Обзор СМИ


Угольные регионы России серьезно пострадают от сокращения экспорта
29.08.2023


РФ уже полтора года пересматривает свою энергетическую стратегию

Утвержденная три года назад Энергетическая стратегия РФ до 2035 года предусматривала бурный рост экспорта газа и угля при небольшой коррекции вывоза нефти. Однако нынешняя санкционная война и перемены на глобальном рынке заставят полностью пересмотреть все энергетические планы нашей страны. Теперь даже не сильно пострадавший от санкций угольный экспорт грозит уйти в минус. Вместо ожидавшегося правительством РФ прироста на 44% вывоз угля может сократиться на 67%. Такой самый негативный сценарий представили независимые эксперты бывшего российского подразделения консалтинговой компании McKinsey.

Экспорт российского угля достиг рекордных значений в 2021–2022 годах. И в прогнозах на ближайшие десятилетия объем поставок российского угля на внешние рынки будет снижаться. Об этом говорится в отчете компании «Яков и партнеры» (бывшего подразделения McKinsey), который цитирует ТАСС. В зависимости от сценария падение может составить от 3 до 67%. Сокращение спроса на российский уголь будет связано с тем, что Китай и Индия будут наращивать обеспечение своих экономик собственным углем. В связи с этим сегодняшняя география российского угольного экспорта существенно изменится.

По энергетическому углю Индия до 2030 года будет оставаться ключевым потребителем российского угля. Но к 2050 году ее доля снизится. При этом доля рынка стран Юго-Восточной Азии увеличится с текущих 20–25 до более 60%. «В целом в базовом сценарии суммарный экспорт угля из России не будет испытывать сильных потрясений. Если в 2022 году он составил около 221 млн т, то к 2030 году в наиболее вероятном сценарии он снизится менее чем на 1%, до 219 млн т, а к 2050 году составит 218 млн т», – отметил партнер консалтинговой компании и соавтор отчета Дмитрий Васюков.

Заметим, что эти прогнозы независимых экспертов полностью противоречат официально утвержденной правительством РФ Энергетической стратегии до 2035 года. В правительственной стратегии указано, что рост экспорта угля к 2035 году составит 17% по отношению к уровню 2024 года в рамках так называемого «нижнего сценария». А в рамках «верхнего сценария» к 2035 году экспорт российского угля должен подскочить на 44%.

Рынок угля Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) в ближайшие десятилетия поменяется не менее серьезно, чем за прошлые 20 лет. Напомню, что за это время экспорт угля Китаем сократился больше чем в 10 раз с пиковых значений в почти в 100 млн т. А Индонезия, которая появилась на угольной карте мира только в середине 1990-х, увеличила добычу почти в семь раз и вышла на первое место в мире по экспорту угля», – комментирует замгендиректора Института проблем естественных монополий (ИПЕМ) Александр Григорьев. По его словам, рост потребления угля в АТР также неизбежен, как и рост местных экономик. «Наша угольная промышленность была и будет конкурентоспособной на мировом рынке: качество угля и низкая себестоимость добычи уже позволили кратно увеличить объем экспорта с начала столетия», – напоминает Григорьев.

Многие эксперты отмечают слишком быстрое отклонение от реальности каждой новой версии официальной Энергетической стратегии, которые российские власти утверждают с 1992 года. При этом значимость тех цифр и ориентиров, которые чиновники вписывают в очередную энергостратегию, постоянно снижается.

«Официальная Энергостратегия всегда была больше декларативным документом. В ней фиксировались прогнозные уровни производства тех или иных видов энергоносителей, но не указывались способы достижения этих целей. Поэтому само название «стратегия» может вводить в заблуждение. И частные, и государственные энергокомпании почти никогда не рассматривали для себя официальную энергетическую стратегию как документ прямого руководства», – отмечает ведущий эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Станислав Митрахович. По его словам, в правительственной Энергостратегии важно определять приоритеты для страны наращивания производства тех или иных видов энергоносителей, а также формулировать ориентиры для регионального развития. «Из-за транспортной конкуренции грузов в восточном направлении нам было бы важно определить значимость целей занятия экспортных рынков нефтеналивных грузов. Если нам более важен экспорт нефтепродуктов, то нужно определить, как именно мы будем решать экономические проблемы, в частности, в Кузбассе», – приводит пример Станислав Митрахович.

«Опыт подсказывает, что на горизонте 15–20 лет цифры прогнозов начинают «плыть», и притом существенно. И это касается самых уважаемых экспертов, таких, например, как Международное энергетическое агентство (МЭА). Энергостратегия, на мой взгляд, должна быть сосредоточена на рисках и возможностях, сценариях», – говорит Александр Григорьев.

Последний вариант правительственной Энергетической стратегии (до 2035 года), который был утвержден правительством РФ в июне 2020 года, прожил меньше двух лет. Уже в апреле 2022 года президент РФ Владимир Путин заявил, что энергостратегию нужно «обновить». Ведь тогда стало ясно, что украинский конфликт затягивается, а отказ европейцев от российских энергоносителей будет иметь долгосрочный характер.

Горизонт планирования Энергетической стратегии РФ нужно продлить до 2050 года, обновленный документ должен быть утвержден до 15 сентября, говорил президент РФ в апреле прошлого года.

«Прежде всего я прошу правительство учесть результаты сегодняшнего обсуждения при подготовке Энергетической стратегии России. Как мы и договаривались, следует продлить ее горизонт планирования до 2050 года», – говорил Владимир Путин. Президент также обозначил приоритеты, которые необходимо учесть при подготовке новой стратегии. «Первое: нужно расширить программу газификации российских регионов. Так изменить подходы к ее реализации, чтобы распространить ее на максимальное количество субъектов Федерации, населенных пунктов и домовладений», – распорядился глава государства. По словам Путина, это вполне конкретная задача: «Везде, где это возможно, газ – либо трубопроводный, либо сжиженный – должен дойти до потребителя». «Второе: независимо от внешней конъюнктуры нужно обеспечить достаточное предложение нефтепродуктов на внутреннем рынке. Причем по приемлемым ценам – для автовладельцев, транспортных компаний, бизнеса, в том числе и аграрного», – указал он. Все дополнительные решения на этот счет также необходимо предусмотреть, отметил глава государства.

Однако эти поручения президента РФ пока не выполнены. Новая Энергостратегия не была принята ни 15 сентября 2022 года, ни в первой половине нынешнего года.

Минэнерго планирует разработать Энергостратегию до 2050 года к концу года, сообщил в прошлую пятницу министр энергетики РФ Николай Шульгинов. Ранее планировалось, что она будет разработана в первом полугодии текущего года, напоминает Интерфакс.

«В настоящее время в рамках исполнения поручения президента Российской Федерации ведется актуализация Энергетической стратегии РФ на период до 2050 года, ввиду чего все заинтересованные организации и федеральные органы исполнительной власти – участники обозначенного процесса представляют предложения, которые детально прорабатываются с учетом национальных целей развития РФ, определенных президентом РФ», – сообщили «НГ» в Министерстве энергетики. «В этой связи говорить об изменениях топливно-энергетического баланса РФ в части угольной промышленности, а именно добычи и потребления энергетических углей, равно как и других видов топлива, преждевременно», – считают в ведомстве Николая Шульгинова.

https://www.ng.ru/economics/2023-08-28/1_8811_strategy.html


2024-МАЙНИНГ