Мотивации по-американски

Различные аспекты управления безопасностью в угледобывающей отрасли США


Ежегодно в мире добываются миллиарды тонн сырья, которые оцениваются в триллионы долларов, при этом используется труд миллионов людей. Например, только в горнодобывающем секторе Соединенных Штатов работает около 675 000 человек. Каждый год тысячи людей травмируются и погибают в горнодобывающей отрасли по всему миру.

В некоторых странах травматизм сокращается, но проблемы все еще остаются. Например, в США количество смертельных случаев уменьшилось с 3 000 в год в 1910 году до 55 в 2004 году. Тем не менее риск погибнуть в американской шахте примерно в шесть раз больше, чем в другом промышленном секторе, и риск получить травму вдвое больше, чем в других отраслях. Это означает, что имеется необходимость повышения уровня безопасности в области добычи полезных ископаемых.

Безусловным фактом является то, что соблюдение техники безопасности входит в обязанности руководства и является важным элементом в деятельности организации. Основная цель управления безопасностью — искоренение причин травматизма без снижения прибыльности и эффективности производственной деятельности.

Фактически отправной точкой управления безопасностью в США можно считать период 1950-1960-х годов. Важной вехой в истории менеджмента безопасности является 1970 год, когда конгресс Соединенных Штатов принял Закон о менеджменте безопасности и здоровья (OSHA). С 1970 года появляются новые разработки в этой области, многочисленные публикации, в том числе и по системам управления и организации.

Основные принципы управления безопасностью следующие:

  •  система безопасности должна быть адаптирована к организационной культуре;
  •  руководство должно поставить конкретные цели в области безопасности, создать условия для их успешного достижения и обеспечить систематический контроль их выполнения;
  •  не существует одного универсального способа для создания эффективной системы менеджмента безопасности в организации. Тем не менее, для того чтобы система управления безопасностью была эффективной, она должна соответствовать определенным критериям: должна быть гибкой, привлекать работника к участию, высшее руководство должно четко и наглядно демонстрировать свою поддержку;
  •  при разработке эффективной системы менеджмента безопасности необходимо учесть три важные подсистемы: управленческую, поведенческую и физическую;
  •  все причины, приводящие к небезопасному поведению, должны быть учтены, определены и классифицированы;
  •  существуют определенные группы обстоятельств, приводящие к тяжелым травмам: источники энергии под высоким напряжением, необычные (нестандартные) действия, специфичные условия работы;
  •  основная функция техники безопасности — найти и определить эксплуатационные ошибки, которые приводят к авариям.

Отдел по технике безопасности выполняет различные виды функций, некоторые из них представлены на рисунке.

 

Ответственный за безопасность выполняет множество функций. Вот наиболее важные из них:

  •  разработка и администрирование программы обеспечения безопасности;
  •  контроль за работой сотрудников отдела безопасности;
  •  систематическое обновление информации о современных и передовых способах контроля рисков;
  •  периодическая отчетность перед руководством более высокого уровня управления о деятельности по улучшению безопасности в компании;
  •  представление руководства в государственных учреждениях, страховых компаниях, общественных организациях и так далее по вопросам безопасности;
  •  участие в процессе планирования закупок и в разработке новых услуг, оборудования и других видов деятельности;
  •  ведение учета информации обо всех случаях травматизма.

Программа включает в себя семь шагов:

Шаг 1. Подготовка и представление политики безопасности.

Этот шаг связан с представлением в письменном виде политики контроля за возможными рисками, указанием отдела, отвечающего за выполнение данной функции в организационной структуре предприятия, назначением ответственного и определением его полномочий.

Шаг 2. Назначение ответственного за безопасность.

Этот шаг в основном связан с подбором человека с соответствующей квалификацией и опытом работы для надзора за выполнением правил безопасности и назначением его на соответствующую должность.

Шаг 3. Анализ оперативного учета травматизма.

Этот шаг связан с проведением мониторинга и анализа оперативных записей о травмах, порче имущества и заболеваниях, связанных с работой.

Шаг 4. Оценка масштабов и серьезности операционных угроз.

Этот шаг связан с оценкой масштабов и степени серьезности операционных угроз. А именно — определение характера и степени тяжести потенциальной угрозы, оценка вероятности в единицах времени, оценка средств, необходимых для выполнения корректирующих мер, оценка качества существующих физических гарантий и так далее.

