Обзор СМИ


Краткий обзор мирового угольного рынка
07.08.2023


На прошедшей неделе на европейском рынке энергетического угля цены колебались в диапазоне 105-110 долл./т., сумев закрепиться в пятницу 11 июля выше 110 долл./т. Давление на котировки продолжают оказывать такие негативные факторы, как снижение температур в регионе, увеличение генерации ВИЭ, а также коррекция цен на газ. Совокупные запасы на складах ARA остались без изменений на уровне 7 млн т.

Цены на газ на хабе TTF снизились до 326 долл./1000 м3 (-4 долл./1000 м3 к 26.07.2023 г.). Заполненность ПГХ (подземные хранилища газа) в ЕС составила 86%, что значительно превышает средний уровень за последние пять лет. Кроме того, европейские компании возвращаются к активному использованию украинских ПХГ.

Индекс южноафриканского угля 6000 подскочил выше 105 долл./т., нивелировав отставание от европейских котировок.

Экспорт через терминал Richards Bay Coal Terminal (RBCT) восстанавливается после окончания планового технического обслуживания ж/д линии и в августе ожидается увеличение погрузки до 5 млн т. (+1 млн т. к июлю 2023 г.). При этом экспортеры прогнозируют, что в текущем году поставки автотранспортом в другие порты и терминалы, включая мозамбикский Maputo, резко сократятся до 8-9 млн т. по сравнению с 15-16 млн т. в 2022 г., поскольку цены ниже 140-150 долл./т. FOB делают такие поставки экономически нецелесообразными.

МЭА опубликовало прогноз, согласно которому добыча в ЮАР по итогам 2023 г. упадет на 4.2% до 220 млн т., что обусловлено сокращением внутреннего спроса в результате инфраструктурных проблем и ухудшения технического состояния электростанций.

В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao снизились на 2 долл./т. до 120 долл./т.), что связано с увеличением гидрогенерации и падением спроса на кондиционирование после снижения температур с приходом тайфунов. При этом тайфуны также привели к временному ограничению добычи и транспортировки угля по ж/д линии Daqin с 1.25 млн т. неделей ранее до 0.3 млн т.

Восемь основных горнодобывающих провинций КНР, включая Shanxi и Inner Mongolia, отчитались об увеличении добычи угля в 1 полугодии 2023 г. до 2.1 млрд т. (+0.08 млрд т. или +4% к январю-июню 2022 г.).

Запасы угля на складах 9 крупнейших портов КНР составили 25.7 млн т. (-0.2 млн т. к 26.07.2023 г.). Однако потребление угля на 6 крупнейших ТЭС сократилось на 2% до 857 тыс. т., в то время как запасы на складах увеличились до 14 млн т. (+0.5 млн т. к 26.07.2023 г.).

Индекс индонезийского угля 5900 GAR укрепился до 91 долл./т. (+3 долл./т. к 26.07.2023 г.). Некоторые индонезийские производители планируют отказаться от спотовых поставок до конца года в связи с низким уровнем цен и увеличением себестоимости. Ограничивая добычу, некоторые производители будут фокусироваться на исполнении долгосрочных контрактов.

Bumi Resources, крупнейшая угольная компания в стране, отчиталась о резком падении прибыли в 1 полугодии 2023 г., несмотря на рост выручки, что обусловлено падением цен на уголь и значительным увеличением налогов. Однако, несмотря на ухудшение ситуации, Bumi Resources сохраняет прогноз добычи на 2023 г. на уровне 75-80 млн т.

В 1 полугодии 2023 г. общий показатели добычи угля в стране составил 367 млн т. При сохранении текущих темпов в 2023 г. объем может достичь 734 млн т. (+7% к 2022 г.).

Высококалорийный австралийский уголь 6000 удерживался возле уровня в 140 долл./т. Спред между ценами спроса и предложения остается широким, поскольку австралийские и индонезийские поставщики не спешат снижать цены.

Котировки австралийского металлургичес-кого угля поднялись выше 245 долл./т. на восстановлении спроса со стороны Китая и Индии, где подходит к концу сезон дождей.

РЖД планирует повысить тарифы из-за расходов на безопасность

РЖД планирует согласовать с правительством дополнительную индексацию грузовых тарифов на 1% в 2024 г. Данные средства будут направлены на обеспечение транспортной безопасности.

Однако участники рынка опасаются дальнейшего удорожания перевозок, полагая, что такие расходы должно компенсировать государство, учитывая и без того быстрый рост тарифов.

В 2022 г. расходы РЖД на транспортную безопасность превысили 45 млрд руб. В связи с этим РЖД просит правительство предоставить дополнительную надбавку к грузовому тарифу в 1%. Однако базовая индексация тарифа на грузоперевозки на 2024 г. уже планируется на уровне 7,1%. Еще на 2% тариф должен вырасти за счет увеличения надбавки на капремонт (с 5% до 7%).

В последние годы наблюдается серьезный рост тарифов, заметно превышающий заложенные в долгосрочной программе развития РЖД показатели (инфляция минус 0.1%). В 2022 г. индексация составила 18.6% к уровню 2021 г. Кроме того имели место точечные повышения тарифа, а также отмена льгот для экспорта угля.

В 2023 г. тариф был увеличен на 8% плюс дополнительный 1% на капремонт, а также была продлена отмена понижающих коэффициентов для экспортных перевозок угля и был повышен тариф на дальние перевозки руд и железорудного сырья на экспорт через погранпереходы.

https://www.eastrussia.ru/material/puls-uglya-07-avgusta-ugolnaya-promyshlennost-v-momente/


2024-МАЙНИНГ