АСМ-РЕСУРС-2019

Обзор СМИ


Довольна ли СУЭК инвестициями в Мурманский порт?
23.05.2019


О развитии российской Арктики можно говорить абстрактно и отвлеченно, представляя, как хорошо было бы, если б по Северному морскому пути в оба конца шли сплошным потоком суда, а в районах Крайнего Севера всегда была бы у людей достойная работа и достойная зарплата. Но куда продуктивнее спуститься на землю посмотреть, что думают и что делают в этом направлении частные сырьевые компании — собственно те самые драйверы развития.

Сегодня мы предлагаем вашему вниманию доклад Дениса Илатовского, директора по логистике Сибирской угольно-энергетической компании, прозвучавший на нынешнем форуме "Арктика — территория диалога". СУЭК, напомним, является одной из ведущих не только российских, но и мировых угольных компаний. В стране она по итогам прошлого года занимает первое место по объему производства угля (110 млн тонн). А в мире — находится на шестой позиции, входя при этом в тройку мировых лидеров по объемам продажи угля.

Международные поставки сырья на восточные рынки СУЭК ведет через Ванинский балкерный терминал (АО "Дальтрансуголь") и через находкинский Малый порт. А на западном направлении семь лет назад ею были произведены крупные инвестиции в Мурманский порт. В прошлом году через этот терминал в Европу и за океан было отгружено 15,4 млн тонн угля.

При этом прогнозы по потреблению угля на Западе не очень-то оптимистичные, ниже вы это увидите в наглядных графиках. Как в такой ситуации оценивать вложения СУЭК в укрепление мощностей в Мурманском порту? Давайте послушаем, что нам скажет Денис Илатовский.

От редакции

На вопрос, довольны мы или недовольны [инвестициями в Мурманский порт], ответить односложно невозможно. Постараюсь в картинках показать, насколько мы довольны. И если есть вопросы, то какие. Я бы чуть-чуть по-другому построил рассказ — не только о том, что хорошо, но и о том, что сложно. Или о том, что может вызывать какие-то риски или проблемы.

 Оборот портов РФ по бассейнам / Сибирская угольно-энергетическая компания

На этой картинке [показан] объем перевалки всех портов России – 817 миллионов тонн. Цвета – это бассейны. Арктический бассейн – голубой, 76 миллионов тонн суммарно. А кривая, которая падает, – это доля перевалки угля через порты Северо-Запада и Арктики. Для чего она здесь? Видно, что экспорт угля поворачивается с запада на восток. И если раньше доля угольных экспортных отправок из России была 65% в сторону портов Мурманска, Усть-Луга и других в европейской части, то теперь экспорт в основном сдвинулся в восточную часть.

 Оборот угля в портах РФ по бассейнам / Сибирская угольно-энергетическая компания

Это объем перевалки угля по различным бассейнам. Видно, что верхняя часть, Дальневосточный бассейн, растет быстрее, чем все остальные. Этому есть геополитическое объяснение. У нас огромное население в Юго-Восточной Азии, оно растет быстрее, чем в Европе. И, кстати, структура потребления различных видов топлива тоже категорически разная. Мы ожидаем, что в Дальневосточном регионе будет прирост потребления электроэнергии на душу населения, в том числе и угля, в энергетическом балансе. А европейские страны сокращают это потребление. И здесь, например, в структуре грузов в Арктическом, Балтийском и Азово-Черноморском бассейне, видно, что уголь составляет относительно небольшую часть.

 Потребление энергетического угля в странах Европы и Средиземноморском регионе / Сибирская угольно-энергетическая компания

А вот это снижение потребление угля в Европе. [На графике] до зеленой части – это факт, а зеленая часть – это прогноз.

Хорошо это или плохо, правильно или неправильно – мы здесь не можем оценивать. Но перспектива прироста или хотя бы сохранения объемов перевалки угля в портах европейской части России под большим вопросом.

 Динамика мировых индексов на энергетический уголь / Сибирская угольно-энергетическая компания

Например, мы сейчас находимся на абсолютно минимальном уровне цен на уголь с поставкой в регион Антверпена. Это самые низкие цены за период наблюдения, 12 лет на этом графике. [Цена в] 54 доллара [за тонну] CIF [то есть при морской перевозке] означает, что уголь из Кузбасса возить сейчас невыгодно ни в один из европейских портов. Конечно, есть старые контракты, есть вопрос, как долго продлится этот минимальный уровень. Но это создает очень серьезное беспокойство среди грузоотправителей угольного сектора.

Внизу картинка характеризует разницу цен между европейскими и восточными отправками для кузбасских грузоотправителей. И если 10 лет назад отправка на запад была премиальной по отношению к востоку, то на сегодня отправка угля на восток приносит существенно больше денег. Хотя бы можно заработать, по сравнению с европейскими отгрузками.

