Гордиться прошлым и верить в будущее
Завершение одного года и начало следующего — традиционно время подведения итогов и планирования следующего жизненного этапа
Чем запомнился 2019-й, чего удалось добиться, какие цели поставлены на 2020-й? Об этом «УК» спросил Игоря Ритикова, управляющего директора угольной компании «Южный Кузбасс».
— Главным итогом работы «Южного Кузбасса» в 2019-м я считаю то, что нам удалось переломить ситуацию и значительно нарастить объемы добычи.
За год мы добыли 8,7 миллиона тонн, что на 26% превышает данные предыдущего года! Подготовительные работы на разрезах и шахтах, объемы переработки угля на фабриках и отгрузки потребителям — все эти показатели уверенно идут вверх.
За прошедший год нам удалось реализовать целевую программу восстановления горнотранспортного оборудования. Объем ее финансирования был определен в 2,8 миллиарда рублей, и практически все они освоены. Отремонтирован целый ряд экскаваторов, прежде всего на разрезе «Красногорский», вернулись в строй бульдозеры, буровые станки, самосвалы. У нас значительный парк мощной и производительный техники, и нужно обеспечить ее плодотворную работу.
Уже сейчас есть вполне ощутимый результат нашей целевой программы: к концу года «Южный Кузбасс» вышел на важный психологический рубеж добычи миллиона тонн за месяц. В октябре, ноябре и декабре «Южный Кузбасс» добывал по миллиону тонн, и начало 2020 года продолжило эту позитивную тенденцию. Мы закрепили успех и делаем все, что можем, чтобы и в дальнейшем выполнять серьезные производственные планы.
Сейчас мы готовимся к реализации масштабной программы по обновлению оборудования обогатительных фабрик, уже в ближайшее время ожидаем поступление новой техники и комплектующих.
— Игорь Андреевич, расскажите об инвестиционной программе. Какая техника была приобретена в 2019 году?
— Летом закупили и выпустили на линию 11 новых БЕЛАЗов. Значительна общая стоимость этих гигантов — более полутора миллиарда рублей, внушительна и производственная нагрузка на автомобили.
На запуск лавы 0-17-18 шахты имени Ленина направили около 400 миллионов рублей, и предприятие стабильно выдает на-гора запланированные объемы коксующегося угля, востребованного на рынке. Эта шахта — единственная в «Южном Кузбассе», которая эксплуатирует напочвенные дизель-гидравлические локомотивы. Не так давно здесь начал работать дизелевоз производства фирмы Ferrit. Локомотив, собственная масса которого составляет 13 тонн, способен перемещать до 16 тонн груза.
Шахтеры «Сибиргинской», уверен, не могут нарадоваться оснащением лавы 3-1-11. Предыдущую лаву отрабатывали по второму слою, много было сложностей. А новая, которую мы запустили в сентябре, на 90% оснащена новым оборудованием. Комбайн Famur, скребковый передвижной перегружатель, дробилка, два ленточных конвейера. Средств вложено немало — 838 миллионов рублей. Но и отдача соответствующая: объем добычи вырос практически в два раза. Конечно, по-прежнему не в ущерб безопасности. Ведь оборудование оснащено датчиками контроля за содержанием метана, системами диагностики и радиоуправления, что позволяет следить за работой техники с поверхности в режиме реального времени. Для «Сибиргинской» же куплен комплекс с мобильной вакуумно-насосной дегазационной установкой МДРС-200, проведена модернизация PGM Lennetal.
Про безопасность хотел бы сказать отдельно. Это ведь не только инструктажи и проверки, не только оборудование с уже встроенными датчиками и устройствами, останавливающими работу в случае неисправности. Есть еще момент, который в официальных документах звучит как «личная неосторожность». Поэтому мы снова и снова на Днях безопасности, конкурсах профмастерства и нарядах говорим: будьте внимательны и осторожны на рабочем месте! Знайте нормы безопасности и соблюдайте их! Наш надежный партнер в этом вопросе — профсоюз. Уполномоченные по охране труда — авторитеты в коллективах, это люди, к которым прислушиваются. Лучше лишний раз подсказать новичкам, даже остановить какие-то работы, но не рисковать.
