Юбилей прабабушки
История жизни написана шахтой
— Работа горного маркшейдера — зеркало шахты. Тридцать лет я отдала родной «Краснокаменской», — бережно открывает коробочки с заслуженными наградами Раиса Харитоновна Мартынова.
Первого сентября Раисе Харитоновне исполнилось 85 лет. На юбилей приехали близкие и дорогие ей люди. Посидели за большим столом, вспомнили молодость и трудовые будни.
— Посмотрите, сколько букетов надарили! Все знают, как я цветы люблю. И воздушными шариками-то всю комнату украсили, а сколько добрых слов сказали! — довольна юбилярша.
Афонино — ее родной район.
— Я же на горе родилась, у афонинской церкви, в семье колхозников. Родители жили в доме на улице Иртышской. Отец Харитон Федорович Мишаков был председателем колхоза «Пятилетка». Мама Мария Васильевна детей растила. Нас трое было. Сестра Валентина — 1944 года рождения, а брат Валерий — 1949 года. Брата уже нет в живых.
До четвертого класса училась в церковно-приходской школе, а потом в школе №16. Как же я мечтала стать продавцом! После восьмого класса отвезла документы в торговый техникум Ачинска.
На нашей улице жили братья Кутоновы, вот они и переманили меня в горный техникум, за что им огромное спасибо. К тому же стипендия в торговом техникуме была меньше, всего 140 рублей. А в горном — 280 рублей. Приходилось рассчитывать только на себя. Отец умер в 1950 году.
В группе маркшейдеров было 9 девчат, а парней — 21. Профессию получали четыре года. Практику я проходила на шахте №4-6, впоследствии «Краснокаменской». Уже тогда судьба «писала» мою историю жизни на угольном предприятии. По направлению я должна была начинать трудовой путь в городе Шахты. Но в связи с семейными обстоятельствами, по решению объединения «Кузбассуголь», я получила работу на «Краснокаменской», — рассказывает Раиса Харитоновна.
Всего на шахте «Краснокаменская» киселевчанка проработала 30 лет. В ее трудовой книжке не только маркшейдерский стаж, но и годы в производственном отделе в должности старшего инженера.
— У меня была очень ответственная, интересная работа. Маркшейдер — это технически сложная и многопрофильная специальность. Работа маркшейдера — зеркало шахты. Я же разведчица месторождений, — смеется ветеран, ударник коммунистического труда и обладательница медали «За веру и добро».
В те годы на «Краснокаменской» было пятнадцать участков, в разведке работали семь маркшейдеров — шесть мужчин и Раиса Харитоновна.
На шахте киселевчанка нашла свою вторую половинку. Владимир Николаевич Мартынов работал бурмашинистом, и столько же лет, как жена.
Он тяжело болел. В 2008 году Раиса Харитоновна проводила любимого супруга в последний путь. До золотой свадьбы Мартыновым не хватило всего двух лет…
После тридцати лет на шахте Раиса Харитоновна продолжила трудовую биографию в общественной приемной главы города. Общий стаж киселевчанки сорок лет.
Сын Мартыновых, Борис, —предприниматель. Внук Никита и внучка Полина живут в Берлине. Так сложилась жизнь.
— Я прабабушка! Седьмого сентября Николь исполнился один год, — светится от счастья пожилая женщина.
Одной ей тяжело справляться с домашними делами. Два раза в неделю к Раисе Харитоновне приходит социальный работник Ирина Николаевна Горбунова. Она покупает продукты, лекарства…
Здоровье киселевчанки «шалит», но она не падает духом. Раису Харитоновну поддерживают дорогие сердцу люди. Из Совета ветеранов шахты «Краснокаменская», опекаемого группой компаний ТАЛТЭК, приезжали с подарками.
— С юбилеем поздравила и дорогая подруга — Софья Ивановна Сидельникова. На «Краснокаменской» она работала инженером по технике безопасности, заместителем начальника участка вентиляции. Софья тоже юбилярша. Ей 90 лет, — подарила улыбку Раиса Харитоновна.
Ольга БОББ, газета «Киселевские вести».