Обзор СМИ


Железные дороги забиты углём? Сотни контейнеров застряли на западе России, ожидая отправки во Владивосток
29.02.2024


С начала года предприятиям и предпринимателям всё сложнее отправлять свои грузы по железной дороге с запада на Дальний Восток страны. Как сообщают редакции Новостей VL.ru представители бизнеса, сотни контейнеров ждут своей очереди, цены на железнодорожные перевозки выросли более чем в полтора раза только за последние две недели. И рост логистических затрат рано или поздно выльется в рост цены в магазинах Приморья и других регионов ДФО. Причина, по мнению многих, – это установленный правительством приоритет отправки угля по Восточному полигону, которому традиционно не хватает пропускных способностей. Посленовогодний подарок Как говорят некоторые участники рынка, первые «ласточки» на горизонте образующегося железнодорожного коллапса появились ещё в декабре. В январе, после новогодних праздников, ситуация обострилась, в феврале серьёзно ухудшилась, прогнозы на март неутешительные. Так, информационный портал InfraNews передавал, что на 11 января на сети РЖД был отставлен от движения 201 контейнерный поезд, простой более 80 из них достигал более двух недель. Это следовало из письма председателя президиума Евразийского союза участников железнодорожных грузовых перевозок Сергея Мальцева. Указанная цифра в семь раз превышала показатели прошлого года, когда количество «брошенных» поездов составляло всего 12. Большинство составов не могло отправиться как раз на станции Дальнего Востока. В феврале предприниматели из Приморья сообщали редакции, что на московском железнодорожном узле продолжается стагнация с отправками в дальневосточном направлении. Соответствующие сервисы ставят на отправку в ДФО ещё «январские» контейнеры. Ожидание – минимум четыре недели, мест в терминалах нет. Логистические компании начали рассылать клиентам уведомления о том, что вынуждены поднимать цены, так как со стороны ОАО «РЖД» введено ограничение на отправку грузовых составов на Дальний Восток и в обратном направлении «из-за нехватки железнодорожного оборудования и локомотивных тяг». Отметим, что ранее СМИ приводили другие объяснения со стороны ОАО «РЖД»: сложившуюся ситуацию в компании первоначально связывали с «аномальными морозами» и «обильными снегопадами», которые привели к невозможности проведения перегрузочных и швартовых операций в портах. Как рассказали редакции представители владивостокского ООО «Гранд Сервис», предоставляющего комплекс услуг по грузоперевозкам, только у этой организации в Москве сейчас ждут своей очереди порядка 200 контейнеров – с автомобилями из дилерских центров и «товарами народного потребления». И это не самые большие цифры для логистов из Приморья, есть компании, чей «лист ожидания» составляет 500 контейнеров и больше. Угольный след Происходящее эксперты связывают с ростом мировых цен на уголь и увеличением его отправок на экспорт. Так, в начале февраля Владимир Путин официально поручил премьер-министру Михаилу Мишустину и главе РЖД Олегу Белозёрову принять меры по вывозу угля на экспорт в восточном направлении из Бурятии, Якутии, Тывы, Хакасии, Иркутской и Кемеровской областей. ТАСС передаёт, что это решение высоко оценил губернатор Кузбасса Сергей Цивилёв – из-за пропускной ограниченности Восточного полигона за последние шесть лет из Кемеровской области не удавалось вывозить дополнительный уголь: в 2023-м из запланированных 53,1 млн тонн было вывезено 52,75 млн тонн угля. Не сообщается, правда, обсуждалось ли на том заседании Правительства, какие грузы придётся «поставить на ожидание» в пользу угля. «Пропускная способность [железной дороги] определяется количеством вагонов на сети. И [в РЖД] ничего лучше не придумали: они порезали заказы-наряды, которые согласовывались с контейнерным терминалом Дальний Восток, достаточно сильно, в пользу перевозок угля. Естественно, все терминалы в западной части нашей страны встали – по причине отсутствия согласованных заказов-нарядов со стороны железной дороги (ОАО «РЖД». – Прим. Новостей VL.ru). То есть вагоны есть – груз есть, но согласований нет», – говорит директор по логистике ООО «Гранд Сервис» Вячеслав Квашнин. Он поясняет, что буквально за две недели ценник на отправку одного 40-футового контейнера по направлению Москва – Владивосток вырос с 200 тыс. до 300-360 тыс. рублей. Некоторые возможности