. м3 (+36 евро/МВТч и +456 долл. за тыс. м3, соответственно, к 23.02.2022 г.).

Рост котировок южноафриканского материала выше 395 долл./т. также связан с обострением политической ситуации между Россией и Украиной, в результате которого европейские потребители рассматривают возможность закупок угля из других стран, включая Южную Африку.

В Китае цены спот на уголь 5500 ккал/кг NAR в Китае выросли к почти на 24 долл./т. до 186 долл./т. FOB Qinhuangdao. Укрепление индексов энергетического угля на внутреннем рынке Китая происходит несмотря на ужесточение мер по контролю цен со стороны Комиссии по развитию и реформам Китая (NDRC) из-за возможного сокращения поставок со стороны России и ограниченного экспорта индонезийского угля. Отключение ряда крупных российских банков от SWIFT, по сообщениям участников рынка, уже осложняет торговые операции. Также два крупных государственных банка Китая – Industrial & Commercial Bank of China Ltd. и Bank of China Ltd. – в рамках риск-менеджмента из-за западных санкций в отношении России ограничивают финансирование закупок российских сырьевых товаров.

Котировки австралийского материала, выросшие выше 340 долл./т. следуют за европейскими индексами в связи с обострением ситуации между Россией и Украиной на фоне продолжающегося дефицита предложения угля на международном рынке и ливней в результате погодного явления Ла-Нинья.

Укреплению цен индонезийского угля 5900 GAR до 160 долл./т. способствует геополитическая обстановка, увеличение спроса со стороны Китая, ограниченное предложение в связи с неблагоприятными погодными условиями и ежемесячным контролем за соблюдением производителями обязательств по выделению 25% объема добычи для индонезийских потребителей на внутреннем рынке.

Индексы австралийского металлургического материала выросли выше 500 долл./т. на фоне дефицита предложения из-за неблагоприятной погоды в Австралии и увеличившегося спроса со стороны азиатских сталелитейных предприятий. Также росту цен способствовали опасения потребителей относительно возможного прекращения поставок из России, в результате которого предложение на международном рынке может сократиться на 28 млн т. металлургического угля.

Поставки российского угля в Китай ограничены из-за проблем с китайскими банками

На фоне военной спецоперации России на Украине китайские импортеры российского угля столкнулись с проблемой финансирования от государственных банков КНР, обеспокоенных санкциями США и Европы в отношении России, поскольку финансовые институты не хотят попасть под удар и потерять доступ к транзакциям в долларах США.

По данным участников рынка, подразделения Industrial & Commercial Bank of China Ltd. прекратили выдавать номинированные в долларах аккредитивы для покупки российских экспортных сырьевых товаров. Bank of China Ltd. также ограничил финансирование в рамках собственного риск-менеджмента. При этом банки еще не получил четких указаний от китайских регуляторов в отношении России.

В связи с этим ряд трейдеров занял выжидательные позиции, а отдельные трейдеры ведут переговоры с российскими экспортерами о возможности производить оплату в китайской национальной валюте. Ввиду отключения крупных российских банков от SWIFT некоторые покупатели также рассматривают использование китайской системы банковских переводов в юанях под названием CIPS (Cross-Border Interbank Payment System).

Россия является вторым крупнейшим поставщиком Китая после Индонезии. Доля российского угля на рынке Китая составляет примерно 15%. Однако в результате санкционных ограничений спрос на ресурсы такого крупного игрока как Россия может пострадать.

Ростехнадзор продлил сроки расследования причин аварии на шахте Листвяжная

Ростехнадзор продлил сроки по расследованию причин аварии на шахте Листвяжная в Кузбассе. К данному моменту ведомство уже установило факты фальсификации данных об уровне содержания метана.

Крупнейшая катастрофа в угледобывающей промышленности России за последние десять лет произошла 25 октября 2021 г. на шахте Листвяжная, принадлежащей СДС (Кемеровская область). В результате аварии на шахте погибли 51 человек (46 шахтеров и 5 спасателей). Кроме того, несколько десятков человек пострадали при взрыве. 15 декабря 2021 г. после решения суда было арестовано руководство шахты и владелец холдинга Михаил Федяев. Совладелец СДС-Угля Владимир Гридин после аварии на шахте покинул РФ.

В 2021 г. предприятия компании СДС произвели 19.3 млн т. угля (-0.9 млн т. или -4.6% к 2021 г.).

Закрытие шахты Листвяжная привело к потере компанией СДС около 30% общего объема добычи.

Восточный порт: долгосрочные перспективы

Согласно прогнозам специалистов, в ближайшей перспективе на 2025-2030 гг. мировой рынок угля будет достаточно стабилен, включая небольшой рост, который позитивно скажется на развитии российской угольной отрасли. На Дальнем Востоке, представленном Ванинско-Совгаванским транспортным узлом и портами Приморского края, сегодня наблюдается рост отгрузки угля, на фоне реализации программы модернизации БАМа и Транссиба. ОАО РЖД проводятся мероприятия по повышению пропускной способности железнодорожной сети за счет расширения Восточного полигона и создания современной портовой инфраструктуры в Дальневосточном федеральном округе. Синхронно с РЖД компания АО Восточный Порт в своей части выполняет поручение главы государства, увеличивая собственные портовые мощности.

Сегодня предприятие является крупнейшим в России специализированным терминалом с высокотехнологичной перевалкой угля. Стивидорное предприятие обеспечивает экспортную перевалку материала различных российских производителей. Грузооборот Порта в 2021 г. составил 26.57 млн т. угля.

В начале сентября 2019 г. введена в эксплуатацию Третья очередь специализированного угольного комплекса, которая увеличит объем перевалки до 50-55 млн т. в год. Крупнейший частный инвестиционный портовый проект стоимостью более 40 млдр руб. реализован без привлечения государственного финансирования. Третья очередь – это более 600 вновь созданных высококвалифицированных рабочих мест и порядка 25 млдр руб. налоговых отчислений в бюджет до 2026 г.

АО Восточный Порт - первый угольный терминал Дальнего Востока, сертифицированный в соответствии с требованиями международного стандарта ISO 14001:2015 «Системы экологического менеджмента. Требования и руководство по применению». На всех этапах перегрузки угля на морской транспорт стивидорная компания применяет комплекс наилучших доступных технологий, минимизирующих воздействие производственной деятельности на окружающую среду. Эта совокупность технологий уникальна в России и в мире. В частности, это закрытые вагоноопрокидыватели, крытые конвейерные линии и пересыпные станции с системами аспирации, а также судопогрузочные машины, оснащенные локальной и всесезонной системой орошения угольного потока, обеспечивающие герметичную погрузку угля в трюмы судов. Экологическая безопасность предприятия обеспечивается также системой орошения угольных штабелей водяными пушками и снегогенераторами. По периметру терминала установлены металлические ветрозащитные экраны высотой до 23 метров и общей длиной до 3-х километров. Сегодня это самые масштабные защитные сооружения на Дальнем Востоке

- Сегодня АО Восточный Порт является одним из наиболее высокотехнологичных предприятий отрасли, которое планирует наращивать свои мощности. В начале текущего года Главная государственная экспертиза России по итогам рассмотрения одобрила проектную документацию и результаты инженерных изысканий на реконструкцию причалов. По итогам реализации проекта по строительству новых грузовых причалов мощности предприятия ожидаемо вырастут до порядка 70 млн т., - отметил председатель совета директоров АО Восточный Порт Петр Ямов.

https://www.eastrussia.ru/material/puls-uglya-5-marta/


Камаз