Доля тарифов РЖД существенна в нашем бизнесе, и поэтому они могут быть большие или маленькие, но хотя бы они должны быть предсказуемые. Хотя бы должна быть долгосрочная система тарифообразования, которая позволяет сказать, какой он будет через год, два, три. И это должно быть примерно на уровне инфляции. Потому что в последнее время скачки были довольно существенные и не позволяли принимать инвестиционные решения.

 Денис Илатовский, директор по логистике СУЭК / Сибирская угольно-энергетическая компания

И несколько слов про Мурманский порт. Довольны мы или недовольны?

Отвечаю на прямой вопрос — конечно, довольны! [Мы] увеличили примерно на 30% объем перевалки различных грузов. Мурманский порт служит сейчас одним из основных хабов на СМП, в том числе для строительства новых портов. Мы завезли порядка 400 тысяч [тонн] грузов в Арктику, ежегодно завозим различные грузы. Мурманский порт – универсальный, мы переваливаем абсолютно любые грузы: и контейнеры, и металлы, и руду, и уголь. Как по экспорту, так и по импорту. Порту сто лет, в советское время он переваливал и оборудование, и вооружение, и сахар — самая широкая номенклатура, и это очень хорошо. Это мощнейший плюс.

 Производственные мощности Мурманского морского торгового порта / Сибирская угольно-энергетическая компания

И здесь хотел бы отметить, что развитие в Арктике портовых проектов, специализирующихся на моногрузе, это удел грузоотправителей. Тех, кто может взять на себя такой риск. Вот пример "Новатека". Компания прекрасно понимает, какая перспектива по ее грузу, и строит специализированный терминал.

Я бы сказал, что государству принимать решение по моногрузу, по порту, который будет работать с моногрузом, довольно рискованно. Нужны какие-то твердые гарантии со стороны грузоотправителей. Либо нужно строить диверсифицированную структуру — например, универсальный порт.

 Отправка угля на экспорт по странам назначения за 2018 год / Сибирская угольно-энергетическая компания

Это перечисление стран, куда мы сейчас отправляем груз, вплоть до Египта и Турции. Глубины позволяют. Размер судна у нас самый большой в портах Северо-Запада, 154 тысячи тонн было у крупнейшего судна, отправленного из порта Мурманск. Объемы на сегодня — 16 с лишним миллионов тонн различных грузов.

 Сибирская угольно-энергетическая компания

Это объемы отправки в Арктику, примерно 400 тысяч [тонн], примерно этот уровень держится, различных грузов. И на Сабетту, и на все строящиеся объекты из Мурманска удобно и эффективно организовывать поставки.

Наши суммарные инвестиции с 2012 года составили около 7 миллиардов рублей. В 2018 году – 1,7 миллиарда, в том числе 1 миллиард в экологические программы. Трудно отделить производственные от экологических, но мы за это время ввели 12 новых портальных кранов, 10 манипуляторов, которые выгружают уголь из вагонов. Несколько дробилок, десятки новых единиц автотранспорта. И вложили на сегодня 2,5 миллиарда только в экологию.

Министр природных ресурсов [Дмитрий] Кобылкин отметил Мурманский порт как пример внедрения наилучших доступных технологий в части экологической защиты. Кстати, в апреле будет утвержден Росстандартом справочник наилучших доступных технологий. Практически все в этом справочнике уже внедрено в Мурманском порту, и в том числе выглядит довольно красиво.

Сибирская угольно-энергетическая компания

Например, это макет пылезащитной стенки. Мы приняли в эксплуатацию первую очередь, первые 800 метров этой стенки. Суммарная длина будет около 2 км, порт и город будут защищены от ветра и негативных воздействий. Мы удовлетворяем всем нормативам, но этот экран воспринимаем не только как производственный или экологический объект, но и как градостроительный объект — чтобы было красиво. Чтобы арктический город был поярче в период арктической зимы.

Нужен ли нам порт в Арктике, по сравнению с нашим дальневосточным активом "Дальтрансуголь"? Конечно, [он] нужен для большой компании. СУЭК – крупнейшая угольная компания в стране, входит в пятерку крупнейших в мире. У нас 110 миллионов тонн добычи, примерно 50 миллионов [тонн] экспорта. Нам нужен баланс на разных бассейнах, поэтому мы хорошо сочетаем и работу с универсальным портом в Мурманске, и специализированный порт "Дальтрансуголь" в Ванино. Работаем на всех направлениях. В общем, считаем, что это вполне позитивный опыт.

https://www.korabel.ru/news/comments/dovolna_li_suek_investiciyami_v_murmanskiy_port.html