Чем добывать будем?
у машиностроителей появился простор для реализации своего потенциала
После введения санкций и последовавшим за ними запретом на экспорт в Россию большого перечня техники у машиностроителей появился простор для реализации своего потенциала. Придумывай, создавай, продавай. Но не все так просто
В начале лета губернатор Кузбасса Сергей Цивилев провел круглый стол под названием «Снижение зависимости российской угольной отрасли от импорта».
— За последние несколько десятилетий российские угольщики попали в зависимость от импортного угольного оборудования, — сказал Сергей Цивилев. — Наша угольная промышленность стала площадкой для испытания оборудования мировых производителей. Сейчас пожинаем плоды. Хотя у нас в стране много предприятий, которые в состоянии — не потеряли оборудование, не потеряли коллективы — производить качественную и конкурентоспособную продукцию. Важно вернуть доверие угольщиков к отечественному оснащению, которое нисколько не уступает иностранному по качеству.
В ходе круглого стола были приведены данные исследований специалистами АО «Росинформуголь». Авторы отмечают, что наиболее импортозависимыми позициями по горно-шахтному оборудованию являются: многоковшовые экскаваторы (100%), дизелевозы (99,6%), погрузчики для открытых горных работ (93%), очистные комбайны (80%) и бульдозеры (76%). Ситуацию по этим позициям можно расценивать как критическую. Наименее импортозависимыми позициями являются: ленточные конвейеры (10,8%), скребковые конвейеры (6,6%), вагонетки (0%) и толкатели (0%). Как удовлетворительную ситуацию с импортозависимостью специалисты считают для следующих типов горно-шахтного оборудования: механизированные крепи (54%), проходческие комбайны (40%), погрузочные машины (48,5%), одноковшовые экскаваторы (40,4%). Как неудовлетворительную по позициям — электровозы (65%), буровые станки для открытых горных работ (54%).
— Я хочу обратиться к угольщикам, — заострил внимание губернатор. — С таким же рвением, как вы поддерживали зарубежные компании, закупая их оборудование, экспериментируя с ним, подсказывая, как его улучшить, надо помочь российским компаниям улучшить продукцию, сделать ее максимально надежной. Мы вместе должны помочь российскому машиностроению выйти на новый уровень. Да, возможно, на первых этапах могут быть трудности, ошибки. Без участия угольщиков и науки наши машиностроители не смогут создать конкуренцию мировым гигантам. Особое обращение у меня к металлургам, я буду сам заниматься этим лично. Необходим выпуск высококачественной стали для наших машиностроителей. Без качества такого уровня, как в Швеции, к примеру, мы не сможем производить оборудование, способное работать в тяжелых условиях угольной отрасли. Мы должны создать такие условия угольщикам, чтобы они могли эффективно конкурировать с угольщиками, например, Австралии.
Михаил Иванов, заместитель министра промышленности и торговли РФ, в своем выступлении рассказал, что, в принципе, российские машиностроители способны на многое. И уже сейчас производят широкий ассортимент импортозамещающей продукции. Но одна из проблем — потребители внутри страны об этом часто даже и не подозревают. А производители не знают, в какие двери стучаться, кому предлагать свои разработки. Поскольку сейчас у нас век информационных технологий, то, как говорится, интернет в помощь. Министерство создало сервис импортозамещения, который позволяет проводить закупки импортозамещающих товаров отечественного производства, аналогов санкционной продукции и оригинальных товаров, произведенных в РФ.
В рамках круглого стола был подписан Меморандум о сотрудничестве между Ассоциацией горнопромышленников России и НОЦ «Кузбасс». Договор предусматривает плотное взаимодействие науки и производства по разработке и испытанию новых образцов техники для шахт и разрезов страны. Площадкой для новых изысканий станет база опорного вуза региона — КемГУ. Как рассказал Леонид Старосвет, министр промышленности и торговли Кузбасса, предприятия региона уже сегодня производят импортозамещающую продукцию и готовы к дальнейшему наращиванию объемов производства при наличии заинтересованности угледобывающих предприятий.
Вроде бы все хорошо. Наука и производство готовы работать в связке. Но испытание опытных образцов техники — огромная проблема. Машиностроители поделились историями из своей практики. Бывает, что около двух лет нужно не вылазить из шахты, чтобы довести свою продукцию до ума. Добавьте к этому риск возникновения ЧП в шахте. Испытательных забоев нет в стране. Нет и общепринятой методики испытаний. Какой собственник рискнет купить или хотя бы предоставить свое предприятие для подобного рода испытаний? Вряд ли шахтеры будут довольны тем, что вместо добычи угля они будут заниматься постоянным ремонтом. Угольщики знают примеры, когда приобретенная техника работала считанные сутки, а потом месяцы всем предприятием безрезультатно занимались ее ремонтом.
В ходе обсуждения был предложен выход — создавать испытательные стенды, разделяя равномерно риски и расходы между производителем и потребителем. Но пока это только предложение. И готовы ли на это пойти угольные компании? Иван Мохначук, председатель Российского независимого профсоюза работников угольной промышленности, по этому поводу высказал большие сомнения. Аргументируя это тем, что в некоторых угольных компаниях в совете директоров есть граждане недружественных России стран. И принимают они решения совсем не в пользу наших производителей.
— У нас умных, креативных голов хватает, — сказал через несколько дней после круглого стола на церемонии закрытия выставки Иван Мохначук. — Мы сделали некоторые выводы после этой выставки. С моим приездом в Москву при участии в работе министерств и ведомств это будет учтено. Я придумал такой термин — «добровольно-принудительная помощь». Мы сделаем все, чтобы добровольно-принудительно помочь нашим угольным компаниям покупать наше оборудования. Но все зависит от его качества, надежности и ремонтопригодности.
Что из себя будет представлять эта добровольно-принудительная помощь, председатель Росуглепрофа уточнять не стал, сохраняя интригу. Видимо, угольщиков ожидает сюрприз.
Можно еще добавить, что в ходе круглого стола было сделано много выводов. Главное — не производить всем одно и то же. Не увлекаться и не делать на одном предприятии все, на что способны. Не создавать лишнюю конкуренцию. Не делать импортозамещение ради импортозамещения.
Иван Прокопьев