Большие возможности
Количество аукционов на распределение участков недр с запасами угля и золота резко сократилось
Более семидесяти лицензий на право пользования недрами с целью геологического изучения, разведки и добычи полезных ископаемых выдано в 2020 году в Новосибирской, Кемеровской, Омской областях, Алтайском крае и Республике Алтай. В федеральный бюджет перечислено 958 миллионов рублей в качестве разовых платежей за пользование недрами и платы за участие в аукционах. При этом в Кузбассе количество аукционов на распределение участков недр с запасами угля и золота за год резко сократилось.
О причинах этого, проблемах, связанных с изучением и освоением месторождений, а также о перспективах развития отрасли — разговор с Виктором Людвигом, начальником отдела геологии и лицензирования по Кемеровской области департамента по недропользованию по СФО (Кузбасснедра)
— Виктор Михайлович, какую сумму за год принесли в федеральный бюджет аукционы на участки кузбасских недр? Какие аукционы на право недропользования запланированы в Сибири?
— Год получился менее продуктивным. Прошло всего пять аукционов, тогда как в предыдущие годы было по десять-двенадцать. И дело не в пандемии, а в социальных протестах. Митинги против выдачи лицензий на разработку угольных месторождений в течение года проходили в Новокузнецком, Мысковском и Прокопьевском округах. В итоге, распределив всего четыре угольных участка, мы перечислили в федеральный бюджет 881 миллион рублей. А раньше направляли до 2,5 миллиарда.
— Сколько сейчас действующих лицензий в Кузбассе?
— На начало 2021 года насчитывалось 289 на уголь, а всего на твердые полезные ископаемые — 420. Из них 78 поисковых для геологического изучения недр и 342 эксплуатационных, с правом добычи. Выдавая лицензии, мы в основном распределяем запасы, которые разведали наши предшественники — геологи советского периода. Так, в регионе на государственном балансе учитывается 68,6 миллиарда тонн разведанных запасов угля. А прогнозные ресурсы Кузнецкого бассейна составляют еще 302,6 миллиарда тонн. Этот огромный вклад геологов в создание минерально-сырьевой базы нашего региона — солидный задел для дальнейшего развития угольной отрасли. На данный момент в пользование угольным предприятиям уже передано для разработки угля в общей сложности 22,1 миллиарда тонн запасов — третья часть того, что разведано.
— А как распределяются запасы угля по территории Кемеровской области? Каковы перспективы развития добычи?
— Основные запасы угля сосредоточены в районе Прокопьевска, Киселевска, богаты запасами Талдинское месторождение, Ленинский рудник, Междуреченск. Все эти площади активно разрабатываются. Но угольные пласты залегают и в тайге, за Томью, в Крапивинском районе. Осваивать их — значит строить дороги, вырубать деревья, подвергать природу дополнительной нагрузке. Хотя, с другой стороны, это избавит от необходимости продолжать добычу вблизи застроенных территорий, что чревато дальнейшим ухудшением условий жизни населения. Пока эта дилемма не решена. И таежные участки за Томью на аукционы практически не выставляют.
Вместе с тем угледобыча в Кузбассе, которая еще недавно превышала шестьдесят процентов общероссийского объема, снижается. Это происходит из-за падения рыночных цен, обострения логистических и других проблем на фоне пандемии, а также ограничения отгрузки в восточном направлении. На федеральном уровне найдено очень верное решение: облегчив углю путь в страны АТР, стимулировать добывающие компании к вложению части прибыли в развитие в Кузбассе иных отраслей. Конечно, на это требуется добрая воля собственников компаний. А потенциальные возможности для развития той же глубокой переработки угля в регионе очень большие.