Обзор СМИ


Угольная отрасль Хакасии на грани?
27.10.2022


Экономический кризис, коллапс, катастрофа — как только не называют текущее положение дел угледобывающих предприятий Республики Хакасия. Эти слова могут показаться громкими, но, судя по тому, с какими заявлениями сегодня выступают местные власти, ситуация в регионе действительно похожа на критическую.

Хакасские угольщики с прошлого года вынуждены сокращать экспорт угля в восточном направлении, что напрямую угрожает социально-экономическую развитию региона. Почему в республике не могут отгружать уголь в прежних объёмах, и как госорганы пытаются решить эту проблему?

Не хватает ж/д мощностей

Причина падения экспорта угля из Хакасии кроется в массовой переориентации российских угольных компаний на азиатский рынок. И без того загруженный Восточный полигон оказался не готовым к такому резкому наплыву грузоотправителей, в особенности со стороны Якутии.

В Якутии объёмы отгрузок главным образом выросли за счёт увеличения добычи на месторождении-гиганте Эльгинское. Стремительное развитие сырьевого актива началось после смены владельца: напомним, в 2020 году Эльга перешла от ПАО «Мечел» к «А-Проперти».

Так, уже в первой половине 2021 года объёмы добычи на Эльге год к году выросли до 7,5 млн т (+300%). Соответственно, начали увеличиваться и объёмы вывоза угля, поэтому Якутия стала постепенно вымещать с железной дороги грузопотоки из других угледобывающих регионов, включая Хакасию и Бурятию.

К пострадавшим регионам причисляют и Кузбасс, хотя данный регион защищён квотами на гарантированные объёмы вывоза угля. Как регулярно напоминает губернатор Кемеровской области Сергей Цивилев, в регионе не достигают плановых показателей по отгрузкам по причине недостаточной пропускной способности Восточного полигона.

Но вернемся к Хакасии и Бурятии. Как сообщал “РБК”, в 2021 году из обоих регионов суммарно не вывезли свыше 10 млн т угля, что привело к значительным потерям бюджетов. Чтобы исправить ситуацию, Правительство РФ рассмотрело возможность предоставления Хакасии и Бурятии квот на отгрузки угля на восток.

В отношении Хакасии сам президент РФ поручил обеспечить в 2022 году вывоз угля в объёме 9 млн т, равных среднегодовому показателю экспорта республики в восточном направлении. Отметим, что в этот объём также вошли 400 тысяч т угля из Тувы (регион не имеет железнодорожных выходов).

Тем не менее объёмы ж/д отгрузок из Хакасии продолжили падать. Настолько, что к июлю местные угольные предприятия забили тревогу и обратились за решением проблемы к депутатам республиканского Верховного Совета.

В июле представители компаний направили в адрес Верховного Совета Хакасии письмо, в котором выступили с просьбой обеспечить гарантированные объёмы отгрузок угля в восточном направлении. В свою очередь, депутаты госоргана отправили запрос к Правительству РФ.

Федеральные органы вроде бы откликнулись на обращение местного аппарата и даже признали ситуацию критической. Об этом говорят выдержки из официального ответа Администрации Президента РФ, опубликованного на портале pulse19.ru.

    «В связи со снижением объёмов реализации угля на экспорт угледобывающие предприятия вынуждены сокращать свои производственные планы, что ставит их в крайне тяжёлое финансовое положение. <…> В соответствии с информацией, представленной руководителями предприятий угольной отрасли Республики Хакасия, начиная с августа 2022 года может быть приостановлена добыча угля, а с сентября 2022 года — начато сокращение персонала», — говорится в письме Администрации Президента РФ, датированном 9 августа.

Также в документе указывается, что угольный кризис в Хакасии может привести к значительному сокращению налоговых поступлений в бюджет, что может спровоцировать повышение уровня безработицы и нарастание социальной напряжённости. Но нельзя не отметить, что конкретных решений по урегулированию ситуации в письме обозначено не было.

Нет экспорта — нет денег

Спустя почти три месяца история повторилась практически «один в один». Угольные предприятия Хакасии обратились в республиканский Верховный Совет с аналогичной просьбой, поскольку экспорт продукции не восстановился, а, наоборот, упал ещё сильнее. Для сравнения, в марте из Хакасии было вывезено на восток 868 тысяч т угля, а в сентябре — всего 57,4 тысячи т.

Руководители предприятий снова попросили предоставить доступ к железнодорожным мощностям для вывоза угля и выделить квоты. Соответствующее письмо от 17 октября было подписано главами ООО «УК «Разрез Майрыхский», ООО «СУЭК-Хакасия» и ООО «УЛК «Разрез Аршановский». Как и ранее, депутаты Верховного Совета взяли урегулирование вопроса на себя.

Комментируя ситуацию, председатель регионального органа власти Владимир Штыгашев объявил, что на фоне падения экспорта компании республики стали получать меньше прибыли, в связи с чем начали задерживать зарплаты своим сотрудникам. По его словам, на данный момент з/п не получает половина коллективов угольных предприятий.

Если проблема с вывозом угля не решится, от угольщиков перестанут поступать налоговые отчисления в региональный бюджет, что, как выразился Владимир Штыгаев, недопустимо, поскольку получаемые от угольных компаний налоги на прибыль превышают 51% от общего объёма налоговых доходов Хакасии.

Сегодня, 26 октября, в рамках очередного заседания Верховного Совета Хакасии депутаты приняли окончательное решение направить Правительству РФ обращение угольных предприятий по обеспечению вывоза угля из республики.

    «В данном случае об этом просили все угольщики. Почему Верховный Совет Хакасии обращение направляет, а не представители угольной отрасли? Потому что, если уголь не будет отгружен, не будет получена прибыль, доходы в бюджет. А нам нужно социальные обязательства исполнять», — цитирует пресс-служба ВС Хакасии слова председателя комитета по экономической политике, промышленности, строительству и транспорту Василия Шулбаева.

Можно только догадываться, приведут ли действия местных властей к положительному исходу. Но, если брать в расчёт планы других грузоотправителей, положение Хакасии вряд ли удастся исправить, по крайней мере, в следующие два, а то и три года.

Так, накануне Группа «ЭЛСИ» (структура, объединившая ООО «Эльгауголь» и «Сибантрацит») тоже обратилась к Правительству РФ с просьбой обеспечить доступ к железнодорожным мощностям для вывоза дополнительных объёмов угля.

Компания планирует увеличить объёмы отгрузок с Эльгинского месторождения на восток до уровня 1,7 млн т в месяц (+200 тысяч т к текущему уровню). Кроме того, Группа «Элси» хочет нарастить вывоз с подразделений в Новосибирской области до 500 тысяч т (+350 тысяч т), а с подразделений Кузбасса — до 250 тысяч т (+30 тысяч т).

Решающим аргументом в пользу угля «Элси» может стать проект строительства «Тихоокеанской железной дороги». Напомним, компания хочет построить отдельную ж/д ветку для соединения Эльгинского угольного комплекса с портом на побережье Охотского моря, которая должна частично разгрузить Восточный полигон. Предполагается, что проект будет реализован за счёт собственных средств компании, поэтому ей необходимо получать дополнительную прибыль от экспорта угля.

Также не стоит забывать, что проект расширения Восточного полигона завершится не позднее 2024 года — при условии, что он будет выполнен в запланированные сроки.

https://dprom.online/chindustry/ugolnaya-otrasl-hakasii-na-grani/


2024-МАЙНИНГ