«Только рука об руку»
VI Национальный горнопромышленный форум ГОРПРОМЭКСПО-2022 прошел в Москве
Наталья Кудреватых, проректор по учебной работе ФГБОУ ВО «Кузбасский государственный технический университет им. Т.Ф. Горбачева», кандидат экономических наук, доцент, выступала там с докладом. «УК», естественно, поинтересовался его содержанием.
— Наталья Владимировна, как вы считаете, может ли решиться проблема с дефицитом кадров для угольной отрасли в 2023-м и будущих годах?
— Рассматриваемый вопрос был и остается актуальным, особенно в нашем регионе. Боюсь, что в ближайший год он не решится. Нужно время.
Мы проводили мониторинг потребности рынка труда в инженерах по специальности «Горное дело» нашего вуза. Он показал неутешительный результат — несоответствие количества выпускников потребностям рынка. Даже при позитивном прогнозе потребность более чем в 2 раза превышает выпуск.
Причем хочу отметить, что фактический разрыв будет выше и из-за выпускников-иностранцев. Как показывает практика, из них лишь единицы идут после обучения на производство. Так, например, в 2023 году планируемый выпуск составит около 120 человек при потребности в более 300 специалистах.
Следует отметить: если в 2018 году выпуск горняков составлял 190 человек, то в 2022-м он не выше 100 человек.
Такая ситуация сложилась в том числе и из-за снижения престижности профессии горного инженера. Зачастую абитуриенты лишь по остаточному принципу выбирают данную профессию. Причинами этого являются:
- опасное производство;
- высокая степень ответственности работы по специальности;
- негативный информационный фон вокруг угольной отрасли;
- уровень доходов на старте карьеры, сопоставимый с гражданскими профессиями;
- продолжительный срок обучения (5,5 года);
- сложные предметы, стипендия, идентичная стипендии по более простым и коротким по срокам обучения направлениям подготовки;
- нежелание сдавать ЕГЭ (высокий конкурс в СПО, как следствие);
- «престиж» профессии и ошибочное представление о работе горного инженера;
- ошибочное мнение родителей о регионе и профессии;
- желание покинуть регион для обучения в вузах крупных городов или за рубежом.
Поэтому у абитуриентов возникает вопрос: «Зачем долго и сложно учиться, чтобы работать на опасном производстве, зачастую за заработную плату, сопоставимую с зарплатой обычных профессий?»
Ну и, к сожалению, никто не отменяет фактор желания покинуть регион. Можно сказать, что, выбирая вуз, ребята зачастую выбирают не профессию, а место жительства. На этом фоне еще и общее снижение количества выпускников школ и проблемы образования.
— Что именно может послужить фактором решения проблемы кадрового дефицита?
— Наш вуз, понимая сложившуюся проблему, реализует большое количество мероприятий, направленных на популяризацию профессии горного инженера.
Хочу отметить, что работа ведется совместно с индустриальными партнерами. Работаем со школами, учреждениями СПО, с родителями. Только за период с 1 сентября 2021 по 1 июля 2022 года сотрудниками КузГТУ проведено более 570 профориентационных мероприятий с суммарным охватом более 45 000 человек (!).
КузГТУ регулярно проводит научные, научно-популярные и образовательные события для школьников и абитуриентов, в том числе инженерные школы, турнир кейсов «Инженерная лига Кузбасса», инженерная школа «Учись в КузГТУ, работай в СДС». Кстати, по результатам инженерной школы, ребята, имеющие высокие баллы, выбрали именно горный институт.
Кроме этого, в вузе ведется работа и по повышению мотивации обучающихся. Это:
- организация с промышленными партнерами ежегодного международного инновационного горного симпозиума, кейс-чемпионатов, инженерных инкубаторов, спортивных мероприятий;
- внутренние конкурсы для обучающихся;
- привлечение к выполнению НИР в рамках грантов и трудоустройство обучающихся;
- создание молодежных научно-исследовательских лабораторий с участием обучающихся;
- именные стипендии и материальная помощь;
- привлечение к учебному процессу специалистов минерально-сырьевого и топливно-энергетического комплексов;
- организация выездных обзорных экскурсий, оплачиваемых практик на предприятиях минерально-сырьевого и топливно-энергетического комплексов, обучения по рабочим профессиям с выдачей соответствующих удостоверений и другое.
— Какие можете назвать самые больные точки, с трудом решаемые в угольной отрасли?
— К сожалению, в угольной отрасли больных точек сегодня много.
Это и пакет санкций, ограничивающий вывоз угля в ряд стран, и проблемы с вывозом угля по восточному направлению, и проблемы импортозамещения, и, конечно же, кадры.
Решением проблем сегодня занимаются на всех уровнях. На VI Национальном горнопромышленном форуме ГОРПРОМЭКСПО-2022 состоялась сессия «Образование. Подготовка кадров как основа трансформации горнодобывающей отрасли РФ».
Спикерами выступили:
- Виталий Викторович Гришкин, директор департамента координации деятельности образовательных организаций (Минобрнауки РФ);
- Вадим Леонидович Петров, председатель Федерального УМО «Прикладная геология, горное дело, нефтегазовое дело и геодезия», проректор по дополнительному образованию (ФГАОУ ВО «НИТУ МИСиС»);
- Алена Петровна Каргополова, руководитель Центра подготовки и развития персонала АО «СУЭК-Кузбасс»;
- Алексей Сергеевич Яковенко, генеральный директор («Цифра Роботикс»);
- Олег Иванович Казанин, декан горного факультета ФГБОУ ВО «СПГУ»;
- Алексей Владимирович Душин, ректор ФГБОУ ВО «УГГУ»;
- Евгений Владимирович Дугинов, заместитель директора по образовательным проектам (АНО «Научно-образовательный центр «Кузбасс);
- Ирина Викторовна Новикова, профессор кафедры экономической и финансовой стратегии Московской школы экономики, ведущий научный сотрудник Центра стратегических исследований Института математических исследований сложных систем (ФГБОУ ВО «МГУ имени Ломоносова»).
И я в том числе.
Модераторм стала Наталья Александровна Петрик, директор АНО «Научно-образовательный центр «Кузбасс».
Сформированные предложения были внесены в итоговое решение Высшего горного совета.
— Какие формы образования угольщиков будут наиболее востребованы?
— Я уверена, что в ближайшем будущем будут востребованы все формы обучения: очное, очно-заочное и заочное.
В этом году мы наблюдаем высокий спрос на обучение без отрыва от производства. Кроме этого, часть компетенций можно получить посредством обучения на программах переподготовки и повышения квалификации.
Хочу подчеркнуть, что перспективы подготовки кадров для угольной промышленности зависят от всех нас: вузов, НИИ, реального сектора экономики и органов власти. Только рука об руку, как элементы анкерной крепи, мы сможем удержать качество подготовки специалистов.