«Черниговец»: 50 лет стабильности

Этот разрез — гордость и визитная карточка ХК «Сибирский деловой союз»


Юбилейную дату отмечает один из старейших разрезов Кузбасса, гордость и визитная карточка холдинговой компании «Сибирский деловой союз» — разрез «Черниговец». 29 декабря 2015 года угольному гиганту исполнится 50 лет

На крепком фундаменте

На вопрос: «Что для вас «Черниговец?» — работники угледобывающего предприятия отвечают по-разному: любимая работа и достойная заработная плата, новейшие технологии, которые здесь внедряются, и уникальное оборудование, на котором посчастливилось трудиться. Есть еще одна ассоциация, приходящая многим на ум: «Черниговец» — это стабильность.

А начиналось все в далеком 1965-м. Свое название разрез получил от одной из близлежащих деревень — Черниговки. Его строительство проходило в два этапа: поля Черниговское (1965 г.) и Новоколбинское (1976 г.), которые позднее объединили. В день запуска в эксплуатацию на предприятии не было практически никакой инфраструктуры, но бытовые трудности не пугали работников «Черниговца». Настроенные на успех первым директором разреза Владимиром Константиновичем Михальченко, горняки были уверены: они строят крепкий фундамент предприятия, которое в будущем станет одним из самых мощных в Кузбассе. И первая пятилетка стала тому подтверждением — добыто 6 765 000 тонн угля. За годы работы горняки предприятия добыли более 180 миллионов тонн угля, отработали почти 2 миллиарда кубометров вскрыши.

Прошло 50 лет с момента основания, а разрез по-прежнему уверенно стоит на ногах, с каждым годом наращивает объемы добычи, развивается и набирает мощь. Сегодня АО «Черниговец» — одно из самых стабильных и высокотехнологичных предприятий Кузбасса и России. Имеющихся запасов угля — 200 миллионов тонн — достаточно для того, чтобы разрез продолжал стабильно работать еще как минимум 30 лет.

Новое время, новые возможности

Для переработки всего добываемого на разрезе «Черниговец», а также на шахте «Южная», угля была построена современная обогатительная фабрика «Черниговская-Коксовая», торжественное открытие которой прошло в декабре 2012 года. На эти цели холдинговая компания «Сибирский Деловой Союз» инвестировала 5,7 миллиарда рублей. Производственная мощность новой фабрики рассчитана на ежегодную переработку 4,5 миллиона тонн угля коксующихся и энергетических марок. Из них переработка углей марки «КС» (угли шахты «Южная») — 3 миллиона тонн в год, марки «СС+КСН» (угли разреза «Черниговец») — 1,5 миллиона тонн. Суммарная мощность обогатительного комплекса, включающего уже действующую фабрику «Черниговская», составляет 11 миллионов тонн угля в год.

На разрезе проведена полная реконструкция железнодорожной инфраструктуры. Для бесперебойного функционирования новой обогатительной фабрики «Черниговская-Коксовая», а именно — для своевременной подачи вагонов под погрузку готовой продукции, построена углепогрузочная станция Логовая. Инвестиции в ее строительство составили около 300 миллионов рублей.

Сегодня предприятие проводит масштабные работы по переносу участка автомобильной трассы Кемерово — Анжеро-Судженск протяженностью 5,8 километра. Дело в том, что как раз под ней расположены запасы угля участков Шурапский и Шурапский-Восточный (140 млн. тонн). Завершение строительства объездной дороги планируется в 2016 году, общие затраты при этом составят 1,7 миллиарда рублей. Начало работ по вскрытию запасов, находящихся под автомобильной дорогой, планируется на январь 2017 года.

С целью минимизации затрат на перемещение вскрышных пород на «Черниговце» планируется строительство комплекса циклично-поточной технологии (ЦПТ). Ввод в эксплуатацию этого объекта существенно изменит структуру вскрышных грузопотоков разреза. Если сегодня автотранспортная вскрыша, — кстати, одна из самых затратных, — составляет 90% от общей вскрыши по предприятию, то с вводом ЦПТ она сократится на 20%. Таким образом, с помощью циклично-поточной технологии на «Черниговце» планируется перемещать 20 миллионов кубометров горной массы в год.

Встречая юбилей

Накануне юбилея, 29 декабря 2015 года, горняки планируют добыть рекордное количество «черного золота» за всю историю предприятия — 6,4 миллиона тонн за год. Принятой на предприятии программой развития предусмотрен дальнейший поэтапный рост объемов добычи, который позволит к 2021 году увеличить годовую добычу до 8,5 миллиона тонн угля.

С 2009 года на предприятии проводится масштабное техническое перевооружение. За 7 лет инвестиции в модернизацию производства составили 8,4 миллиарда рублей. Горнотранспортное оборудование, которое приобретает холдинговая компания СДС для предприятия, самое современное и высокопроизводительное в угольной отрасли.

Сегодня на «Черниговце» работают 90 единиц автосамосвалов марки БелАЗ грузоподъемностью 47, 55, 130, 220, 240, 320, 360 тонн. Уникальный, единственный в мире 450-тонный белорусский гигант также проходит промышленные испытания на разрезе. С момента запуска в работу (ноябрь, 2014 г.) он уже вывез более 1,5 миллиона кубометров горной массы.

В забоях «Черниговца» в круглосуточном режиме работают 36 экскаваторов. Самые большие из них — «американцы»P&H-2800 с объемом ковша 33,6 кубометра. По производительности эти машины демонстрируют одни из лучших результатов в мире. К примеру, экипаж экскаватора P&H-2800 № 50 под руководством опытного машиниста, Героя Кузбасса Александра Гринева по годовой производительности показал второй результат в мире среди аналогичных машин, отгрузив за 2014 год 12 миллиона кубометров горной массы.

Юбилейный год горняки «Черниговца» отмечают производственными рекордами. В мае 2015 года в рамках дней повышенной нагрузки установлено несколько суточных рекордов по отгрузке и вывозу вскрыши с помощью автотранспортной технологии. В целом по угольному предприятию за двое суток отгружено и вывезено около 500 000 кубометров горной массы. Это в 1,3 раза больше производственного плана на указанный период. Установлен рекорд предприятия и в ноябре: бригада Юрия Петухова на экскаваторе P&H-2800 №51 за сутки отгрузила 53 600 кубометров горной массы, что на 70% превышает плановый показатель. Это максимальный суточный объем отгрузки, произведенный с начала 2015 года.

— Такого рода достижения — это, бесспорно, и человеческая заслуга, и прямое следствие масштабного технического перевооружения нашего предприятия, — резюмирует генеральный директор АО «Черниговец» Игорь Реутов. — Сегодня экскаваторы у нас заменены примерно на 90%, автомобили — почти полностью. Остается лишь приложить все силы, чтобы это оборудование работало на 100%. Однако уже сегодня мы можем уверенно говорить, что годовой план по добыче на «Черниговце» однозначно будет выполнен.

Анастасия Галайда
Наталья Санникова


Юрист Сухининой