2024 Стройимпорттехника


«Только рука об руку»

VI Национальный горнопромышленный форум ГОРПРОМЭКСПО-2022 прошел в Москве


Наталья Кудреватых, проректор по учебной работе ФГБОУ ВО «Кузбасский государственный технический университет им. Т.Ф. Горбачева», кандидат экономических наук, доцент, выступала там с докладом. «УК», естественно, поинтересовался его содержанием.

— Наталья Владимировна, как вы считаете, может ли решиться проблема с дефицитом кадров для угольной отрасли в 2023-м и будущих годах?

— Рассматриваемый вопрос был и остается актуальным, особенно в нашем регионе. Боюсь, что в ближайший год он не решится. Нужно время.

Мы проводили мониторинг потребности рынка труда в инженерах по специальности «Горное дело» нашего вуза. Он показал неутешительный результат — несоответствие количества выпускников потребностям рынка. Даже при позитивном прогнозе потребность более чем в 2 раза превышает выпуск.

Причем хочу отметить, что фактический разрыв будет выше и из-за выпускников-иностранцев. Как показывает практика, из них лишь единицы идут после обучения на производство. Так, например, в 2023 году планируемый выпуск составит около 120 человек при потребности в более 300 специалистах.

Следует отметить: если в 2018 году выпуск горняков составлял 190 человек, то в 2022-м он не выше 100 человек.

Такая ситуация сложилась в том числе и из-за снижения престижности профессии горного инженера. Зачастую абитуриенты лишь по остаточному принципу выбирают данную профессию. Причинами этого являются:

  • опасное производство;
  • высокая степень ответственности работы по специальности;
  • негативный информационный фон вокруг угольной отрасли;
  • уровень доходов на старте карьеры, сопоставимый с гражданскими профессиями;
  • продолжительный срок обучения (5,5 года);
  • сложные предметы, стипендия, идентичная стипендии по более простым и коротким по срокам обучения направлениям подготовки;
  • нежелание сдавать ЕГЭ (высокий конкурс в СПО, как следствие);
  • «престиж» профессии и ошибочное представление о работе горного инженера;
  • ошибочное мнение родителей о регионе и профессии;
  • желание покинуть регион для обучения в вузах крупных городов или за рубежом.

Поэтому у абитуриентов возникает вопрос: «Зачем долго и сложно учиться, чтобы работать на опасном производстве, зачастую за заработную плату, сопоставимую с зарплатой обычных профессий?»

Ну и, к сожалению, никто не отменяет фактор желания покинуть регион. Можно сказать, что, выбирая вуз, ребята зачастую выбирают не профессию, а место жительства. На этом фоне еще и общее снижение количества выпускников школ и проблемы образования.

— Что именно может послужить фактором решения проблемы кадрового дефицита?

— Наш вуз, понимая сложившуюся проблему, реализует большое количество мероприятий, направленных на популяризацию профессии горного инженера.

Хочу отметить, что работа ведется совместно с индустриальными партнерами. Работаем со школами, учреждениями СПО, с родителями. Только за период с 1 сентября 2021 по 1 июля 2022 года сотрудниками КузГТУ проведено более 570 профориентационных мероприятий с суммарным охватом более 45 000 человек (!).

КузГТУ регулярно проводит научные, научно-популярные и образовательные события для школьников и абитуриентов, в том числе инженерные школы, турнир кейсов «Инженерная лига Кузбасса», инженерная школа «Учись в КузГТУ, работай в СДС». Кстати, по результатам инженерной школы, ребята, имеющие высокие баллы, выбрали именно горный институт.

Кроме этого, в вузе ведется работа и по повышению мотивации обучающихся. Это:

  • организация с промышленными партнерами ежегодного международного инновационного горного симпозиума, кейс-чемпионатов, инженерных инкубаторов, спортивных мероприятий;
  • внутренние конкурсы для обучающихся;
  • привлечение к выполнению НИР в рамках грантов и трудо­устройство обучающихся;
  • создание молодежных научно-исследовательских лабораторий с участием обучающихся;
  • именные стипендии и материальная помощь;
  • привлечение к учебному процессу специалистов минерально-сырьевого и топливно-энергетического комплексов;
  • организация выездных обзорных экскурсий, оплачиваемых практик на предприятиях минерально-сырьевого и топливно-энергетического комплексов, обучения по рабочим профессиям с выдачей соответствующих удостоверений и другое.

— Какие можете назвать самые больные точки, с трудом решаемые в угольной отрасли?

— К сожалению, в угольной отрасли больных точек сегодня много.

Это и пакет санкций, ограничивающий вывоз угля в ряд стран, и проблемы с вывозом угля по восточному направлению, и проблемы импортозамещения, и, конечно же, кадры.

Решением проблем сегодня занимаются на всех уровнях. На VI Национальном горнопромышленном форуме ГОРПРОМЭКСПО-2022 состоялась сессия «Обра­зо­вание. Подготовка кадров как основа трансформации горнодобывающей отрасли РФ».

Спикерами выступили:

  • Виталий Викторович Гришкин, директор департамента координации деятельности образовательных организаций (Минобрнауки РФ);
  • Вадим Леонидович Петров, председатель Федерального УМО «Прикладная геология, горное дело, нефтегазовое дело и геодезия», проректор по дополнительному образованию (ФГАОУ ВО «НИТУ МИСиС»);
  • Алена Петровна Каргополова, руководитель Центра подготовки и развития персонала АО «СУЭК-Кузбасс»;
  • Алексей Сергеевич Яковенко, генеральный директор («Цифра Роботикс»);
  • Олег Иванович Казанин, декан горного факультета ФГБОУ ВО «СПГУ»;
  • Алексей Владимирович Душин, ректор ФГБОУ ВО «УГГУ»;
  • Евгений Владимирович Дугинов, заместитель директора по образовательным проектам (АНО «Науч­но-образовательный центр «Кузбасс);
  • Ирина Викторовна Новикова, профессор кафедры экономической и финансовой стратегии Московской школы экономики, ведущий научный сотрудник Центра стратегических исследований Института математических исследований сложных систем (ФГБОУ ВО «МГУ имени Ломоносова»).

И я в том числе.

Модераторм стала Наталья Александровна Петрик, директор АНО «Научно-образовательный центр «Кузбасс».

Сформированные предложения были внесены в итоговое решение Высшего горного совета.

— Какие формы образования угольщиков будут наиболее востребованы?

— Я уверена, что в ближайшем будущем будут востребованы все формы обучения: очное, очно-заочное и заочное.

В этом году мы наблюдаем высокий спрос на обучение без отрыва от производства. Кроме этого, часть компетенций можно получить посредством обучения на программах переподготовки и повышения квалификации.

Хочу подчеркнуть, что перспективы подготовки кадров для угольной промышленности зависят от всех нас: вузов, НИИ, реального сектора экономики и органов власти. Только рука об руку, как элементы анкерной крепи, мы сможем удержать качество подготовки специалистов.