Вектор развития

О ситуации в угольной отрасли рассказывает Олег Токарев


О ситуации в угольной отрасли и прогнозах на ее развитие «УК» попросил рассказать Олега Токарева, министра угольной промышленности Кузбасса

— Олег Сергеевич, как вы считаете, какое событие этого года стало наиболее важным для угольной отрасли региона?

— С моей точки зрения, это празднование Дня шахтера. По традиции уже второй год подряд в столицах агломераций Кемерове и Новокузнецке прошли шахтерские парады, на которых были отмечены лучшие представители угольной профессии федеральными и областными наградами.

Однако в текущем году участие в параде приняли не только представители угольной отрасли, но и ветераны отрасли, работники металлургической, химической промышленности, энергетики, железнодорожного транспорта, студенты профильных техникумов и вузов и преподаватели, горноспасатели.

Всего 15 тысяч человек из 11 территорий юга Кузбасса в Новокузнецке и порядка 7,5 тысячи человек из 22 муниципалитетов Кузбасса в Кемерово — это показатель сплоченности отраслей и значимости угольной отрасли как флагмана экономики Кузбасса. Впервые Московская площадь Кемерова была заполнена людьми, как говорится, под завязку. Знаю, что площадь способна вместить 60 тысяч человек, но по факту народу было значительно больше.

— Мы тоже обратили внимание на масштабность мероприятия. И вот что интересно. На протяжении 15 лет выпуска нашего журнала приходилось слышать жалобы об отсутствии должной консолидации «власть — угольщики — машиностроение — наука — образование…» И — полная сплоченность на День шахтера. Получается, связи налаживаются и крепнут?

— Сегодня, как вы знаете, Россия находится в режиме санкций. В связи с чем прекратились поставки европейского оборудования, в том числе для угольной отрасли. На сегодняшний день требуется максимально заместить импортное оборудование российским, а также поддерживать в рабочем состоянии имеющееся импортное оборудование.

Логично, что представители угольной отрасли обратились к российским ученым с просьбой помочь в этом вопросе. Так кузбасские умы получили дополнительный импульс в работе, откликаясь на просьбы о научном сопровождении. На сегодня заняты по полной программе.

Не так давно исполнилось 40 лет Институту угля ФИЦ УУХ СО РАН. Институт как заново родился: получил много заказов, воплощает в жизнь научные идеи прошлых лет. Ученые плотно сотрудничают с угольными предприятиями Кузбасса, загружены интересным делом, поэтому довольны и с оптимизмом смотрят в будущее.

Министерство как орган исполнительной власти всегда открыто для работы с представителями угольной отрасли. Систематически проводим встречи с горняками на своих площадках.

Начали, как вы помните, с угольных съездов. Впервые съезд провели в 2019 году, затем сразу — форум, и каждый год теперь организовываем масштабные и важные для региона мероприятия. Каждый квартал собирается Совет по промышленной безопасности при губернаторе Кузбасса, на котором озвучиваются насущные проблемы и принимаются совместные с контрольно-надзорными органами решения.

На сегодня самая острая проблема — это недостаточный вывоз угольной продукции. В Кузбассе сложилась «критическая ситуация» с вывозом угля, не можем отгружать его ни на восток, ни на запад. Срыв исполнения контрактных обязательств приведет к потере доходов, штрафам от покупателей, а в случае затяжного падения поставки к возможной утрате отдельных рынков сбыта.

Эта проблема постоянно освещается на всех совещаниях с угледобывающими предприятиями. Губернатор Кузбасса Сергей Евгеньевич Цивилев озвучивает ситуацию на всех площадках и лично способствует ее разрешению.

— Обидно, что предприятиям не разрешают строить железнодорожные пути самостоятельно. Знаю, что «Каракан-Инвест» лет 12 назад пытался создать ж\д ветку, но дело застыло на согласовании…

— Не так давно компания ООО «Эльгауголь» (в Кузбассе представлена разрезом «Кийзасский») объявила о завершении модернизации перегона частной железнодорожной линии Эльга — Улак. Это позволило увеличить пропускную способность железной дороги с четырех до 30 миллионов тонн готовой продукции в год. «Эльгауголь» — молодое предприятие, заняло в 2022 году третье место по экспорту в стране. В текущем году компания ставит сложную задачу — быть первыми по экспорту угля, а добычу всей компании по России двести до 100 миллионов тонн.

ОАО «Кузбассразрезуголь» (крупнейший угледобытчик Рос­сийской Федерации, около 44 миллионов тонн в год) занимается проектированием и строительством железнодорожной ветки от угольного терминала на западном берегу Кольского залива — этот терминал тоже строится — к станции Мурмаши-2.

Сегодня компания реализует мощный проект в районе Калтана — станция Юрково. Запуск станции намечен на 4-й квартал текущего года, за счет чего в два раза увеличится погрузка угля. Сегодня разрез Калтанский грузит 5 миллионов тонн, после полного ввода путей станции в эксплуатацию он будет способен увеличить эту цифру до 11,5 миллиона Проект с большими инвестициями и положительным экологическим эффектом.

ООО «Каракан Инвест» в свое время делал собственную железнодорожную ветку, чтобы уйти от дорог общего пользования. Пришел новый собственник, проект устарел. До сих пор уголь ездит по дорогам общего пользования, создает неудобства кузбассовцам. Сегодня проект пересматривается, то есть от темы не ушли, по имеющимся сведениям, руководство компании намерено до конца года проект закончить и начать строительство с 2024 года.

К проекту приглашаются другие угольные компании, которые находятся по соседству. Желающие поучаствовать имеются.

— В регионе, по предложению губернатора, создана рабочая группа по формированию отраслевого заказа (машиностроению, образованию). Каким образом вы помогаете угольной отрасли в вопросах импортозамещения?

— Инициатива об отраслевом заказе была сформирована губернатором Кузбасса в первой половине 2023 года, однако, работа по содействию в развитии импортозамещения среди угольщиков начала проводиться Министерством угольной промышленности Кузбасса еще в 2022 году, поскольку на тот момент уже были ясны трудности, с которыми отрасль столкнется в перспективе.

Министерство на постоянной основе проводит работы по анализу наиболее проблемных позиций импортозамещения с одновременным поиском альтернатив. Регулярно проводятся совещания с представителями угольных компаний Кузбасса и производителями товаров, которые способны заменить санкционные позиции. Организуются встречи с представителями делегаций иностранных государств, например, Беларуси, Китая.

Администрацией Правительства Кузбасса, совместно с Мини­стерством угольной промышленности Кузбасса также проводится работа по расширению использования угольщиками онлайн-платформ, которые способствуют развитию импортозамещения.

Например: онлайн-платформа Кузбасс-трейд, организованная в формате торговой площадки, функционирует в Кузбассе с 2022 года и содержит сервисы, позволяющие осуществлять закупки в электронной форме. Главная цель — повышение эффективности закупочной деятельности частных коммерческих предприятий Кузбасса.

Каждый зарегистрированный на платформе участник может размещать на ней коммерческие предложения либо осуществлять поиск среди уже размещенных. По имеющейся информации, угольные компании начали заходить в данный проект начиная с 2022 года. На данный момент их интерес к платформе никак не упал, а только увеличился.

Лариса Филиппова

Окончание в следующем номере


2024-МАЙНИНГ