Шаг 5. Выбор методов коммуникации и составление графика.

Этот шаг связан с выбором и планированием систем коммуникаций для таких целей, как информирование руководства высшего звена о состоянии и прогрессе системы обеспечения безопасности и связанных с ней потребностей, и по вопросам, связанным с обучением и инструктажем работников по вопросам техники безопасности и техобслуживания.

Шаг 6. Создание графика периодической отчетности.

Этот шаг предполагает составление графика периодического пересмотра плана обеспечения безопасности и средств его осуществления.

Шаг 7. Разработка ближних и дальних целей.

Этот шаг связан с разработкой соответственно ближних и дальних целей программы обеспечения безопасности.

Существуют две базовые стратегии для специалистов по технике безопасности — это снижение количества опасных действий и повышение количества безопасных действий.

Конкретные действия, рекомендуемые для «усиления чувства удовлетворения от выполнения работы с соблюдением правил безопасности»:

  •  перечислить конкретные личные выгоды, которые получит работник при соблюдении правил безопасности во время выполнения работ;
  •  разработать соответствующие оперативные процедуры (подходы), не только выявляющие, но и поощряющие безопасное выполнение работ;
  •  предоставлять всем заинтересованным работникам материальные поощрения за безопасную работу;
  •  широко привлекать отдельных людей и группы для разработки и внедрения безопасных практик;
  •  подчеркивать выгоды от безопасной работы;
  •  изменить соотношение объявленных выговоров и благодарностей в пользу последних;
  •  изменить соотношение времени, потраченного на составление дисциплинарных актов за нарушение, выявление положительных практик и их поощрение в пользу последнего.

Таким же образом основные факторы, связанные со стратегией «искоренить препятствия для безопасной работы», включают оценку препятствий, обсуждение всех предстоящих изменений с рабочими, получение их согласия до внесения изменений, устранение или снижение препятствий и изучение каждого случая улучшения безопасности с точки зрения его рентабельности для предприятия.

Руководители, которые обычно признают отклонения от безопасных методов работы, делают все возможное для устранения таких отклонений. В связи с этим существует два основных метода: искоренение опасных действий и создание предпосылок для безопасных действий.

Прошлый опыт ясно показывает, что в долгосрочной перспективе создание предпосылок для безопасных действий является очень мощным мотивационным фактором.

Некоторые из таких предпосылок, которые могут использовать руководители:

  •  сосредоточение внимания на важности безопасной работы;
  •  укрепление и повышение важности стандартов управления системой безопасности;
  •  напоминание работникам о подходах (методах) безопасного выполнения работ;
  •  признание и вознаграждение за безопасную работу, а не дисциплинарные взыскания.

Анализ показывает, что многие несчастные случаи в промышленном секторе происходят из-за недостатков в управлении. По информации журнала Fortune, многие руководители в промышленном секторе по-прежнему считают, что небрежность работников действительно является причиной аварий и травматизма и они должны быть за это наказаны. Несмотря на такое распространенное убеждение, анализ производственного травматизма в штате Пенсильвания показал, что только 26% травм были результатом небрежности работников.

Реальными причинами возникновения различных промышленных сбоев явились: несоблюдение установленных процедур (правил); плохое обеспечение выполнения установленных процедур (правил); некачественное выполнение работ; отсутствие контроля за проведением работ; плохое планирование; недостаточный контроль за подготовкой места проведения работ; отсутствие надлежащего контроля за оборудованием, инструментами и объектами (обязанность ответственных за безопасность); дефекты или потенциальная опасность, возникающая при эксплуатации промышленных объектов и оборудования (отсутствие надлежащего контроля); плохое техобслуживание и ремонт систем; незнание рабочими потенциальных рисков и неумение их устранить (плохие обучение и инструктажи); неправильное использование оборудования, инструментов (плохая подготовка к ведению работ, неправильно спланированные процедуры); отсутствие осознания опасности (плохая подготовка рабочих, несоответствующее содержание обучения, недостаточно проработанные правила и меры безопасности); нерациональный подбор работников и их размещение; нечетко прописанные операционные процедуры.

Фрагмент из книги «Безопасность угольных шахт: человеческий фактор. Зарубежный опыт». Составители В.С. Гершгорин, Л.П. Петухова, НФИ КемГУ, Новокузнецк.


2024-МАЙНИНГ