— Большое внимание сегодня уделяется вопросам экологии, разработан региональный экостандарт «Чистый уголь — зеленый Кузбасс»…
— Мы живем в удивительном месте, и его красоту нужно сохранить для потомков. Про природоохранную деятельность «Южного Кузбасса» можно говорить долго. Это и работа 13 очистных сооружений общей мощностью 116 миллионов кубометров воды в год, и эксплуатация газоочистного оборудования на фабриках, и экологическое воспитание подрастающего поколения, и многое другое. В этом году на наших разрезах проведена горнотехническая рекультивация 21 гектара земли, биологической подверглись 23 гектара. На участках, где раньше велась добыча угля, высажено около 60 тысяч саженцев деревьев хвойных пород — это значительная цифра! Можно отметить и тот факт, что по соотношению нарушенных и восстановленных земель «Южный Кузбасс» — среди лучших в Кемеровской области.
Радует, что наши усилия в этой сфере не остаются незамеченными. По итогам ежегодной Всероссийской акции «Дни защиты от экологической опасности» «Южный Кузбасс» стал самой активной угольной компанией в Междуреченском городском округе и получил заслуженную награду.
— Игорь Андреевич, а какова в компании ситуация с кадрами? Они же, как известно, решают все.
— Кадры — главный ресурс предприятия, движущая сила нашего развития. Мало иметь высокопроизводительную технику, ей нужно грамотно управлять. Она же вся автоматизирована и компьютеризирована!
Повышением престижа рабочих профессий на государственном уровне начали заниматься не так давно, и, уверен, для всех участников чемпионат WorldSkills стал интересным и волнующим событием. Наш Вячеслав Плотников с шахты имени Ленина стал вторым среди подземных электрослесарей!
Дефицит квалифицированных кадров есть, и он стал более заметен с ростом нашего производства. Считаю, работа в этом направлении должна быть комплексной. Это профориентация школьников, организация практик студентов, повышение квалификации работающих, поощрение наставничества и преемственности.
Те же экскурсии на производство для школьников очень важны. Никогда не лишне рассказать о перспективах отрасли, показать возможности нашей компании. Например, у нас есть тренажер вождения самосвалов, на котором интересно и взрослым, и детям. Конечно, не все будут водить 220-тонник по реальным горным дорогам, но эффект от того, что школьники «прокатятся» по виртуальным, все-таки есть.
Недавно провели серьезную работу по набору белазистов. Ведь мы отремонтировали большое количество автомобилей, закупили новые. Сейчас этот вопрос уже не такой острый. Но с водителями автобусов и вахтовых автомобилей ситуация пока не улучшается. В учебных центрах даже не набирают такие группы.
Продолжается плодотворное сотрудничество с целым рядом учебных заведений. Это и КузГТУ, который окончили около 10% наших работников, другие вузы и техникумы — Междуреченский горностроительный, Усинский энерготранспортный и другие. И, конечно, учебный центр «Южного Кузбасса». Там ежегодно проходят обучение и переобучение тысячи человек, работают грамотные преподаватели, многие из которых в аудиторию пришли с шахты, разреза, фабрики.
Снова хотел бы отметить, что в «Южном Кузбассе» никогда не остается без внимания социальная сфера. Своевременная выплата заработной платы, организация летнего детского отдыха, новогодние подарки, поддержка наших пенсионеров — все это очень важно сегодня и всегда.
В завершение скажу, что 2019-й был непростым годом, но нам вместе удалось справиться со многими трудностями, внедрить новые подходы в работе. Коллективу «Южного Кузбасса» есть чем гордиться в прошлом, и есть на что надеяться в будущем. Все у нас получится!
Елена Милованова