по отправке дополнительных грузов у логистических терминалов, конечно же, сохранились, но воспользуется ими тот, кто больше заплатит. Альтернативы очень скудны. «Цена ещё в два раза вырастает, если контейнер поставить на автомобиль и поехать на нём на Дальний Восток. Да, понятно, что скорость будет больше, но и цена будет намного выше. То есть она экономическую целесообразность доставки полностью убивает», – говорит Квашнин, добавляя, что соглашаются на такие цены единицы клиентов. Сложившаяся ситуация бьёт по различным сферам экономики – в том числе в Приморье. Например, значительная часть закупленных фермерами и КФХ удобрений тоже застряла на железной дороге. По данным на 19 февраля, приморские аграрии запасли менее 30% от требуемого объёма удобрений к грядущей посевной. «Сейчас основная проблема у нас – Дальний Восток открыли для поставки грузов в азиатские страны. Железная дорога забита, а удобрения – это последняя очередь. Все поезда с ними, идущие в нашу сторону, встали. Наша задача сейчас – «вытянуть» с запада страны удобрения, которые должны подойти к весенне-полевым работам», – рассказывал министр сельского хозяйства Приморского края Андрей Бронц во время отчёта по итогам работы органов исполнительной власти в 2023 году, его слова приводит РБК. Уголь – в наших лёгких, уголь – в наших сердцах… Напомним, что у Владивостока и других городов Приморского края давно сложились «сложные отношения» с углём – пыль от перевалки периодически загрязняет воздух и акватории, схожий эффект имеет и сжигание угля, поэтому в крае все очень давно говорят о газификации (но идёт она с переменным успехом). Уголь, о котором мы говорим сегодня, в основном будут сжигать не здесь, а в соседних странах – напомним, это экспортный товар. Однако, как оказалось, он всё равно оставляет свой отпечаток на жизни приморцев в виде задержек с поставками других товаров. Причина возникшего ажиотажа объяснима – цены на уголь начали расти с третьего квартала 2023 года. На фоне роста спроса в Китае и Индии экспортная стоимость российского энергетического угля в портах Дальнего Востока выросла в сентябре–октябре на 22–30%, передавали СМИ данные аналитики. На сегодня «угольная лихорадка» вызвала и споры среди дальневосточных стивидоров. Ряд компаний выступил против инициативы «Восточного порта» о предоставлении приоритетного права на провоз угля по железным дорогам в адрес специализированных терминалов. «Восточный» заявляет, что это поможет стабилизировать ситуацию (сам порт, конечно, обладает такими специализированными мощностями перевалки). Стивидоры спорят, что консолидация угля в одном порту не скажется на пропускных способностях Восточного полигона – их как не хватало, так и не будет хватать... Альтернативные причины и последствия Стоит добавить, что некоторые эксперты предлагают альтернативные объяснения сложившейся ситуации, но и они связаны с углём. Так, InfraNews писали, что обострить ситуацию на железной дороге мог конфликт угольщиков с терминалом «ОТЭКО» в Тамани: стивидор отказался пропорционально снижать цены на перевалку грузов в порту. В результате часть объёмов, ранее следовавших на юг через Чёрное море, перераспределилась между портами Северо-Запада и Дальнего Востока. Но независимо от причин дальневосточникам придётся столкнуться с последствиями. На все товары, которые застревают в стороне Москвы, цены в магазинах рано или поздно начнут расти. По имеющейся информации, сейчас в той стороне простаивают контейнеры в том числе с товарами первой необходимости: стиральными порошками, туалетной бумагой, гигиеническими продуктами и так далее. Полного перечня у Новостей VL.ru нет, однако можно предположить, что он обширен. Для уточнения подробностей сложившейся ситуации редакция направила официальный запрос в РЖД. Тем временем среди логистов отмечают и «обратный эффект московского затора»: так как контейнеры и платформы не едут к нам, то не хватает их и для отправки назад, с востока на запад. Часть грузов, конечно, уезжает в полувагонах, освободившихся от угля, – всё же этого недостаточно. В отношении услуг по пользованию контейнерами, уходящими в западном направлении, тоже растут цены (увеличились в среднем в два раза за последние недели), ещё больше увеличиваются и сроки доставок – получается замкнутый железнодорожный круг.

https://www.newsvl.ru/economics/2024/02/29/222338/


2024-МАЙНИНГ